Главная · Грин карта · Какой мост рядом с петропавловской крепостью. Первый независимый агрегатор походов. Иоанновский мост и история его создания

Какой мост рядом с петропавловской крепостью. Первый независимый агрегатор походов. Иоанновский мост и история его создания

В этом месте появление моста диктовалось самой идеей появления и развития Санкт-Петербурга, как крупного города. Но ни в 17, ни в 18 веке технологии не позволяли построить в самом широком месте Невы настоящую стационарную конструкцию.

Даже наличие рядом Петропавловской крепости, и сильного желания царей разбивалось о технические проблемы.

Первый мост, соединяющий Петровскую и Дворцовые набережные появился в 1803 году.

Он стоял чуть выше по течению, соединяя Кронверкский проспект, выходивший к Неве (сейчас он упирается в улицу Куйбышева и сквер Троицкой площади), и начало Летнего сада у Верхнее-Лебяжьего моста.

Это был перенесённый Воскресенский плашкоутный мост.

Назывался он тогда Петербургским, но эксплуатировался недолго и прослужил всего 20 лет, после чего пришёл в абсолютную негодность.

В 1818 году архитектор Росси организовал пространство Суворовской площади. Уже в этом проекте было заложено композиционное решение будущего полноценного моста.

Новую, но все равно деревянную переправу, начали делать в 1824 году.

Через три года работы были закончены, и он стал самым длинным в Петербурге плашкоутным мостом (более 500 метров). Но за это время что-то изменилось в царственных настроениях, и назвали его - Троицким, в честь соседнего Троицкого собора. К сожалению, до наших дней храм не дожил, став жертвой революционных разрушений.

Переправа стала шире и приятнее глазу, но все равно не соответствовала уникальному месту в самом сердце Петербурга.

Даже в середине 19 века, когда из-за бурного развития Петроградской стороны необходимость каменного (или железного) моста стала очень острой, к планам его создания не приступали.

Лишь в 1890 году было принято нужное решение, а двумя годами позже объявили конкурс на проект, соответствующий столице Российской империи.

В конкурсе приняли участие самые знаменитые архитекторы мира, потому как центральную часть города непременно должно было украшать что-то выдающееся-необыкновенное. Ну и денег казана сулила не мало...

Участвовала и фирма Эйфеля, только за год до конкурса ставшая знаменитой своей башней. Проект француза, естественно, победил, получив солидную премию в размере 6000 царских рублей. Правда, строительство было поручено другой, но тоже французской фирме.

Возможно, её специалисты лучше разбирались в особенностях ведения бизнеса в России, а может быть, причины были иными.

Так или иначе, строительство велось французской фирмой «Батиньоль».

Первый камень был заложен в 1898 году, а спустя пять лет Троицкий мост был торжественно открыт в присутствии российского императора Николая Второго и французского президента Фора.

Присутствие первого лица Франции было не случайным.

За год до начала строительства Троицкого моста в Петербурге, в Париже было начато строительство «русского» моста, который стали называть мостом Александра III.

Парижский мост был завершен в 1900 году, и его торжественно открыл русский царь Николай II.

Это показывает, насколько политически сблизились Франция и Россия в конце 19 века, и откуда берет корни фатальное для дома Романовых решение вступить в Первую Мировую Войну.

Финансировали проект щедро, и строительсво завершилось быстро.

От первого камня до открытия прошло всего 5 лет. Весной 1903 года, к празднованию двухсотлетия Санкт-Петербурга, он был сдан.

Смета составила 5 миллионов 200 тысяч рублей. Для сравнения: строившиеся в те же годы тяжелые броненосцы «Пересвет» и «Ослабляя», длиной больше 120 метров стоили всего в 2 раза дороже.

Мир к тому времени уже вступил в эпоху электричества, поэтому разводка осуществлялась с помощью электрических моторов, приводимых в движение одной кнопкой.

Благодаря этой простоте, первый подъем совершен самим императором Николаем.

Сопровождалось торжество, как положено, оружейным салютом и крестным ходом.

Большевикам свойственно было давать всему «идеологические» имена. После революции он был переименован в мост Равенства.

В 1934 году его переименовали в Кировский. Такое название существовало до развала СССР, после чего ему вернули изначальное название.

Троицкий мост отличается наличием только одного несимметричного поднимающегося пролета.

Из-за однопролетности поднимающаяся часть намного длиннее, чем у других разводных мостов Невы.

Ночью, при подъеме можно подойти совсем близко.

Далеко-далеко наверху, почти растворяющейся точкой, Вы увидите поднятые в небо фонари.

Только тогда можно понять и оценить всю мощь и силу инженерной мысли.

07.2013.

Кронверкский пролив

Петровский мост
наплавной
1703-1705 -
свайный, разводной
1705-1706 -
1738 - перестроен

1788 - перестройка

1801 - перестройка
1848 - полная перестройка деревянной части

Иоанновский мост

Пам. арх. (федеральн.)

1887 -
1950-1951 - инж. Баженов П. В. - перестройка
1953 - арх. Ротач Александр Лукич - перила, фонари
2001-2003 - капитальный ремонт


2003 -

Длина Иоанновского моста составляет 74,7 м, ширина - 10,5 м. Соединяет Заячий остров и Троицкую пл.
Первый мост в Санкт-Петербурге возник в связи со строительсвом Петропавловской крепости на Заячьем острове в 1703 г. Длительное время он оставался единственным в городе.

Первоначальный мост был наплавной и находился несколько ниже по течению, у Меншикова бастиона. Наплавной плашкоутный мост имел два разводных пролёта и размещался на деревянных барках. Он наводился летом, зимой сооружение убирали и переправлялись по льду. Впервые обозначен на плане Петербурга 1705 г.
В 1706 г. построен постоянный свайный "в двух местах подъемный деревянный мост".
В 1738 г. мост был? перенесен против Ианновских ворот и перестроен в арочный деревянный на каменных устоях. Его береговые дамбы выполнили в виде каменных известняковых арок, средняя часть - деревянная. Мост стал 16-пролетный: 3-пролетная каменная аркада из известняка, 8-пролетная деревянная русловая часть с разводным пролетом посередине и каменная 5-пролетная аркада со стороны Иоанновских ворот. На протяжении XVII-XIX вв. деревянные части моста подновлялись без существенных изменений, а прибрежные арочные проемы постепенно закладывались.

[*] - Санкт-Петербург Петроград Ленинград. Эциклопедический справочник.

Строительство Санкт-Петербургской (Петропавловской крепости) требовало огромного количества леса и земли. Сначала с Березового (Петербургского) острова 14 (25) мая 1703 г. через протоку была наведена переправа, состоявщая из соединенных плотов. Возможно эта переправа изображена на одном из проектных чертежей крепости 1703 г. Она находилась между бастионами Меншикова и Головкина ниже современного Иоанновского моста. Тогда же начали строить более устойчивое сооружение - наплавной мост из плашкоутов (деревянных барок). Этот мост есть на плане крепости 1705 г. Мост состоял из двух частей: длинная тянулась от Березового острова к северному фасаду земляного равелина, далее вдоль его западной оконечности, вторая короткая часть, расположенная под углом, вела к воротам в Петровской куртине. В начале XVIII в. крепость была изрезана рвами, через которые было перкинуто около десятка мостов. Эта конструкция сохранялась до 1730-х гг., до постройки каменного равелина. В Летописи Петропавловской крепости зафиксировано, что плашкоутный мост в целях обороны имел в двух местах подъемные части. Но в архивных документах подтверждения этому не обнаружено.
Позже на месте переправы на плашкоутах был возведен первый в городе деревянный постоянный мост. В ведомости о строениях в Санкт-Петербургской крепости сказано "мост Красный (вероятно, говорит о цвете) через реку к крепости начат делать в 706-м году, а достроен в 707 году". Мост имел деревянный поперечный настил, перила (горизонтальный поручень на балясинах), подъемное устройство посредине длинного крыла. Мост был многопролетный, балочной системы на свайном основании. Перильные ограждения были горизонтальные на балясинах. Чертежа моста первой половины XVIII в. не найдено. Часть моста изображена на гравюре Зубова А. Ф. "Торжественный ввод четырех шведских фрегатов в Неву после победы при Гренгаме 8 сентября 1720 г.". В течение 1720-х гг. мост неоднократно ремонтировался.

В середине 1730-х гг. появилась необходимость заменить конструкции моста каменными. Видимо, к этому времени относится разделение переправы на два отдельных моста. Мост от площади до Иоанновского равелина позднее стали именовать Петровским, а от равелина до крепости - Иоанновским. Мост от равелина до берега через реку Невского протока, каменный с перилами, по середине подъемный построен в 1738 г. Мост состоял из 4-х частей: двух каменных, двух деревянных. От площади шла каменная дамба, далее деревянное пролетное строение с подъемным устройством, затем снова дамба, завершавшаяся у Иоанновских ворот деревянным участком.

В 1763 г. был выполнен чертеж Петровского моста, где изображен мост длиной 173 м, шириной 10,5 м. Со стороны Петербургского острова каменная дамба состояла их 3-х арочных пролетов, сложенных из бутовой плиты. Центральная деревянная часть моста - около 73 м, состояла из трех пролетов. В ее среднем пролете находилась подъемная часть, по обеим сторонам которой были сооружены портальные ворота с коромыслом и противовесами на цепях. С их помощью симметричные крылья подъемной части поднимались для пропуска небольших судов. Далее тянулась каменная дамба из пяти арочных пролетов. Мост имел деревянный настил, который был разделен на проезжую и пешеходные части. К конце 1760-х гг. почти вся поверхность моста была выложена булыжником, деревянные покрытия оставались лишь на разводной части. В 1777 булыжное покрытие было только на участке от Иоанновских ворот до каменной дамбы.
В 1788 г. инж. капитаном Я. Мейснером был подписан проект существенной перестройки Петровского моста, связанной с усилением его конструкций. Согласно чертежу полностью была переделана его центтральная часть. Она стала восьмипролетной на деревянном свайном основании подкосной системы. Опоры были обиты досками, построено новое подъемное устройство - установлен лишь один подъемный портал с коромыслом. Конструкции боковых дам остались без изменений, сохранились каменные быки на деревянных сваях и каменные арочные пролеты. Булыжная мостовая была переложена "в конверт". Новые перила из профилированного бруса были украшены резными шишечками.
До конца XVIII в. существенных изменений не было.

В начале XIX в. началась новая капитальная переделка моста. 13 января 1801 г. генерал от артиллерии Кормаков подписал проект о перестройке деревянных мостов в крепости. Восьмипролетная подкосная конструкция деревянной части Петровского моста была переделана в шпрегельную. Деревянные опоры моста состояли из 4-х рядов свай, каждый ряд по 12 бревен. Под подъемным устройством несущие балки укрепили подкосами. Полностью переделали перила. Настил сделали с уклоном от центра к краям. Три каменных пролета со стороны крепости предполагалось заложить и превратить в глухую дамбу. Булыжник на проезжей части обеих дамб уложен "сеткой", тротуары покрыты плитным камнем. Над каменными участками моста были установлены каменные парапеты. Но наводнения продолжали наносить ущерб мосту, что требовало постоянного ремонта.
В 1826 г. с моста было снято устаревшее подъемное устройство с портальными воротами, сильно пострадавшими во время наводнения 1824 г. Чертеж крепостного моста, составленный 7 января 1844 г. подписанный инж. полдковником Дуровым. В 1844 произведена окраска перил и перестилка булыжной мостовой.

5 июня 1848 г. был высочайше утвержден проект полной перестройки деревянной части моста. При этом шпренгельная конструкция заменена ригельной. Основные узлы соединений деревянных элементов усиливались металлическими болтами-стяжками. Работы были закончены к концу 1848 г. На время проведения работ был построенный временный деревянный мост. В 1857 г. были обнаружены разрушения северной дамбы. Работы по исправлению закончены в 1859 г.
17 ноября 1866 г. составлено предложение о капитальной перестройки Петровского моста. Деревянная часть стала шестипролетной. Подъемная рама с зубчатым механизмом смещена. Завершено в 1867 г.
К 1890 (1887?) г. мост был переименова в Иоанновский (по Иоанновским воротам крепости) (прежний Иоанновский мост был разобран).

В 1937 г. проведены существенные ремонтные работы. К тому времени деревянная часть моста была 6-пролетной, подкосно-ригельной системы (соответствовала схеме 1867 г.). Северная дамба имела одну каменную арку, южная - три и глухую дамбу на первоначальных каменных пролетах. В дальнейшем все арочные пролеты были засыпаны и заделаны с фасадов бутовой кладкой. С этого времени мостом стала считаться только деревянная часть, а каменные дамбы - береговыми устоями.
Вскоре после снятия блокады специалистами Лентрансмостпроекта был разработан проект полной перестройки моста. Не был реализован.

В 1950 г. создан проект капитального ремонта Иоанновского моста. Все это время центральная конструкция моста оставалась полностью деревянной. Автор проекта зам. начальника проектной конторы Дормоста П. В. Баженов. Работы проводились в 1950-1951 гг. Мост стал семипролетным, на свайном основании. Опоры имели деревянную рустованную обшивку. Несушие продольные балки были заменены на металлические, расмещенные в 7 рядов. Поверх балок уложен двойной продольный настил из досок и установлены деревянные перила простого рисунка. Одновременно отремонтированы каменные устои. На обоих устоях проезжую часть заасфальтировали, а тратуары покрыли гранитными плитами.
Приблизительно в это же время был подписан акт Инспекции по охране памятников, предписывавший восстановление моста с бусчаткой. Акт подписал старший арх. СНРПМ Управления по делам архитектуры Ленгорисполкома А. Л. Ротач (с техником Г. Ф. Перлиной). Арх.-реставратор А. Л. Ротач (1893-1990) в 1952 г. стал и автором проекта нового архитектурного оформления моста. Проект был выполнен по заданию Треста эксплуатации мостов и набережных Дормост на основе решения Ленгорисполкома от 1 декабря 1951 г. Было решенно на всем протяжении деревянного моста и его каменных устоев поставить металлическое ограждение и фонари по типу оставшихся от Суворовского наплавного моста (1824-1897 гг.). Проект предусматривал сохранение чугунного ограждения на правобережном въезде на мост и установку аналогичного над второй дамбой. На каменных устоях поставлены торшеры в виде обелисков с касками (по образцу стоявших на въезде на Каменноостровский пр.). На мосту - торшеры в виде ликторных связок. Проект был утвержден Научно-экспертным советом при Гос. инспекции по охране памятников. Работы произведены в 1953 г. специалистами СНРПМ под руководством Н. И. Медынцева.
В 1955-1956 гг. на берегу Кронвекского пролива между Иоанновским мостом и левым фасадом Иоанновского рвелина располагалась городская снежная свалка.
В 1960-1980-х гг. проведены комплексные ремонтные работы.

[*] - Краеведческие записки. Исследования и материалв. Вып. 6. (Пакрашкина Н.И. Мосты Петропавловской крепости. С. 137-149)

В 2001-2003 гг. (r 300-летию города) мост капитально отремонтирован. Был укреплен свод, облицованы устои и арки, заменено пешеходное полотно моста, осуществлены работы по гидроизоляции сооружения. На фонарях воссозданы фигуры орлов.
После реконструкции общая длина реконструированного моста - 152 м, русловой части - 74 м, ширина - 10 м.
Современный мост предназначен для пешеходного движения, по мосту идет основной туристический поток в Петропавловку.

Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения
Необычный памятник расположен возле моста. На одной из деревянных свай сидит небольшой бронзовый заяц. Это «Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения». Фигура зайца была установлена в 2003 г.
Скульптор С. Петченко. Высота фигурки - 58 см. Согласно легенде, испуганное животное запрыгнуло прямо на царский сапог Петра I, чтобы не погибнуть от разъяренной водной стихии. Памятник очень любят туристы и гости города - если забросить монетку на площадку у ног зайца, жди удачи.

В 1950-1951 гг. по проекту инж. П. В. Баженова мост перестроен в дереве и усилен металлическими балками (7 русловых пролетов). Серединную часть моста выложили брусчаткой, а тротуары оставили деревянными.Декоративное оформление 1820 х гг. (декоративные фонари в виде обелисков или пучков копий с двуглавыми орлами, узорная решётка) частично восстановлено в 1951-1952 (арх-ры Н. Н. Белехов, А. Л. Ротач, инж. П. П. Степнов) во время капитального ремонта. (Большая Российская Энциклопедия. 1992)

Охраняется государством. Объект культурного наследия РФ.

Мост включён в «Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга…» как объект федерального значения на основании Постановления Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

Иоанновский мост (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Иоанновский мост - самый старый в Санкт-Петербурге, это один из двух мостов через Кронверкский пролив, соединяющих Заячий и Городовой (Березовый) острова. На первом стоит Петропавловская крепость , а второй сейчас называют Петроградской стороной, да и сам мост до 1887 г. звался Петровым. С 1703 г. его ставили только в летние месяцы и строили из дерева по наплавной технологии. Через три года конструкция стала иной - ее установили на сваи, два центральных пролета сделали подъемными, а еще через 30 лет - перестроили в камне. Мобильные конструкции оставили легкими - деревянными, так как мост длительное время разводили вручную.

Что посмотреть

Тем, кто идет в Петропавловскую крепость по Иоанновскому мосту, со всех сторон открывается чудесный вид. Слева - набережная Троицкого парка, одноименный мост через Неву, в перспективе - акватория реки и великолепная Дворцовая набережная . Дорога через Кронверкский пролив скрывается в массивных стенах крепости, вход в которую сделан в виде портала. Справа видны шпиль Петропавловского собора и уходящая вдаль крепостная стена. Длина Иоанновского моста - 152 м, ширина - 10 м.

В 2003 г. на обрезке сваи рядом с мостом установили фигурку зайца. Некоторые считают, что это связано с названием острова, где стоит Петропавловская крепость - Заячий. Народная молва назвала скульптуру «зайчиком, спасающимся от наводнения».

Иоанновский мост сохранил в себе ауру петровского века. Центральные пролеты до сих пор ставят на деревянных сваях, настил моста также выполнен из деревянных досок. Его украшают чугунные парапеты и фонари старинной конструкции. Все вместе создает ощущение «машины времени», переносящей нас на 200 лет назад.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Петроградский р-н, Иоанновский мост. Координаты: 59.952282, 30.322365.

Как добраться: от Московского вокзала на автомобиле 15 минут, от метро «Горьковская» пешком 530 м.

Иоанновский мост знаменит тем, что является первым мостом Санкт-Петербурга, его история началась одновременно с историей города. Он соединяет на Петроградскую сторону и Заячий остров, на котором расположена Петропавловская крепость .

Иоанновский мост – это один из двух мостов, пройдя по которому можно попасть на Заячий остров и в Петропавловскую крепость (второй мост – Кронверкский).

Иоанновский мост интересен еще и тем, что рядом с ним, на деревянной свае, находится еще одна достопримечательность Санкт-Петербурга - счастливый заяц . Гости города, загадав желание, пытаются забросить монетку на маленькую площадку у его ног. Кому это удастся, того ждет удача, а задуманное желание обязательно исполнится.

Санкт-Петербург был основан в 1703 году и Петропавловская крепость стала первым сооружением нового города. Именно в это время и был построен первый мост, соединивший Заячий остров и Городовой (ныне Петроградский) остров. Мост назывался Петровым, это была деревянная наплавная переправа, расположенная на деревянных барках. (Барка – это речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской или конной тяги) . Причем, на зиму переправу убирали и переправлялись по льду.

В 1706 году наплавной мост был перестроен в разводной, он располагался немного выше по течению Кронверкского пролива , состоял из двух деревянных разводных частей и опирался на деревянные сваи.

К концу 1730-х годов был сооружен Иоанновский равелин. В это время мост был перестроен в камне, он стал 16-ти пролетным и теперь был ориентирован на построенные Иоанновские ворота . У обоих берегов были сооружены дамбы в виде каменных арок, между которыми находилась деревянная часть на сваях. Мост длительное время разводили вручную и поэтому мобильные конструкции оставили легкими - деревянными.

После перестройки моста в 1887 году мост у присвоили имя «Иоанновский».

Ранее Иоанновским назывался мост, перекинутый через ров между Иоанновским равелином и бастионами Петропавловской крепости. В ходе строительных работ этот ров был засыпан, а имя «Иоанновский» перешло к Петровскому мосту, идущему от Иоанновских ворот до Троицкой площади.

Мост назван в честь старшего брата Петра Первого Ивана Алексеевича.

Самые масштабная реконструкция проведена в начале 1950-х годов. Иоанновский мост украсили красивые фонари и была обновлена ограда. Чугунная решетка украшена замысловатым растительным орнаментом, изображением двуглавых орлов, а также геометрическими фигурами - ромбами, овалами и окружностями.

Также Иоанновский мост обновили к 300-летию Санкт-Петербурга. Во время ремонта были использованы самые современные средства и методы, предохраняющие мостовые конструкции от негативного воздействия воды. Кроме того, реставраторы отремонтировали плафоны и восстановили кружево чугунных решеток, а на фонарях были воссозданы фигуры орлов. Обратите особое внимание на постаменты в виде обелисков, украшенных касками, копьями и двуглавыми орлами.

Все экскурсии в Петропавловскую крепость начинаются именно с прохода по Иоанновскому мосту, дорога к которому проходит или через Александровский парк (от метро), или, через Каменноостровский проспект от Троицкой площади, где обычно останавливаются туристические экскурсионные автобусы.

Если провести воображаемую линию, продолжив Иоанновский мост в обратном направлении, то он упрется в Мечеть.

У одного у устоев моста сидит знаменитый Питерский заяц , куда любой проходящий турист обязательно пытается забросить монетку.

Если, перейдя мост, повернуть налево, то выходишь сперва на лужайку, а затем по узкой вымощенной вдоль внешних стен крепости отмостке к пляжу Петропавловской крепости.

Если повернуть направо, дорога через другое поле приведет к вертолетной площадке, откуда совершаются воздушные экскурсии над Санкт-Петербургом.

Если пойти прямо… Но, это совсем другая история.

Иоанновский известен тем, что он стал самым первым постоянным мостом в городе.

Построен он был в год основания Санкт-Петербурга, в 1703 году, вместе с началом возведения Петропавловской крепости.

Тогда через Кронверкскую протоку перекинули наплавной деревянный мост. В его обязанности входило соединять собой строящуюся крепость и Городовой остров, носящий теперь наименование Петроградский.

Название тогда он имел иное – Петровский, и он долгое время был единственной постоянной переправой Санкт-Петербурга.

Петровский мост был деревянным, разводным, поверхность его была разделена на две части – пешеходную и проезжую.

В середине 18 века почти всю его площадь, за исключением его разводной части, выложили булыжником.

В конце 19 века обветшавший к тому времени, Петровский мост, перестроили. Одновременно, он получил и новое имя.

Теперь, по названию предкрепостного сооружения Петропавловской крепости, мост стал называться Иоанновским.

Новой реконструкции Иоанновский мост подвергли в середине 20 века. Тогда обновили элементы декора – обновили решетку, установили новые фонари.

Две части Иоанновского моста имеют разные декоративные решетки. На одной его части установлены ограждения, повторяющие своим рисунком решетки набережной Кронверкского канала. Вторая же часть украшена ограждением с затейливым растительным узором.

Стойки украшены изображениями боевых топоров.

Последний раз конструкцию реставрировали к 300-летию города. Тогда было заменено мостовое полотно и гидроизоляция, а также, заново облицованы устои моста.

С помощью новых технологий, укрепили своды и защитили от разрушения, с помощью химического состава, камни, из которых они сделаны.

Теперь мост гарантировано защищен от разрушения на ближайшие 30 лет.

Кроме укрепления конструкции, были выполнены и работы по восстановлению утерянных элементов декора. На въездах вновь появились отреставрированные фонари, а на них - восстановленные по сохранившимся рисункам позолоченные фигурки орлов.

Отремонтировали и декоративную решетку.

Длина Иоанновского моста теперь составляет 152 метра, а ширина – 10 метров.