Главная · Страны для эмиграции · Город мертвых - чегемское ущелье - загадочные места кабардино-балкарии - каталог статей - тайны кавказа. Эльтюбю и город мертвых Город мертвых в кбр

Город мертвых - чегемское ущелье - загадочные места кабардино-балкарии - каталог статей - тайны кавказа. Эльтюбю и город мертвых Город мертвых в кбр

Природа Верхнечегемской котловины необычайно красива. На юге вечными снегами сверкают вершины Бокового хребта (Курмытау и др.) высотой более четырех километров. Великолепная и неприступная как цитадель гора Каракая ("черная скала" - балк.; 3646 метров), высочайшая в Скалистом хребте, возвышается на востоке. В ее отроге, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю - древняя стоянка человека (13 - 15 тысяч лет). Недалеко от грота - древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

Чегемское ущелье каким-то чудесным образом сочетает в себе красоту природы и загадки истории. Вероятно, это и вдохновило кинематографистов снимать здесь художественный фильм "Земля Санникова" (реж. А. Мкртчян, Л. Попов; 1973 г.). В верховьях Чегема - у селения Эл-Тюбю, Чегемских водопадов, водопада Андай-Су происходит значительная часть действия фильма. В ущелье, в том числе у водопадов, снимались эпизоды фильма С. Ростоцкого "Герой нашего времени" (1965-1966 гг.). В 1975 г. в селении Эл-Тюбю снимали фильм "Всадник с молнией в руке".

Село Эл-Тюбю напоминает музей под открытым небом. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе "Эл-Тюбю" означает "основание села". Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего еще более старого населенного пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет. В центре селения мы можем увидеть старинную башню, которую, в конце XVII - начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. Эту башню называют еще «Башня любви». Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников, украденной им в Дагестане красавице - кумычки Кериме. Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (к сожалению, она не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.

Тут же, у моста стоит «камень позора» с проделанным в нем отверстии (согласно легенде, к нему в средневековье привязывали преступников. Имеются еще камень Авсолту, которому раньше поклонялись, видя в нем покровителя охоты Афсати; и "священный" камень Байрам-таши, и камень силачей весом в триста килограммов (победителем в соревнованиях считался тот, кто отрывал его от земли)…

Рядом с селом, по скалистой стене вверх уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы, ведущие к пещере, в которой по легенде, были схоронены древние христианские реликвии, которые до сих пор ищут.
В древние времена, когда враг наступал, люди уходили по лестницам в горы, а воины занимали оборону выше лестниц, чтобы обрушивать на врага камни и стрелы. Лазая по лестницам сегодня, в мирное время, понимаешь, как несладко приходилось нападавшим.

В центре селения, у моста находится памятник К. Кулиеву в виде бюста. Неподалеку отсюда можно увидеть старинные сакли из камня с плоскими дерновыми крышами. За недостатком пахотной земли на этих крышах раньше выращивали ячмень и овес, а после сбора скудного урожая, выпускали пастись коз.Эти старинные постройки села стали естественными декорациями, когда здесь снимался художественный фильм А. Балабанова "Война" (2002 г.).

У подножья еще одного интересного природного объекта - вулканического массива Кум-Тюбе ("песчаный холм" - балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мертвых». Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона "Альфа". Над его вершиной в 1980-х гг., наблюдались загадочные ночные свечения.

Так вот «Городок мертвых» - памятник истории и культуры -находитсяв нескольких сотнях метров от селения Эл-Тюбю. Здесь сохранились "дома мертвых" или "кешене" эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние - мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние "кешене" называют "христианскими", хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний. Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких "домах мертвых" - это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения Алании Кавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь - тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии - это были "башни молчания", а на Кавказе - сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и "домах мертвых". Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.

Мусульманские мавзолеи, в отличие от более старых кешене, увенчивались куполом и имели по 6 или 8 граней. В этих поздних сооружениях захоронены далекие предки нынешних жителей селения. На одном из мавзолеев Эл-Тюбю сохранилась каменная "шишечка", которая говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.

Вот что, в частности, пишет Л. И. Лавров: «Внешний осмотр Верхнечегемского могильника дает возможность различить в нем семь типов могил: 1) земляная насыпь, обложенная по краям камнями; 2) каменная насыпь; 3) каменный ящик, сложенный из гладко пригнанных камней и внутри засыпанный камнями. То есть та же каменная насыпь, но с укрепленными стенками; 4) каменный сцементированный ящик с крутой двускатной крышей; внутренность ящика заполнена камнями; эта могилa отличается от предыдущей лишь тем, что она лучше предохранена от разрушения; 5) могила с таким же ящиком, как и у предыдущей, отличающимся от него тем, что, во-первых, внутри он пустой и, во-вторых, «имеет маленькое квадратное окошечко с восточной стороны. То есть это маленький склеп, как бы повторяющий собою внешние формы каменной зацементированной насыпи; 6) большой четырехугольный склеп (кешене) с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны; » 7) большой восьмиугольный склеп с пирамидальной (так же — восьмигранной) высокой крышей, переходящей вверху в конус».
далее: «Уже один простой перечень семи встречающихся типов наводит на мысль, что склепы Северного Кавказа не повторяют архитектурную традицию тех или иных, в прошлом более культурных народов, оказывавших влияние на горцев. Склепы органически увязаны с местной «архитектурой» горских могил. Мы видим, как каждый тип является лишь усложнением предыдущего.

По дороге из села к "городку мертвых" можно увидеть оросительный канал - отведенное в сторону русло горного ручья. Этот канал был создан не одно столетие назад и, видимо, служил для полива полей в нижней части склона. Стоило установить в канале заслонку, как вода начинала переливаться через невысокий земляной бортик и орошала посевы внизу.


дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название - Эльтюбю (Эль-Тюбю) - "Селение на дне долины", где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место

Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.



Там Кулиев когда-то жил,
там была его колыбель,
там осталась сакля его
на берегу реки Жылгы-Су.

Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.

Во-вторых, Верхний Чегем - музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.

Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

Но кое что от нас Дмитрий в этом селении утаил:
Тут же, у моста стоит «камень позора», к которому, по преданиям, в средневековье привязывали преступников. По речке Джилги-Су, впадающей в Чегем слева, заметны остатки греческих храмов, вырубленных в скалах. В один из бывших храмов, располагавшийся в пещере, ведет плохо сохранившаяся тропа в виде лестницы, вырубленной в скале. Это тропа так и называется – "Греческая лестница". Здесь, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского "Скала сгоревших девушек"), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет).
Путь в теснину опасен и крут,
Камни срываются в горный поток,
На высокой скале вдоль стены
По тропе придешь к письменам.

Недалеко от грота – древнее городище "Лыгыт", которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

А, быть может он этого и сам не знал... Значит, есть повод побывать здесь ещё раз с более подробной экскурсией! А вот магазинчиком местным полюбовались...

Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же "Город мертвых", обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.

В "Городе мертвых" сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей,

а другие четыре - восьмигранные с куполообразной,

а так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.

Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

Над селом стоят кешэнэ,
между склепами по земле
расстелились плотным ковром
можжевеловые кусты.

Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ

через ничем не прикрытое небольшое окно,

и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься - они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.



Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы...

Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память,

но, по зрелому рассуждению, решила, что пусть уж остаются где были, негоже из этого места что-нибудь забирать...

Дмитрий не только поднимал нас под облака и привёз в это место, но и стал нашим экскурсоводом.

Никакой подробной (и даже краткой) научной информациии о "Городе мёртвых" в интернете найти не удаётся, по крайней мере я не обнаружил... Специалисты молчат, так что на самом-то деле не понятно, чем эти кешенэ являются, поэтому пользуюсь пересказами чужих мнений и представлений, возможно ошибочных...

И этого тоже мы не увидели:
Напротив селения, на правом берегу Чегема, видны стены средневекового караван-сарая, одной из гостиниц, стоявших на древнем торговом пути, который когда-то проходил по горам Кавказа.

Караваны давно прошли
Из Китая – в небытие.
В обрамлении облаков
Спят легенды давних времен.

Обходя склепы, вновь попали под дождь. Какой же он был холодный! Но, как только, отправившись в путь обратный, оказались у паропланодрома, тучи разошлись и появилось солнце. Действительно, уникальное место! В целом, если не придираться к отдельным деталям, поездка удалась. Возможны повторения в будущем.

Эль-тюбю — балкарское село, 337 жителей (2002), 296(2010). Верхнечегемское сельское поселение Чегемского района.
Близлежащие города: Аргудан, Пятигорск, Владикавказ
Координаты: 43°16’3″N 43°9’3″E

Обзор
Загадочное древнее балкарское селение Эль-Тюбю - это средоточие истории всей Балкарии. Старинные сторожевые башни, остатки греческих храмов и аномальные явления притягивают сюда искателей приключений и ценителей прекрасного.

История
Древнее балкарское селение Эль-Тюбю в верховьях Чегемского ущелья на левом берегу реки Чегем. Это родина великого балкарского поэта и мудреца Кайсына Кулиева.
Башню Балкаруковых в Эль-Тюбю ещё называют Башней любви. Легенда рассказывает, что построил её Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников украденной им в Дагестане красавицы Кериме.
Недалеко от селения вверх по скалистой стене уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы. Они поднимаются на высоту около 30 метров и ведут к небольшой площадке, огороженной стенами высотой до двух метров и толщиной около полуметра. Согласно легендам, путь можно было продолжить и дальше, по узкой тропке, ведущей в таинственную пещеру, где были спрятаны христианские реликвии - книги и утварь. Спрятанное пока никому не удалось найти. В древние времена по лестницам уходили в горы от врагов, а выше лестниц воины занимали позиции для обороны.
Немного выше Греческих лестниц находятся древние балкарские мавзолеи, в которых хоронили местную знать в VIII–XVIII веках.
(с) по материалам сайта

Город Мертвых
Природа Верхнечегемской котловины необычайно красива. На юге вечными снегами сверкают вершины Бокового хребта (Курмытау и др.) высотой более четырех километров. Великолепная и неприступная как цитадель гора Каракая («черная скала» — балк.; 3646 метров), высочайшая в Скалистом хребте, возвышается на востоке. В ее отроге, в горном массиве Кызла-Кюйгенкая (с балкарского «Скала сгоревших девушек»), находится грот Кала-Тюбю – древняя стоянка человека (13 – 15 тысяч лет). Недалеко от грота – древнее городище «Лыгыт», которое относится к VIII-X вв. нашей эры, с подземным деревянным водопроводом.

Чегемское ущелье каким-то чудесным образом сочетает в себе красоту природы и загадки истории. Вероятно, это и вдохновило кинематографистов снимать здесь художественный фильм «Земля Санникова» (реж. А. Мкртчян, Л. Попов; 1973 г.). В верховьях Чегема — у селения Эл-Тюбю, Чегемских водопадов, водопада Андай-Су происходит значительная часть действия фильма. В ущелье, в том числе у водопадов, снимались эпизоды фильма С. Ростоцкого «Герой нашего времени» (1965-1966 гг.). В 1975 г. в селении Эл-Тюбю снимали фильм «Всадник с молнией в руке».
Село Эл-Тюбю напоминает музей под открытым небом. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего еще более старого населенного пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет. В центре селения мы можем увидеть старинную башню, которую, в конце XVII – начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. Эту башню называют еще «Башня любви». Построил ее по легенде Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников, украденной им в Дагестане красавице — кумычки Кериме. Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (к сожалению, она не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.

Тут же, у моста стоит «камень позора» с проделанным в нем отверстии (согласно легенде, к нему в средневековье привязывали преступников. Имеются еще камень Авсолту, которому раньше поклонялись, видя в нем покровителя охоты Афсати; и «священный» камень Байрам-таши, и камень силачей весом в триста килограммов (победителем в соревнованиях считался тот, кто отрывал его от земли)…

Рядом с селом, по скалистой стене вверх уходят две старинные оборонительные Греческие лестницы, ведущие к пещере, в которой по легенде, были схоронены древние христианские реликвии, которые до сих пор ищут.
В древние времена, когда враг наступал, люди уходили по лестницам в горы, а воины занимали оборону выше лестниц, чтобы обрушивать на врага камни и стрелы. Лазая по лестницам сегодня, в мирное время, понимаешь, как несладко приходилось нападавшим.
В центре селения, у моста находится памятник К. Кулиеву в виде бюста. Неподалеку отсюда можно увидеть старинные сакли из камня с плоскими дерновыми крышами. За недостатком пахотной земли на этих крышах раньше выращивали ячмень и овес, а после сбора скудного урожая, выпускали пастись коз. Эти старинные постройки села стали естественными декорациями, когда здесь снимался художественный фильм А. Балабанова «Война» (2002 г.).
У подножья еще одного интересного природного объекта — вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» — балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мертвых». Этот массив был включен в список аномальных мест России как аномальная зона «Альфа». Над его вершиной в 1980-х гг., наблюдались загадочные ночные свечения.

Так вот «Городок мертвых» — памятник истории и культуры — находится в нескольких сотнях метров от селения Эл-Тюбю. Здесь сохранились «дома мертвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние — мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний. Подобные четырехгранные дома мертвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мертвых» — это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения АланииКавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мертвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь — тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии — это были «башни молчания», а на Кавказе — сухие пещеры, погребения в оссуариях (специальных сосудах для сбора костей) и «домах мертвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться.

На одном из мавзолеев Эл-Тюбю сохранилась каменная «шишечка», которая говорит о том, что мужчины рода, которому принадлежит данный мавзолей, еще пока живы, хотя в этом мавзолее уже давно никого не хоронят.


Вот что, в частности, пишет Л. И. Лавров: «Внешний осмотр Верхнечегемского могильника дает возможность различить в нем семь типов могил: 1) земляная насыпь, обложенная по краям камнями; 2) каменная насыпь; 3) каменный ящик, сложенный из гладко пригнанных камней и внутри засыпанный камнями. То есть та же каменная насыпь, но с укрепленными стенками; 4) каменный сцементированный ящик с крутой двускатной крышей; внутренность ящика заполнена камнями; эта могилa отличается от предыдущей лишь тем, что она лучше предохранена от разрушения; 5) могила с таким же ящиком, как и у предыдущей, отличающимся от него тем, что, во-первых, внутри он пустой и, во-вторых, «имеет маленькое квадратное окошечко с восточной стороны. То есть это маленький склеп, как бы повторяющий собою внешние формы каменной зацементированной насыпи; 6) большой четырехугольный склеп (кешене) с высокой двускатной крышей и окном с восточной стороны; » 7) большой восьмиугольный склеп с пирамидальной (так же - восьмигранной) высокой крышей, переходящей вверху в конус».
далее: «Уже один простой перечень семи встречающихся типов наводит на мысль, что склепы Северного Кавказа не повторяют архитектурную традицию тех или иных, в прошлом более культурных народов, оказывавших влияние на горцев. Склепы органически увязаны с местной «архитектурой» горских могил. Мы видим, как каждый тип является лишь усложнением предыдущего.
По дороге из села к «городку мертвых» можно увидеть оросительный канал — отведенное в сторону русло горного ручья. Этот канал был создан не одно столетие назад и, видимо, служил для полива полей в нижней части склона. Стоило установить в канале заслонку, как вода начинала переливаться через невысокий земляной бортик и орошала посевы внизу.









Эльтюбю и город мертвых в долине реки Чегем
После полётов и обеда настал черёд «культурной программы» — отправились отдать дань предкам нынешних жителей Кабардино-Балкарии. Дмитрий повёз нас в «Город мёртвых».

Выше по ущелью Чегема от места, где проходят полёты парапланеристов дорога проходит селение Верхний Чегем, прежнее название - Эльтюбю (Эль-Тюбю) - «Селение на дне долины», где мы ненадолго остановились у моста через Жилгы-Су, притока Чегема. Ущелье Джилги-Су рассекает селение на две части.

Проскочить мимо без остановки было невозможно, поскольку это тоже очень интересное место.


Во-первых, это родина народного поэта Кабардино-Балкарии Кайсына Шуваевича Кулиева.


Этот памятник является центром селения, возле него него собираются местные жители отметить праздники и торжественные события.
Во-вторых, Верхний Чегем — музей под открытым небом. Он представляет большой интерес для археологов. В центре стоит сторожевая башня XVII в., напоминающая башни Сванетии.


Это сторожевая башня рода Малкоруковых.

Постояв у головы Кайсына Кулиева, осмотрев башню и окрестные скалы, отправились дальше и, через небольшое время, стал виден древний некрополь, он же «Город мертвых», обнесённый низкой стеной, сложенной из ничем между собой не скреплённых камней.



В «Городе мертвых» сохранилось восемь наземных мавзолеев, (кешенэ), четыре из которых прямоугольные с двускатной крышей, а другие четыре — восьмигранные с куполообразной, а так же огороженные небольшими каменными стенами древние грунтовые родовые могилы без каких-либо опознавательных знаков.




Некрополь относят к XI – XIV вв. нашей эры. Поражает суровость и грандиозность окружающего пейзажа. Испытываешь священный трепет.

Над селом стоят кешэнэ,
между склепами по земле
расстелились плотным ковром
можжевеловые кусты.

Склепы, видимо, разграблены, некоторые разрушены, непонятно, людьми или разбушевавшейся стихией.

Заглянув внутрь одного из уцелевших кешенэ, через ничем не прикрытое небольшое окно,и осмотрев пол и пространство под куполом, убежаешься — они пусты. Стены изнутри, как можно видеть, оштукатурены.





Если задуматься, то загадочного много. Было ли там на самом деле хоть что-нибудь, как это что-то туда помещали и как после извлекли, остаётся непонятным. Очень уж окошки малы…

Галина Владимировна подняла с земли пару камней, собираясь взять на память, но, по зрелому рассуждению, решила, что пусть уж остаются где были, негоже из этого места что-нибудь забирать…


Дмитрий не только поднимал нас под облака и привёз в это место, но и стал нашим экскурсоводом.
Никакой подробной (и даже краткой) научной информациии о «Городе мёртвых» в интернете найти не удаётся, по крайней мере я не обнаружил… Специалисты молчат, так что на самом-то деле не понятно, чем эти кешенэ являются, поэтому пользуюсь пересказами чужих мнений и представлений, возможно ошибочных…
Обходя склепы, вновь попали под дождь. Какой же он был холодный! Но, как только, отправившись в путь обратный, оказались у паропланодрома, тучи разошлись и появилось солнце. Действительно, уникальное место! В целом, если не придираться к отдельным деталям, поездка удалась. Возможны повторения в будущем.



(с) по материалам сайта

Подготовил: Чайка

Средневековые некрополи, или города мертвых – явление, характерное для Северного Кавказа. Самые известные из них – это Цой-Педе в Чечне и Даргавс в Северной Осетии. Крупнейший же могильник, сохранившийся на территории Кабардино-Балкарской республики, расположен близ селения Эльтюбю.

Эльтюбю: наследие древних времен

Таинственное село Эльтюбю часто называют средоточием балкарской истории. Укрывшееся от внешнего мира в живописных местах в верховьях Чегема, средь величественных и неприступных гор, оно дарит кров человеку вот уже не одно тысячелетие. Здесь обнаружена древнейшая стоянка, чей возраст, по прикидками ученых, может составлять более десяти тысяч лет. В этих же краях находится старинное городище Лыгыт, чье возникновение историки относят к восьмому столетию нашей эры. На территории городища находится чудо средневековой мысли - подземный деревянный водопровод.

Все в Эльтюбю пронизано духом старины: это и построенные несколько столетий назад каменные дома, и возведенная в семнадцатом веке сванскими мастерами и овеянная легендами «Башня любви», и священный камень Байрам-таши, и оборонительные лестницы, и остатки греческих христианских пещерных храмов. Конечно, есть в Эльтюбю и более современные памятники. Поскольку здесь родился Кайсын Кулиев, центр села украшает бюст знаменитого балкарского поэта.

И все же главным достоянием Верхнечегемской котловины, притягивающим сюда множество путешественников, считается старинное кладбище, Город мертвых.

Возникновение Города мертвых

Происхождение могильника близ Эльтюбю объясняют по-разному. По одной версии, склепы и усыпальницы жителям села приходилось возводить из-за особенностей рельефа местности: хоронить в земле здесь было довольно затруднительно. Другая гипотеза предполагает, что такие строения – наследие раннего средневековья, в тот период среди алан появились последователи зороастризма. Эта религия исключала осквернение священных стихий земли и огня, поэтому покойников нельзя было ни закапывать, ни сжигать. Зороастризм на Кавказе был достаточно быстро вытеснен другими верованиями, но обычай помещать умерших в склепы остался. Непохожие друг на друга типы могильников свидетельствуют о том, что сооружены они все были в разное время под влиянием господствующей в тот или иной период религии.

По результатам археологических раскопок, ученые относят имеющиеся на территории кабардино-балкарского Города мертвых захоронения к X-XVIIвекам. А обнаруженные исследователями погребения по большей части были совершены по мусульманским обычаям.

Разнообразие усыпальниц могильника Эльтюбю

В единственном хорошо сохранившемся на территории Кабардино-Балкарии Городе мертвых до настоящего времени всего восемь неразрушенных могил, хотя еще в 30-е годы прошлого века их здесь было больше. Один из исследователей местности выделил тогда несколько видов усыпальниц:

окруженные по периметру камнями земляные насыпи;

насыпи, сооруженные непосредственно из камней;

каменные ящики двух типов, с гладко подогнанными друг к другу булыжниками и сцементированные;

могила-ящик с небольшим расположенным на восточной стенке окошком; четырехгранные кешене с двускатной крышей и окном (как и в предыдущем случае, находящимся с восточной стороны);

склепы восьмиугольной формы с пирамидальной крышей.

Хорошо сохранившиеся до сегодняшнего дня мавзолеи делятся на два типа: более ранние прямоугольные и отнесенные учеными к XVII-XVIIIвекам восьмигранные. Их своеобразные строгие силуэты на фоне суровой горной природы создают неповторимый пейзаж.

Но не только любовь к памятникам старины манит сюда туристов. Ходят слухи, что кабардино-балкарский Город мертвых – это так называемое место силы. Наличие здесь аномальной зоны якобы подтверждают легенды о найденных здесь останках людей, чей рост составлял несколько метров, и предания о долгожительстве местного населения. Однако это уже совсем другая история.


Балкарская народность формировалась на протяжении веков в долинах и ущельях высокогорной части Кабардино-Балкарии. Долина реки Чегем является одним из таких мест. Наибольший историко-архитектурный интерес из чегемских селений представляет Эльтюбю, где сохранились памятники народного зодчества различного назначения, относящиеся к разным стадиям развития архитектуры. Одним из памятников этого интереснейшего селения является располагающийся чуть южнее на склонах «Город мёртвых», уникальный по разнообразию относящихся к разному времени погребальных сооружений.
Чегемское ущелье. На подъезде к некрополю.

Город мертвых

Виртуальные панорамы Чегемского ущелья
1.

2.Панорама интерактивна, надо дождаться загрузки и управлять поворотом изображения с помощью кнопок мыши или клавиатуры

Над всем некрополем доминируют несколько хорошо сохранившихся монументальных усыпальниц — «кешэнэ». Они относятся к разным периодам и делятся на 2 типа по плану и внешнему виду: прямоугольные в плане и восьмиугольные.

Прямоугольные:

Восьмиугольные являются более поздними.

Эти небольшие каменные усыпальницы с одним окном и тонким карнизом, высотой в пять-шесть метров представляют собой неправильные выпуклые восьмигранные пирамидальные объёмы с плавно изогнутыми рёбрами и гранями, завершающиеся сверху шишкой из цельного камня.

Старые чегемские строители не знали настоящего свода, арки, купола, и во всех случаях применяли только ложный свод, то-есть такую систему, когда каждый камень чуть нависает над нижним, постепенно сокращая расстояние между противоположными стенами.


Кроме того, стены из камней неправильной формы делались книзу толще, чем в верху. Всё это и создаёт то своеобразие силуэта, которым отличаются кешэнэ.

Многогранные мавзолеи с конусовидными или пирамидальными завершениями встречаются в архитектуре и Средней Азии, и Азербайджана, и на Северном Кавказе (в частности в Чеченских районах, почти аналогичные, но, в отличие от чегемских неоштукатуренные), и в Кабардинских районах. Все эти памятники относятся к памятникам «мусульманского» зодчества. Это даёт основание видеть в кешэнэ Эльтюбю памятники мусульманского периода и датировать их не ранее чем концом XVII - началом XVIII века.

Построенные с помощью ложного свода, утончающиеся кверху боковые стены которых, постепенно смыкаясь, завершаются острым коньком, прямоугольные кешэнэ выглядят исключительно монументально и воспринимаются значительно крупнее своих абсолютных размеров.

Сравнительно небольшое сооружение Баймурза-кешэнэ, имеющее высоту 8 м 60 см и объём около 160 куб.м, своей монументальностью подчиняет себе окружающий пейзаж, так что кажется, будто создал его не человек, а сама природа.

Необходимо отметить, что эстетическое воздействие всех погребальных сооружений определяется не нагромождением деталей, а композицией объёма, контрастом пятна проёма со светлым оштукатуренным полем стены, умелой постановкой сооружения среди ландшафта. Лишь только на одном кешэнэ имеется декоративное убранство в виде нескольких отпечатков на свежем растворе то горлышка, то дна кувшина.

Вся территория таких некрополей покрыта буйно цветущей горной травой с вкраплениями ярких кустов барбариса.

В охоте за сусликами и прочей живностью, кружат хищные птицы

Посреди звенящей тишины усыпанных камнями склонов мирно пощипывают травку лошади