Главная · Куда уехать? · Городская усадьба разумовского. Городская усадьба разумовского Архитекторы и владельцы усадьбы

Городская усадьба разумовского. Городская усадьба разумовского Архитекторы и владельцы усадьбы

55.7625 , 37.668611

Снимок сделан из-за решетки усадьбы в 1996 году. В то время она была закрыта для посещения

Городская усадьба Разумовского - усадьба и парк в Москве (Басманный район, улица Казакова , 18). При усадьбе на берегу Яузы разбит парк площадью ок. 40 га (охраняемая территория - 29 га). В советское время на территории парка были устроены спортивные площадки. Ближайшая станция метро - Курская и Бауманская .

История

Усадьба

Граф Алексей Кириллович Разумовский.

Деревянный дворец возведен А. А. Менеласом для графа Алексея Кирилловича Разумовского в - . Центральная часть дома сооружена из дерева, боковые двухэтажные флигели - из кирпича. В них сделаны арки-ворота, ведущие во дворы. Этот замечательный шедевр русского зодчества ярким образцом городского усадебного строительства. Широкое пространство двора отделяет основной корпус от улицы и позволяет видеть этот памятник во всем великолепии. С исключительной художественной выразительностью решена центральная входная часть: полукруглая ниша, переходящая вверху в полукупол, отделена легкими, изящными колоннами, оттеняющими её глубину. Строгого рисунка фронтон выразительно завершает композицию входа.

Дом А. К. Разумовского был некогда окружен грандиозным парком. Этот парк, доходивший до реки Яузы , славился как «место, которое прелестью неискусственной природы заставляло бы его (посетителя) забывать, что он в городе».

Слишком дорогостоящее содержание дворца и огромные долги тяготили графа, и несколько раз просил он императора Александра I купить имение за 850 тысяч рублей, из которых 800 тысяч сразу уходили на оплату долгов.

В годы СССР

Сам институт возобновил свою деятельность в 1946 году : были восстановлены педагогический и спортивный факультеты, возобновила набор школа тренеров, создавались научно-исследовательские кружки при кафедрах.

После арендатором стал ВНИИФК, началось превращение в сооружение, удобное для размещения лабораторий ВНИИФКа, а в центральной части главного дома соорудили баню-сауну для личного пользования руководства. Баня функционировала более 10 лет, за это время с фасада отлетела штукатурка, и начали разрушаться кирпичные стены.

При подготовке Москвы к Олимпиаде 1980 года дворец был включен в список олимпийских объектов и к концу 1979 года помещения были полностью освобождены. Начались строительные работы, которые нельзя было назвать реставрационными. К Олимпиаде не успели и работы были прекращены на долгие годы.

Россия

Современное состояние усадьбы

Приблизительно с середины 1990-х Госкомитет по спорту стали уплотнять в связи с дальнейшим вселением в здание структур Академии Художеств.

Через несколько месяцев, в июле 1999 года, произошёл пожар, значительно повредивший часть главного здания.

С осени 2008 года в здании усадьбы располагается

После Отечественной войны А.К. Разумовский вышел в отставку, но в 1818 году весь двор посетил его дом на Гороховом поле. Он просил императора купить этот дом для уплаты своих многочисленных долгов, но ему вышел отказ. Еще через шесть лет хозяин умер, и по рассказам дочери, он – масон и вольтерьянец – покаялся перед смертью и поцеловал крест. Он оставил многочисленных побочных детей, рожденных вне его законного, но неудачного брака с графиней Варварой Шереметевой (сестрой графа Николая Петровича, женившегося на Прасковье Жемчуговой). Внебрачные дети получили фамилию Перовских по подмосковному имению Перово, где когда-то обвенчались граф Разумовский и Елизавета Петровна. Из этого рода происходили народоволка Софья Перовская, мать писателя Алексея Константиновича Толстого Анна Перовская, Алексей Перовский (Погорельский), автор сказки «Черная курица, или Подземные жители», и Василий Перовский, один из многочисленных претендентов на прототип Пьера Безухова.

После смерти А.К. Разумовского усадьба на Гороховом поле перешла к законному старшему сыну Петру, известному своей расточительностью. Великолепный дворец быстро пришел в запустение, но к счастью храм от него уже не зависел. В 1827 году в одном из усадебных флигелей жил Адам Мицкевич, сосланный в Россию за вольнодумные идеи об освобождении Польши. Здесь его навещал Пушкин, который часто бывал в этих краях, ибо на Старой Басманной жил его любимый дядюшка Василий Львович Пушкин. Всего за год до того поэт вернулся из Михайловской ссылки и приехал к дяде сразу же после знаменитой встречи с Николаем I в Кремле 8 сентября 1826 года.

А в 1828 году усадьбу Разумовского продали за бесценок ради уплаты многочисленных долгов нового хозяина. Она перешла какому-то одесскому купцу, который занимался тем, что продавал бесценные книги, фарфор и прочие коллекции Разумовского в антикварных лавках. Лишь в 1833 году усадьбу Разумовских выкупил Опекунский совет под приют для детей, чьи родители умерли в холерную эпидемию.

В 1842 году комплекс усадьбы был расширен А. Г. Григорьевым (см. и ). Тогда же открылось «малолетнее отделение Института обер-офицерских сирот», переименованное в Александринское сиротское малолетнее отделение.
Позже, в 1867 году , там же обосновались фельдшерская школа на 300 питомцев Воспитательного дома и богадельня на 100 престарелых женщин. Также в продолжение десяти лет, с 1876 по 1886, тут находилась учительская семинария, некоторое время отдавали здание внаём.
Летом 1876 года в этот пансион поступил А.И. Куприн, где он пробовал писать свои первые стихи.
В 1882 году - малолетнее отделение Александровского сиротского дома, в 1884 году - малолетнее отделение Николаевского сиротского института.
С 1901 года в здании усадьбы поместилось «убежище государыни императрицы Марии Федоровны для заслуженных воспитательниц учреждений Императрицы Марии».

История усадьбы начинается с того времени, когда на правом низменном берегу Яузы у впадения ручья Кукуй, в местности, изобиловавшей прудами и протоками, жил датский купец Давид Бахарт, или, как его звали в Москве, Гаврило Олферьев, установивший торговые связи между Данией и Россией в 1635-65 годах. В начале XVIII века бывший Бахартов двор принадлежал канцлеру Гавриле Ивановичу Головкину, одному из самых приближенных к Петру I сановников, руководившему внешней политикой России - он был государственным канцлером и президентом Коллегии иностранных дел. Позже усадьба перешла к его сыну Михаилу, который после восшествия на престол Елизаветы Петровны в 1741 году был обвинен в измене и сослан в Якутию, а усадьба была конфискована и перешла в казну. Ею распорядилась сама императрица, подарив огромную усадьбу своему фавориту и тайному мужу Алексею Разумовский, очаровавшему веселую императрицу красотой и прекрасным голосом - он был певчим в придворной капелле. Жил он большей частью в Петербурге, где и умер в 1771 году. Прямых наследников у него не было, и московский дом перешел к брату Кириллу Григорьевичу, бывшему генерал-фельдмаршалом, малороссийским гетманом и президентом Академии наук.

Усадьба стала обстраиваться только после его кончины, когда перешла к старшему сыну гетмана графу Алексею Кирилловичу, сделавшему солидную карьеру - он был камергером и сенатором. В 1795 году Разумовский вышел в отставку, переселился в столицу всех отставных сановников Москву и зажил в ней большим барином. Ему принадлежали дворец на Воздвиженке , построенный для его отца, может быть, самим Баженовым, и небольшой дом напротив , на углу Шереметевского переулка. В 1800 году граф Разумовский решил продать эти владения и переехать в отцовскую усадьбу на Яузе, где он задумал создать роскошный дворец и парк. Деревянный дворец для него был возведён А. А. Менеласом в 1799-1802 годах.

Большой деревянный дворец стоит в глубине парадного двора, ограниченного по бокам двумя двухэтажными кирпичными флигелями и , выходящими на красную линию улицы. Центральная часть дворца выделяется богатой обработкой сдвоенных колонн на выдвинутых вперед портиках и прекрасного рисунка полукруглой лоджией с кессонированным полукуполом и дверью в центре, куда ведут два марша лестницы. Эта часть дворца была по желанию владельца построена из дубовых брусьев, поставленных вертикально. Тут находилась хозяйская спальня, ибо тогда полагали, что значительно полезнее для здоровья жить в деревянном, а не каменном доме. Дом отделали с необыкновенной даже для тех расточительных времен роскошью, и истратили на него более миллиона рублей. Дорогие зеркала, бронза, позолота украшала дворец, стены многих комнат порывали редчайшие гобелены, а подоконники делались из ляпис-лазури, ценного поделочного камня. Жозеф де Местр писал о дворце Разумовского, что он „превосходит всё, что можно видеть в этом роде в Европе”. По роскоши с дворцом соперничал обширный парк площадью более 28 десятин, раскинувшийся по обеим берегам Яузы, полный редких растений, с беседками, статуями, с целой системой прудов и каналов. Этот парк, доходивший до реки Яузы, славился как „место, которое прелестью неискусственной природы заставляло бы посетителя забывать, что он в городе”.

При Александре I А. К. Разумовский вернулся на государственную службу, став министром народного просвещения. Страстью его была ботаника, которой он всерьез занимался, создав прекрасные коллекции как в московской усадьбе, так и в своей подмосковной в Горенках .

Осенью 1812 года при пожарах во время захвата Москвы армией Наполеона усадьба не пострадала, поскольку была временной резиденцией маршала Мюрата и её тщательно охраняли.

В 1816 году граф Разумовский вышел в отставку с поста министра народного просвещения Российской империи и переехал в Москву. Его дом продолжал оставаться самым примечательным домом на улице. Летом граф давал для знати балы и гулянья в парке. В «Путеводителе по Москве» 1831 года указывалось, что на лугах парка для знатных гостей графа устраивался показательный сенокос, на котором крестьяне и крестьянки в праздничных одеждах косили и убирали сено, пели песни, а по окончании сенокоса и угощения танцевали и водили хороводы. Слишком дорогостоящее содержание дворца и огромные долги тяготили графа, и несколько раз просил он императора Александра I купить имение за 850 тысяч рублей, из которых 800 тысяч сразу уходили на оплату долгов.

После смерти графа в 1822 году усадьба стала приходить в запустение. В 1826 году в коронацию Николая I в нём останавливалась вдовствующая императрица Мария Фёдоровна со своим двором. Летом 1827 года в одном из флигелей усадьбы поселился великий польский поэт Адам Мицкевич, сосланный в Россию за участие в студенческом кружке, члены которого мечтали о независимости своей родины. В 1829 году здесь поселили персидского принца Хозрев-Мирзу с посольством, приехавших извиняться за убийство Грибоедова. Старший сын Разумовского Пётр, известный своим беспутством и расточительной жизнью, с давних пор живущий за границей, успел наделать столько долгов, что великолепную усадьбу вскоре пришлось продать за бесценок. Мало что осталось тогда от великолепия графской усадьбы - прекрасный сад разросся, заглох и был больше похож на запущенный лес. В 1828 году её владельцем стал купец из Одессы М. Е. Юрков, и богатые коллекции стали распродаваться за бесценок, а то и просто расхищаться.

В 1833 году усадьбу выкупил Московский Опекунский совет (игравший тогда роль земельного банка) для размещения «приюта для призрения сирот обоего пола чиновников, умерших от холеры». С тех пор в продолжение почти всего XIX века в бывшем дворце находились всякого рода благотворительные и учебные учреждения. В 1834 году из приюта был создан Московский Александровский (Александринский) сиротский институт для детей обоего пола, называвшийся в обиходе «Разумовским пансионом». В 1842 году комплекс усадьбы был расширен А. Г. Григорьевым. Тогда же открылось «малолетнее отделение Института обер-офицерских сирот», переименованное в Александринское сиротское малолетнее отделение. Позже, в 1867 году, там же обосновались фельдшерская школа на 300 питомцев Воспитательного дома и богадельня на 100 престарелых женщин.В 1876-86 годах тут находилась учительская семинария, некоторое время отдавали здание внаём. В 1882 году здесь находилось малолетнее отделение Александровского сиротского дома, а в 1884 году - малолетнее отделение Николаевского сиротского института. С 1901 года в здании усадьбы поместилось «убежище государыни императрицы Марии Федоровны для заслуженных воспитательниц учреждений Императрицы Марии».

После Октябрьской революции собственность была экспроприирована советской властью. 29 мая 1918 года в бывшей усадьбе Разумовского по распоряжению Ленина был открыт Московский институт физической культуры. В здании разместились общежития и учебные аудитории для студентов. Пруды были засыпаны, вместо них устроены стадионы и спортплощадки. В декабре 1920 года институт получил статус центрального института - Государственный центральный институт физической культуры (ГЦИФК). В октябре 1941 года институт был перевезен в Свердловск, где и продолжил работу до 1943 года. По возвращении в Москву в феврале 1943 год 280 студентов и 51 преподаватель приступили к учёбе. При этом производился ремонту помещений, спортивных площадок, стадиона и гимнастических залов. В 1945 году на кафедре теории и методики лыжного спорта была развернутая музейная экспозиция. Постепенно она переросла в Лыжный музей, более 30 лет его главным хранителем был М. А. Аграновский. Сам институт возобновил свою деятельность в 1946 году: были восстановлены педагогический и спортивный факультеты, возобновила набор школа тренеров, создавались научно-исследовательские кружки при кафедрах.

В 1968 году начался перевод института из здания усадьбы на улице Казакова в новое здание на Сиреневом бульваре . Однако к началу занятий окончательно были готовы только главный и спортивный корпуса. Кафедра анатомии длительное время оставалась в здании бывшей усадьбы, где располагался и анатомический музей, без которого невозможно было полноценное изучение этого предмета. Переезд в новое здание был окончательно завершен к середине 1970-х годов. После арендатором стал Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК), началось превращение в сооружение, удобное для размещения лабораторий ВНИИФКа, а в центральной части главного дома соорудили баню-сауну для личного пользования руководства. Баня функционировала более 10 лет, за это время с фасада отлетела штукатурка, и начали разрушаться кирпичные стены.

При подготовке Москвы к Олимпиаде 1980 года дворец был включен в список олимпийских объектов и к концу 1979 года помещения были полностью освобождены. Начались строительные работы, которые нельзя было назвать реставрационными. К Олимпиаде не успели и работы были прекращены на долгие годы. После 1980 года в здании усадьбы находились различные спортивные организации Госкомспорта СССР. В начале 1990-х годов с созданием различных новых руководящих структур физкультуры и спорта в этих помещениях, наряду с ВНИИФКом, находился Национальный фонд спорта и его структуры.

Приблизительно с середины 1990-х годов Госкомитет по спорту стали уплотнять в связи с дальнейшим вселением в здание структур Академии Художеств. В начале 1999 года главное здание усадьбы было передано Российской академии художеств З. К. Церетели. Через несколько месяцев, в июле 1999 года, произошёл пожар, значительно повредивший часть главного здания.

С осени 2008 года в здании усадьбы располагается Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации. Музей физической культуры и спорта на территории усадьбы занимает три чердачные комнаты общей площадью 50 м² под офисные помещения. Музей переезжал в усадьбу под твёрдое обещание руководства Госкомспорта СССР передачи ему нескольких залов центральной части дворца Разумовских после их реконструкции и ремонта. Ныне центральная часть находится в ещё худшем состоянии, чем в 1990-е годы. Помещение на территории усадьбы, на которое претендует музей, в советские времена являлось столовой и актовым залом, а сейчас пустует.

На Гороховом поле, на улице, названной в честь архитектора Казакова, располагается дом , великолепный образец московского деревянного классицистического зодчества. Усадьба была построена на рубеже XVIII-XIX веков. Автором проекта называют и , и Н.А.Львова, и Ч.Камерона. А в середине XIX столетия здание значительно расширили и перестроили уже под руководством .

Главный дом усадьбы был построен из деревянных брусьев: по мнению графа, камень был вреден для здоровья, именно поэтому при строительстве использовали дерево, обработанное штукатуркой под камень. Усадьба была окружена обширным парком с прудами и аллеями, его украшали беседки, скульптуры и оранжереи с экзотическими растениями. Внутреннее убранство дворца являлось не менее величественным: залы, отделанные бронзой и зеркалами, стены, украшенные дорогими гобеленами, подоконники из лазурита. Библиотека графа Разумовского поражала воображение обилием средневековых книг.

Во время наполеоновского нашествия по Москве разнёсся слух, что усадьба Разумовского сгорела дотла. На самом деле она совершенно не пострадала – здесь находилась одна из резиденций маршала Иоахима Мюрата, и французы тщательно охраняли дворец от пожара.

После смерти графа в 1822 году усадьба перешла к его старшему сыну, но в связи с отсутствием средств на содержание усадьбы, ее пришлось вскоре продать за символическую цену одесскому купцу Юркову. Сам купец распродал уникальную обстановку антикварным салонам Москвы, и прекрасная усадьба пошла по рукам.

Сначала ее выкупил Опекунский совет для устройства сиротского приюта, а с 1901 года здесь разместилась богадельня для заслуженных воспитательниц благотворительных учреждений ведомства императрицы Марии Федоровны. Несмотря на частую смену хозяев, дворец и парк находились в довольно неплохом состоянии, но с приходом советской власти началось постепенное разрушение усадьбы.

В 1920-е все сооружения комплекса были приспособлены для учебных помещений Института физической культуры.

Перед началом ремонтно-реставрационных работ особняк пребывал в аварийном состоянии: в 1999 году сгорело западное деревянное крыло второго этажа главного дома, в центральной, каменной части, были обрушены почти все перекрытия, штукатурный декор фасадов облез, а белокаменный был выветрен с утратами.

В ходе реставрации в 2012-2015 годах специалисты вернули фасадам главного дома исторические цвета: желтый и белый. Кровля окрашена в зеленый цвет. Масштабная реставрация была проведена в интерьерах особняка. В главных парадных залах и коридорах второго этажа восстановлен лепной декор плафонов, сделано золочение потолочных лепных карнизов. Отреставрированы белые изразцовые печи. Воссозданы печи в парадных помещениях с отделкой штукатуркой под "венецианский мрамор".

В настоящее время в доме Разумовского находятся Министерство спорта Российской Федерации и Центральный музей физической культуры.

На берегу Мойки, рядом с барочным Строгановским дворцом, расположен яркий образец раннего классицизма — дворец графа Разумовского. Это красивое здание можно и не заметить, прогуливаясь по набережной на отдыхе в СПб, ведь оно стоит в глубине парадного двора с памятником К. Д. Ушинскому и скрыто за деревьями и монументальными каменными воротами с колоннами и полукруглым фронтоном.


Резиденция К. Г. Разумовского, последнего гетмана Войска Запорожского, возведена зодчими А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом в 1762-1766 годах. Ранее на этом месте находился деревянный особняк, созданный Ф. Б. Растрелли в 1739-м для графа Фридриха фон Лёвенвольде. После воцарения Елизаветы граф впал в немилость, его осудили и отправили в ссылку, а имущество конфисковали.



Дворец Разумовского получил традиционный для городской усадьбы вид здания, расположенного в глубине садового участка. От набережной дворец был отделен каменной оградой с большими воротами, а на получившемся пространстве был обустроен сад. Симметричный фасад дворца украшен шестью колоннами коринфского ордера и выступающим ризалитом по центру здания, которые увенчаны антаблементом и ступенчатым аттиком, окна обрамлены лепниной и фигурными наличниками, а свободное пространство декорировано барельефами.

Дворец К. Г. Разумовского - одно из лучших достижений русского зодчества 1760-х гг. По плановой и объемной композиции, частично искаженной в результате перестроек, произведенных в XIX столетии, он близок к подобным сооружениям в загородных царских резиденциях.


Парадный двор отделяла от проезжей части набережной высокая каменная ограда с монументальными воротами в центре по проекту архитектора Д. Квадри. Архитектурное решение ворот весьма своеобразно. Фасады ограды и ворот членятся ионическими колоннами. Над средней более широкой проезжей частью антаблемент лишен архитрава и изогнут в полуциркульную дугу.

Решетка со стооны Казанского собора.

Парадные ворота, сооружённые в 1760-х годах, были сохранены. Но их дополнили упомянутым выше изображением пеликана, т.к. Здесь был сиротский приют.

В скульптурно-орнаментальном оформлении фасада широко использованы тонко прорисованные барельефы.

Не менее интересно задуман садовый фасад с сильно выступающими боковыми ризалитами, колоннадой из четырех коринфских колонн в центре и лепными деталями, повторяющими мотивы, использованные в декоративном оформлении главного фасада.

Фасад со стороны внутреннего сада выполнен в сходном стиле и украшен изящными барельефами и лепниной


В XVIII веке на территории усадьбы был разбит сад, протянувшийся до Казанской улицы, от которой его отделяет ажурная ограда работы А. Н. Воронихина.

Архитекторы и владельцы усадьбы.

Ф. Б. Растрелли построил деревянный дворец для графа Рейнгольда-Густава Левенвольде, приближённого императрицы Анны Иоанновны. Рядом находилась усадьба его любовницы Н. Ф. Лопухиной, потому Левенвольде и выбрал этот участок.

Рейнгольд Густав Лёвенвольде.

фаворит Екатерины I, влиятельный придворный в правление Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны, обер-гофмаршал (1730)

Н. Г. Чернецов. Вид дачи П. В. Лопухиной 1823 г.

Современный вид.

После прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны Левенвольде был отправлен в ссылку, а дворец перешёл в казну. В 1743 году она подарила усадьбу своему бывшему фавориту А. Я. Шубину. Однако Шубин, как бывший фаворит, посчитал для себя небезопасным находиться в Санкт-Петербурге, потому уехал из столицы

В 1749 году участок перешёл во владение гетмана Украины и президента Академии наук Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1760 году деревянное строение из-за ветхости было разобрано.


В газете "Санкт-Петербургские ведомости" находилось следующее объявление: "Графа К. Г. Разумовского деревянный дом на каменном фундаменте желающим разобрать, перевезти и поставить на Крестовском острову... явиться могут в домовой канцелярии". В 1762 году архитектор А. Ф. Кокоринов начал строить новое каменное здание. К 1766 году работу закончил Ж. Б. Валлен-Деламот

Хозяин дома устраивал для знати балы и маскарады на которые собралось до 2000 человек гостей, но в тоже время не обделял вниманием бедноту. По большим праздникам вокруг дворца собиралась толпа людей и их оделяли милостыней.

Александр Филиппович Кокоринов 1769 Портрет работы Д. Г. Левицкого

10 июля (29 июня - ст. ст.) 1726 года родился Александр Филиппович Кокоринов - выдающийся русский зодчий XVIII века, первый директор императорской Академии Художеств,

впоследствии - ректор Академии, директор и организатор воспитательного училища, талантливый педагог, заложивший традиции русского классицизма в архитектуре XIX века, автор современного здания Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

С 1740 года учился в Тобольске, затем, приехав в Москву вместе с семьёй архитектора И. Я. Бланка, продолжил обучение в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1754 года жил в Санкт-Петербурге. С 1761 года директор, с 1765 — профессор, а с 1769 — ректор Императорской Академии художеств.

Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге (1764—1788, совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом).

Скончался от «водяной болезни» неустановленного происхождения, исповедан в Симеоновской церкви и похоронен на Сампсониевском кладбище.

По другим данным — вследствие необоснованных обвинений в хищении финансовых средств, покончил жизнь самоубийством на чердаке здания Академии художеств и погребён на Смоленском кладбище.

Существует также легенда, ставшая частью современного петербургского фольклора, о том, что Кокоринов покончил с собой от переживаний в связи с выговором, который ему сделала Екатерина II, когда, посетив новооткрытую Академию Художеств, случайно запачкала своё платье, задев свежевыкрашенную стену.

Жена — Пульхерия Григорьевна Демидова, дочь Г. А. Демидова; на её сестре Наталье был женат архитектор И. Е. Старов.

Валлен-Деламот Жан-Батист Мишель (1729-1800) - французский архитектор.

В 1759 году по приглашению графа И. И. Шувалова прибыл в Россию и стал первым профессором зодчества петербургской Академии трех знатнейших художеств. Постройки Валлен-Деламота — характерные образцы раннего русского классицизма, так называемый стиль Людовика XVI, ставший эмблемой первых лет царствования Екатерины II.

Помимо здания Академии художеств (Университетская наб.,17), выстроенного в совместно с Кокориновым, к его творениям принадлежат также Гостиный Двор (Невский пр., 35), дворец графа Чернышева (на месте Мариинского дворца), Малый Эрмитаж (Дворцовая наб., 36), католическая церковь Св. Екатерины (Невский пр., 32),

дворец графа Чернышева (на месте Мариинского дворца), Малый Эрмитаж (Дворцовая наб., 36), католическая церковь Св. Екатерины (Невский пр., 32), дворец графа К. Г. Разумовского (наб. р. Мойки, 48, совместно с Кокориновым), проект фасадов Новой Голландии и ее арки (совместно с Чевакинским). Много работал в Зимнем дворце (Дворцовая наб., 34). Среди учеников Валлен-Деламота были русские архитекторы В. И. Баженов, И. Е. Старов. В 1775 году архитектор вернулся во Францию.

История дворца

В 1781 году Разумовский продал свой дворец польскому графу К. П. Браницкому и уехал из Санкт-Петербурга. Граф Браницкий прожил здесь до 1798 года, после чего уехал из России. Дворец Разумовского был продан в казну за 450 000 рублей. Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года.

Альбом. Изд. фот. К. Буллы

После того, как граф Разумовский покидает Санкт-Петербург, в 1798 году дворец был выкуплен в казну и на его территории открыли Воспитательный Дом, куда стали брать на попечение безродных младенцев, подкидышей и детей-инвалидов до достижения ими 9-летнего возраста.


Фасад со стороны сада.

За домом был посажен прекрасный сад, в котором росли яблони, липы, а также декоративные растения. Кстати, часть сада сохранилась и до наших времен.

Двор-курдонер со стороны Мойки был засажен деревьями и кустарниками в 1862 году. В 1865 году садовый мастер И. Альвардт и архитектор Г. Х. Штегеман реконструировали сад, примыкающий к Воронихинской ограде .

Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года. Покровительствовала ему жена императора Мария Фёдоровна, первым руководителем стал И. И. Бецкой.

Воспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов. На фасадах зданий и на арке у входа можно видеть скульптурное изображение пеликана. Это символ, отражающий предназначение находящегося здесь учреждения. В 1797 году Воспитательному дому был передано соседнее здание - дом №50 на набережной Мойки. В 1798 году для Воспитательного дома помещения дворца Разумовского были перепланированы.

В Воспитательный дом принимали детей-подкидышей в возрасте до 10 месяцев. В год сюда поступало сирот до 8 000 душ, кормилиц нанимали свыше 9 000 человек. По достижении девяти месяцев, ребёнок отдавался в добропорядочную семью, на чьём доме помещалась табличка "П.В.Д".


За воспитанием ребёнка продолжали следить вплоть до вступления его в брак, или до того, как он сам станет родителем. Деньги на организацию такой работы брали из доходов от продажи игральных карт. Также императором Павлом I был издан указ, по которому в фонд Воспитательного дома поступало 10% от доходов императорских театров.


Приемный зал Императорского воспитательного дома. Прием прошений от женщин, желающих отдать детей. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы

Грудное отделение Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы

Воспитательницы Воспитательного дома с детьми младшего возраста. 1913.

Воспитательный дом. Занятия в школе нянь. 1913. Фотоателье К.К. Буллы.


Позже учреждение было преобразовано в Николаевский женский сиротский институт, а с 1903 года — в Императорский Женский педагогический институт. Такая направленность дворца сохранилась и поныне — сегодня в нем размещается педагогический университет имени А. И. Герцена.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Николаевского сиротского института

Год постройки: Между 1829 и 1834

Домовая церковь усадьбы графа К.Г. Разумовского

Проект здания храма разработал в 1829 г. арх. Д. Кварди. После его смерти в 1832 г. строительство возглавил П. С. Плавов, который изменил первоначальный проект и разработал отделку двусветного зала. Работы закончены в начале 1834г. В феврале 1834 г. храм освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы.


Внутри красивую церковь украшали мощные композитные колонны и пилястры белого искусственного мрамора, сделанного известным мастером Г. Т. Трубниковым. С мрамором хорошо сочеталась золоченая бронза, из которой были изготовлены изящные подсвечники и богатое паникадило. Образцом ампирной вышивки являлась великолепная плащаница. В храме хранилось парадное платье Императрицы Марии Феодоровны, много содействовавшей призрению сирот в стране. Переделка в 1887 арх. Н. Н. Ковригиным интерьеров, похоже, не коснулась церковных помещений.

Трехэтажное отдельностоящее здание церкви соединялось с главным корпусом переходом. Зал украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера, облицован искусственным мрамором.


Нынешний вид. Автор фотографии: Виктор Мудров Снято: 27 ноября 2011


Автор фотографии: Андрей Агафонов Снято: 1 апреля 1997

Церковь закрыта в 1918; ликвидирована в 1922; утварь взята в Музей отжившего культа и Музейный фонд; иконостас оставлен на месте. В 1937-1938 здание переделано под клуб нынешнего Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.


В 1839-1842 годах для института был построен новый корпус (наб. р. Мойки, 50). В 1868 году перед ним был установлен памятник И. И. Бецкому работы А. Лаверецкого, копия работы датского скульптора Я. Замельгака.

Ива́н Ива́нович Бецко́й (3 февраля 1704, Стокгольм — 31 августа 1795, Санкт-Петербург) — видный деятель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II (1762—1779), президент Императорской Академии искусств (1763—1795), инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве.

. В 1903 году на здесь было образовано первое в России педагогическое учреждение - Императорский Женский педагогический институт.

В 1918 году институт переименовали в Первый Педагогический. Затем здесь же возникли Второй и Третий институты, другие самостоятельные учебные заведения. В 1922-1925 годах на их базе был создан Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена.

Внешний вид дворца почти полностью соответствует годам постройки, а вот внутренние помещения неоднократно переделывались под нужды часто менявшихся владельцев, поэтому оригинальная отделка интерьеров до наших дней не сохранилась.