Главная · Способы иммиграции · Китайский дворец часы работы в году. Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме. Реставрационные работы во дворце

Китайский дворец часы работы в году. Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме. Реставрационные работы во дворце

Сегодня Санкт-Петербург известен всему миру благодаря великолепным историческим, культурным и архитектурным памятникам. Многие из них несколько веков назад были построены вовсе не в черте города. Шикарные окрестности Северной столицы у туристов вызывают огромный интерес. Сегодня вы узнаете о Китайском дворце в Ломоносове. Часы работы ансамбля, его адрес, исторические сведения и прочая полезная информации - все это будет представлено в статье.

Город Ломоносов, или, как его называли раньше, Ораниенбаум, расположился в 40 километрах от Санкт-Петербурга. Именно в этом месте находится прекрасный музей-заповедник, где хранятся архитектурные шедевры, принадлежащие к XVIII веку. Отправляйтесь на экскурсию в Ораниенбаум и Китайский дворец вместе с нами.

Исторические сведения

На берегу Финского залива когда-то бывал ближайший помощник Петра Великого - Александр Данилович Меньшиков. Именно в этом месте ему захотелось возвести свою загородную резиденцию, так как живописные земли и Финский залив произвели на него огромное впечатление. Спустя некоторое время на этой территории появился Большой дворец. Своей роскошью он затмил даже дворец Петра Великого, который в тот период строился в Петергофе. Рядом с Большим дворцом Меньшикова был красивый Нижний сад. Но так случилось, что в 1727 году господин Меньшиков был отправлен императором в ссылку.

Таким образом, все его имущество, а также дворцово-парковый ансамбль в Ораниенбауме были переданы государству.

Спустя много лет, а именно в 1743 году, дочь Петра, императрица Елизавета, подарила этот дворец своему племяннику, который чуть позже прославился на весь мир как император Петр III.

Новый владелец отдал распоряжение построить ансамбль под названием "Петерштадт". В его состав вошли дворец, а также крепость.

С приходом к власти Екатерины Великой в пригороде стартовал очередной этап строительства. Государыня отдала приказ возвести в этом месте летнюю резиденцию. Затем в этих землях появился еще и прекрасный дворец под названием "Собственная дача".

Дворец князя Меньшикова

Как было написано выше, первым хозяином дворцово-паркового ансамбля в Ораниенбауме был князь Меньшиков. Современники писали о том, что нет в Российской империи равного дворца по площади и роскоши. А ведь не зря дворец князя Меньшикова называют Большим. Все дело в том, что монументальным дворец выглядит благодаря расположению на возвышенности. Складывается впечатление, как будто Китайский дворец парит над землей. От фасада вниз идут террасы. Одноэтажные крылья с левой и правой стороны примыкают к главному корпусу. Завершаются эти пристройки Восточным и Церковным павильонами. К ним пристроены кухонный, а также фрейлинский флигели.

Петр III приложил руку к дворцовому интерьеру. Так, Восточный павильон накопил в своем интерьере две сотни предметов японского и китайского фарфора. Поэтому данную резиденцию стали называть Китайским дворцом в Ораниенбауме.

Несколько слов о самом дворце

Начнем с того, что эту прекрасную резиденцию строили 6 лет. Она была возведена в 1768 году по проекту известного зодчего XVIII века Антонио Ринальди. Середина этого века является самым важным периодом в возведении Китайского дворца Екатерины Великой. Ринальди (итальянец по происхождению) был приглашен в Россию князем К. Разумовским. Здесь зодчий прожил много лет. В своих мемуарах он писал, что на русской земле он обрел вторую Родину.

Глядя на Китайский дворец в Ораниенбауме, туристы признают его шедевром русского зодчества. Этот дворец уникален. Поэтому заслуживает особого изучения.

Название Китайский дворец условно. Архитектура здания не имеет ничего общего с Китаем. Однако в некоторых комнатах имеются декоративные китайские элементы, которые можно свободно трактовать. В период XVIII века во дворце была собрана большая коллекция китайского фарфор, часть предметов коллекции сохранилась и сегодня.

Архитектурные элементы дворца

Китайский дворец (СПб) средний по размеру, имеет немного вытянутое здание. Внешне напоминает летний павильон в парке. Сегодня он окружен невысокими панелями из каменных плит, а также красивой декоративной решеткой из чугуна.

Перед фасадом здания разбиты маленькие партерные садики. Они уместно вписались в общую композицию постройки и по замыслу зодчего Ринальди стали неотъемлемым элементом дворца. Данную роль играют также и огромные старинные дубы, которые были посажены еще при постройке здания.

Таким образом, складывается впечатление, что дубы связывают Китайский дворец с большим парком. Центральная часть дворца завышена. Его лицевая сторона украшена пилястрами, а двери и окна обрамляет лепнина.

Перестройка XIX века

По замыслу князя Меньшикова и Екатерины Великой, Китайский дворец был одноэтажным. Центральная часть на втором этаже имела одно или два помещения, которые не имели декора. Но в середине XIX века облик здания меняется. Появляется второй этаж. Перестройка проходит под руководством А. Штакеншнейдера. Спустя некоторое время к восточной части здания он добавляет пристройку в виде одной комнаты. Это Большая антикамера, примыкающая к залу Муз.

Пройдет еще несколько лет и в 1853 году Л. Бонштедт пристроит к западному крылу здание - ещё одну комнату, а также реконструирует центральную часть южного фасада. Так появится застекленная галерея.

Внутренняя архитектура дворца

Китайский дворец в Ораниенбауме (Санкт-Петербург) был построен таким образом, что объемы, внешний облик, а также пропорции отдельных частей здания определили размещение внутренних помещений. Каждая комната имела свое предназначение.

Надо отметить, что все дворцы того периода строились именно по этому принципу. Для дворца характерны симметричность и композиционная уравновешенность. Интерьеры, то есть комнаты, расположились по одной оси. Этот принцип постройки называют анфиладной системой. Она присуща Екатерининскому дворцу, Петергофу и другим императорским резиденциям.

По задумке архитектора, центром симметрии является Большой зал, высота которого достигает 8,5 метра. Эти парадные залы имеют еще одно название - итальянские. Они выполняют организующую функцию планировки резиденции. Слева и справа от Большого зала находятся Голубая и Сиреневая гостиные, а также есть два кабинета - Стеклярусный и Малый китайский. С одной стороны анфилада ограничена залом Муз, а с другой - Большим китайским кабинетом.

Особенности элементов архитектуры дворца

Китайский дворец в Ломоносове возводился в период, когда отечественное зодчество находилась на этапе перехода от одной манеры к другой. Те декоративные приемы, которые использовали в середине XVIII века, перестали быть востребованными, а складывающийся классицизм еще не сформировался в искусстве архитектуры.

Таким образом, лицевая сторона фасада дворца стала ярким примером данного периода. Изначально планировалось придать ей декоративности и пышности. Однако эти качества уступили свое место лаконичности и простоте художественной отделки. Ведь для классицизма характерны строгость и простота. Китайский дворец возводили искусные мастера тех времен: лепщики и позолотчики, мозаичисты и паркетчики, мраморщики, а также резчики по дереву и другие талантливые ремесленники.

После революции (в 1917 году) Китайский дворец превратился в музей. Он был открыт для всех желающих. В эти годы появилась возможность провести научную обоснованную реставрацию, а также начать грамотное хранение художественных ценностей дворца. В период с 1925 по 1933 гг. художники проводили масштабную работу по восстановлению декоративной живописи.

Уникальный паркет

Снимки китайского дворца часто встречаются в глянцевых журналах России. Но его шикарное убранство волнует исследователей русского искусства даже за рубежом. Именно поэтому мы вам расскажем, в чем заключается уникальность паркетного пола музея.

Все дело в том, что 772 квадратных метра площади дворца были выложены паркетом, который собрали как из отечественных, так и заморских пород дерева. В их число входят розовое, лимонное, черное, красное дерево, а также самшит, амарант, палисандр, персидский орех и многие другие виды. В некоторых залах исследователи насчитывают более 15 видов.

Паркет Китайского дворца очень ценится, так как по своему замыслу и манере выполнения в нашей стране ему нет равных. Оказывается, деревянные планки приклеивали на отдельные щиты в форме различных узоров. Затем мелкие детали к орнаменту выжигали либо вырезали. Каждая комната имела свой интерьер, поэтому рисунок паркета привязывался к общей концепции помещения.

Нижний сад дворца

А мы с вами покидаем роскошные кабинеты Китайского дворца и направляемся в парк летней резиденции Екатерины Великой. Нижний сад является эталоном садово-паркового искусства. Он вошел в состав паркового комплекса Большого дворца. В центре него находятся партеры с большим количеством редких цветов. Его окружают ряды стройных кленов, елей и лип. Садовники высадили различные плодовые деревья, в их число вошли вишни, яблони, груши и так далее. По традиции, сад украшен миниатюрными фонтанами и скульптурами из белого мрамора.

Координаты и режим работы Китайского дворца в Ораниенбауме

Адрес: город Ломоносов, Верхний парк 7.

Кассы работают в режиме: с 10:30 до 17:00 ч.

Время посещения комплекса: 10:30 - 18:00 ч.

Стоимость билета для взрослых - 500 рублей.

Стоимость билета для школьников и студентов - 300 рублей.

Бесплатный вход для ветеранов Великой Отечественной войны и других категорий лиц.

Помните, что двери дворца для посетителей открыты только в сухой и солнечный день.

В заключение

Мы с вами познакомились с одной из прекраснейших резиденций, которая была возведена в период правления Петра Великого, то есть более трехсот лет назад. Достопримечательности Ораниенбаума поражают всех и каждого. Они удивляют посетителей не только красотой и масштабностью, а также тем, что хранят в своих стенах дух прошлых эпох.

Китайский дворец можно заслуженно назвать сокровищем парка в Ораниенбауме . Название "Китайский" появилось по той причине, что в XVIII веке, во времена Екатерины II, в Европе становится популярным искусство Поднебесной (стиль шинуазри) и несколько залов дворца украшаются с использованием восточных мотивов. Впрочем, искусство Китая весьма вольно трактовалось художниками того времени.

Ценность дворца состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры XVIII века (в отличие от других царских резиденций Санкт-Петербурга , которые были разрушены во время ВОВ). Возможно, именно поэтому Китайский дворец открыт для посещения только летом, в остальное время он закрыт, поскольку холодный и мокрый воздух губительно влияет на материалы интерьера.

Режим работы Китайского дворца - лето 2019

  • Открыт с 25 мая
  • С 10:30 до 18:00
  • Индивидуальные посетители допускаются с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 16:45
  • Выходные дни - понедельник и последний вторник месяца
  • Кассы закрываются на час раньше
  • Музей может быть закрыт при повышенной влажности или во время дождя.

Стоимость билетов в Китайский дворец - лето 2019

  • Для граждан России
    • взрослые - 300 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
    • школьники (с 16 лет), студенты и пенсионеры - 200 руб.
  • Для граждан СНГ
    • взрослые - 300 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 500 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно

Китайский дворец - описание

Китайский дворец возведен в Верхнем парке в 1762 - 1768 годах. Первоначально строение было одноэтажным, а оригинальность его состояла в том, что внешнее оформление, а также и внутренний декор были выполнены одним выдающимся мастером - итальянским архитектором Антонио Ринальди.

Здание построено в стиле рококо, для которого (в отличие от более пышного и помпезного барокко) характерны утонченность, изысканность и тонкий вкус. Китайский дворец был создан не для официальных приемов, а для отдыха и развлечений Екатерины II и приближенных к ней лиц.

Внешнее оформление здания было достаточно сдержанным и с виду оно напоминало скорее летний павильон, чем дворец. Вместе с тем, внутреннее убранство удивляло своей красотой и роскошью.

Всего в Китайском дворце 17 залов, в них танцевали, играли в карты и устраивали застолья. Причем, каждое помещение было оформлено своеобразно и отличалось от всех остальных. В качестве декора использовалась позолота и зеркала, лепнина и роспись.

Парадная анфилада (основная ось здания) включает в себя Зал муз, Голубую гостиную и Стеклярусный кабинет, Большой зал и Сиреневую гостиную, Малый и Большой китайский кабинет.

Перпендикулярно парадной анфиладе располагаются два крыла. В восточном крыле находились покои Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная и Штофная опочивальня, Будуар и кабинет), в западном - покои Екатерины II (Китайская опочивальня и Портретная, Туалетная и Камерюнгферская - комната для дежурства придворной дамы).

Для оформления залов в восточном стиле многие предметы искусства доставили из Китая и Японии. Во дворце представлены предметы искусства XVIII века – живописные полотна и коллекции фарфора, привезенные с востока и из Европы, резная золоченая мебель, созданная русскими резчиками и позолотчиками по рисункам Ринальди.

Особого внимания заслуживает паркет, отличающийся разнообразием рисунка и цветовой гаммой. Первоначально пол в комнатах был выполнен из мрамора, а в 1770 году его заменил наборный паркет, для создания которого использовали более 20 пород деревьев, среди них - красное, черное и коричневое дерево, а также самшит, амарант и персидский орех.

Залы Китайского дворца

В 1850 году вход в здание был перенесен на восточную сторону, где была пристроена Большая Антикамера, служившая Передней. Экскурсия в Китайский дворец начинается именно с этой комнаты, своеобразной прихожей. Здесь установлен монитор и пока группа собирается, можно посмотреть фильм об истории дворца, У двери, ведущей в следующий зал Муз, установлены чугунные торшеры, выполненные в XIX веке в Париже , а ранее они стояли на крыльце у входа в Антикамеру.

Зал муз

За Антикамерой следует Зал муз, который часто называют Живописной галереей. Его стены украшены росписями итальянского живописца Стефано Торелли, изображающими Аполлона с амурами и девять муз, олицетворяющих искусство. На плафоне можно увидеть богиню красоты и любви Венеру и ее спутниц граций.

Стеклярусный кабинет

Декор Стеклярусного кабинета является самым оригинальным. Зал украшают двенадцать панно, вышитых стеклярусом (длинными бусинками трубчатой формы). По стеклярусной основе выполнена вышивка ворсистыми нитками, изображающая экзотические растения и птиц на фоне сказочных пейзажей. Каждое панно отделено от соседнего резной золоченной рамкой. Аналогов Стеклярусному кабинету в мире нет.

Голубая гостиная

Первоначально стены этого зала были украшены голубым шелком, поэтому Гостиная и названа голубой. Позже обветшавший материал сняли, а на стенах разместили полотна петербургского художника Александра Бейдемана, созданные в 1862-1868 годах.

Розовая гостиная

Плафон Розовой гостиной с изображением Дианы расписан венецианским живописцем Гаспаро Дицциани. Украшением гостиной также являются два живописных панно с изображением амуров. Раньше комнату украшали парадный и камерный портреты Екатерины II. По преданию, в этой комнате часто играл маленький Павел, сын императрицы.

Гардеробная

В прежние времена Гардеробную украшала изящная мебель и живописные полотна. Сейчас здесь можно увидеть только камин и нежно-голубого цвета стены, украшенные резьбой и лепниной.

Большой зал

Большой зал – это главное помещение Китайского дворца, также его называли Приемным и Овальным залом (комната имеет форму эллипса). Зал расположен в центре главной парадной анфилады. Большой зал служил для приема гостей и поэтому его оформление отличается строгостью и торжественностью. Высота помещения составляет 8,5 метров, в его отделке использованы искусственный мрамор различного цвета и живопись, лепнина и мозаика. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классическим.

Передняя

Передняя изначально служила вестибюлем, в нее гости входили с центрального входа. Их восхищение вызывало все вокруг - паркетный пол, похожий на ковер, стены, расписанные Стефанно Торелли и живописный плафон «Аполлон и искусства» (его авторство приписывают Серафино Бароцци и Стефанно Торелли),

Китайский дворец – из истории

Китайский дворец являлся летней резиденцией императрицы Екатерины II и составлял часть комплекса под названием «Собственная дача».

Строение изначально планировалось как уединенный павильон в укромном месте и поэтому он не был виден издалека. Аллеи, ведущие к нему, устроены таким образом, что дворец, окруженный со всех сторон зеленью, возникал перед гостями совсем неожиданно.

Как правило, Екатерина II приезжала в Собственный сад Ораниенбаума со свитой знатных гостей, которые осматривали залы, восхищаясь их интерьерами.

Вместе с тем, дворцовое здание не было комфортным, поскольку все комнаты в нем располагались на уровне земли и в них ощущалась сырость. Камины были сделаны из искусственного мрамора и их нельзя было сильно растапливать.

Залы Китайского дворца не были приспособлены для длительного пребывания гостей, а использовались лишь для неофициальных приемов. Обычно после посещения Ораниенбаума гости возвращались в Петергоф - парадную резиденцию, а если кто-то оставался ночевать, то занимал покои в Меншиковском дворце . Опочивальни Екатерины и Павла Петровича также не использовались для сна.

В середине XIX века Китайский дворец меняет свой внешний облик – здание стало выше на этаж, была устроена галерея, соединившая два ризалита (выступающие боковые части здания). Внутренний декор также изменился, но несмотря на все преобразования, постройка сохранила свою самобытность и неповторимость.

В 1922 году в Китайском дворце был организован музей, открытый для широкой публики. В годы войны Ораниенбаум не был оккупирован и поэтому в послевоенное время он открылся первым из пригородов Петербурга .

В 2009 году началась масштабная реставрация памятника архитектуры. Восстановление фрагментов уникального декора проводится благодаря сохранившимся с 1901 года описям и акварелям.

Антонио Ринальди построил сооружение практически на земле, а высокая влажность постоянно разрушала убранство комнат. Чтобы сохранить уникальные интерьеры, в ходе реконструкции впервые за 250 лет было устроено отопление здания, а во всех отреставрированных залах установлены специальные датчики. С их помощью контролируется температура и влажность воздуха. Теперь интерьеру не страшны перепады наружной температуры - в зимнее время Китайский дворец отапливается, в нем поддерживается оптимальная влажность воздуха и температура 4,5 градуса.

Китайский дворец – это единственный памятник стиля рококо в русской архитектуре. Зодчий Александр Николаевич Бенуа сравнил убранство строения - его узоры и орнаменты, картины и архитектурные детали, с сонатами Гайдна и Моцарта.

Екатерина II называла Китайский дворец «шкатулкой с драгоценностями». С завершением реставрации уникальный памятник архитектуры станет настоящей туристической жемчужиной Ораниенбаума .

Китайский дворец является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса "Собственной дачи" императрицы Екатерины II. Строительство дворца осуществлял архитектор Антонио Ринальди. По его проекту перед южным фасадом Китайского дворца вырыли большой прямоугольный пруд, на левом берегу которого построили Фрейлинский домик, а на правом отвели место для кофейного домика (проект этой постройки так и не был осуществлен). У восточного фасада дворца, уже за границей Собственной дачи, был построен Кухонный корпус.

В середине XIX века Китайский дворец приобретает новые очертания. Великая княгиня Елена Павловна производит здесь большие преобразования. По проекту архитекторов Л.Л. Бонштедта и А.И. Штакеншнейдера надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея, подведенная под появившийся тогда же балкон и соединившая с южной стороны два ризалита, с востока и запада к торцевым частям здания пристроены небольшие помещения-антикамеры.

Если внешне дворец претерпел изменения, то внутренняя отделка сохранилась, в большей своей части, от XVIII века. Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века, все убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с удивительной фантазией.

Китайский дворец, блестящий образец стиля рококо в России, по праву считается жемчужиной дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум. Абсолютная подлинность делает этот многоликий пригород уникальным, выделяя его из всех императорских резиденций, которые блистательным ожерельем обрамляют Северную столицу

Земли на южном берегу Финского залива, на которых впоследствии расположится Ораниенбаум, император Петр I пожаловал своему любимцу, князю Александру Даниловичу Меньшикову, руководившему в то время возведением Кронштадтской крепости на острове Котлин. Строительство Большого (Меньшиковского) дворца в стиле барокко началось в 1711 году, а дата освящения дворцовой церкви - 3 сентября 1727 года - считается его окончанием. Авторами проекта являлись архитекторы Дж. М. Фонтана, И.Г. Шедель и И.Ф. Браунштейн. В 1742 году императрица Елизавета Петровна подарила поместье своему племяннику, будущему императору Петру III. Для него знаменитый итальянский архитектор Антонио Ринальди возвел здесь «потешную» крепость Петерштадт и миниатюрный дворец. Позднее Ораниенбаум становится летней резиденцией императрицы Екатерины II. Так называемую «Собственную дачу» императрицы составили Китайский дворец (1762-1768), павильон Катальной горки (1762-1774), построенные А. Ринальди, а также окружающий их Верхний парк.

Свое название Ораниенбаум получил от немецкого топонима. Легенда же донесла до нас историю о культивировавшемся здесь уже в начале XVIII века померанцевом дереве, давшем название городу и включенном в его герб.

Екатерина II, будучи еще великой княгиней, облюбовала для себя в Ораниенбауме «заветный» уголок. В своих «Записках» она вспоминает 1757 год: «Мне пришла фантазия развести себе сад... но я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, и поэтому попросила князей Голицыных продать или уступить мне 100 десятин с давних пор заброшенной... земли, которою они владели возле самого Ораниенбаума... Они охотно уступили мне ее. Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко».

К воплощению своего замысла Екатерина Алексеевна смогла приступить лишь пять лет спустя, с воцарением на российском троне. В 1762 году начинается строительство Собственной дачи, и, прежде всего, - «каменного домика и горы». Все работы проводились «под смотрением» А. Ринальди и по его чертежам. Екатерина II порой приезжала в Ораниенбаум, наблюдая за возведением Голландского домика, или Китайского дворца. Новоселье в Китайском дворце императрица отпраздновала 27 июля 1768 года. Этот воскресный день был отмечен божественной литургией в храме Святого Пантелеймона, а затем состоялась парадная трапеза в честь завершения строительства дворца: преосвященные архиереи, архимандриты вместе с вельможами обедали и «пили за Высочайшее Ея Императорского Величества здоровье».

В 1770-е годы императрица часто посещает Ораниенбаум и принимает здесь высоких гостей: с визитами прибывают не только «чужестранные» министры, но и царственные особы - король Швеции Густав III, австрийский император Иосиф II. 17 июля 1780 года Екатерина II впервые показывала дворец своим внукам, великим князьям Александру и Константину. С 1796 года Ораниенбаум принадлежал великому князю Александру Павловичу (будущему императору Александру I), а в 1831 году резиденция перешла в единоличное владение его брата Михаила Павловича. Позднее хозяйкой поместья стала супруга Михаила Павловича Елена Павловна, а затем их дочь Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого; их дети - Георгий, Михаил и Елена - владели Ораниенбаумом вплоть до 1917 года.

Китайским летний увеселительный дворец был назван благодаря роскошной отделке четырех комнат, выдержанной в духе представлений того времени об искусстве Востока. Встречаются и другие названия: «Домик, что в Верхнем саду», «Домик маленький, собственный Ее Императорского Величества». И действительно, ему менее всего подходит громкое определение «дворец» - он скорее напоминает парковый павильон, стоящий на невысоком стилобате, образующем террасу.

Скромный внешне дворец поражает своим внутренним убранством. Позолота и зеркала, орнаменты из раковин, цветочные гирлянды, завитки, причудливо изогнутые рамы, лепные узоры, прихотливо бегущие по стенам, падугам и потолкам, изысканные росписи, подернутые жемчужной дымкой, - все это создает атмосферу изнеженности и уюта. Таков стиль рококо, просуществовавший недолгое время в XVIII столетии, но оставивший в России яркий след - изысканный и камерный Китайский дворец в Ораниенбауме. Особую утонченность интерьерам рококо придают стилизованные восточные мотивы декоративного убранства и множество подлинных произведений искусства Китая и Японии. «Китайский дворец - единственный в своем роде перл, художественное произведение до того цельное, до того гармоничное, так изумительно исполнено - такая грациозная, изящная безделушка, что, глядя на него, нельзя не залюбоваться...», - писал известный историк искусства А. Бенуа. Интерьеры Китайского дворца хранят первозданное убранство XVIII века: редкостную коллекцию живописи итальянских художников, прекрасные образцы восточного и западноевропейского фарфора, мебель русских и европейских мастеров. Одной из главных достопримечательностей дворца являются уникальные паркеты, выполненные по рисункам Ринальди; они не имеют себе равных в русском декоративно-прикладном искусстве. Первоначально полы во дворце были исполнены из искусственного мрамора. В 1770-х годах их заменили наборными паркетами из разнообразных пород дерева (их насчитывается до 36) - дуба, клена, березы, палисандра, самшита, красного и черного дерева, персидского ореха, сахардана (коричневого дерева), амаранта и других. Паркеты, не повторяющиеся ни в одном помещении, поражают своим сложным рисунком и изысканной цветовой гаммой.

Стеклярусный кабинет, Штофная Опочивальня, Зал Муз, Голубая и Розовая гостиные... Уже сами эти названия говорят об исключительности дворцовых помещений, их непреходящей художественно-исторической ценности. Путешествие по залам дворца оправдывает самые взыскательные ожидания: в оформлении интерьеров Ринальди использовал богатейший арсенал декоративных форм, присущих стилю рококо, достигая гармоничной взаимосвязи убранства дворца и его архитектуры.

Центром симметричной композиции Китайского дворца является Большой зал, от которого вдоль северного фасада в обе стороны отходят помещения парадной анфилады. К основному объему здания с юга под прямым углом примыкают два крыла, включающие малые анфилады; в западной анфиладе располагались личные покои императрицы Екатерины II, восточной - комнаты ее сына, великого князя Павла Петровича.

Помещение Передней служило вестибюлем изначально; здесь, в центре южной части дворца, и сегодня расположен вход в здание. После пристройки в 1853 году к этой комнате крытой застекленной галереи она стала использоваться и в качестве столовой.

Стены Передней в XVIII столетии были украшены росписями итальянского живописца-декоратора Стефано Торелли, ученика прославленного неаполитанского художника Франческо Солимены. Торелли прибыл Россию в 1758 году, оставив службу при Саксонском королевском дворе. В 1764 году живописец трудился над оформлением Зимнего дворца, а в 1765 году приступил к работе в Ораниенбауме, и спустя короткое время интерьеры Китайского дворца украсились его талантливыми произведениями. В 1850-е годы настенные росписи Торелли в Передней заменили на архитектурные пейзажи неизвестного художника XIX века «Диана и Актеон» и «Пейзаж с руинами». В Передней сохранился живописный плафон работы С. Торелли «Аполлон и Искусства»: покровитель искусств Аполлон и изображения женских фигур, олицетворяющих «три знатнейшие художества» - живопись, скульптуру и архитектуру, - излюбленный сюжет в искусстве того времени. Над одной из дверей помещена картина неизвестного итальянского художника XVIII века «Селена и Эндимион». Мифологический сюжет о навечно заснувшем по велению Зевса тщеславном пастухе Эндимионе и очарованной его красотой богине ночи Селене встречается в Китайском дворце трижды.

Одна из стен Передней сохранила замечательные по красоте рисунка орнаментальные росписи другого итальянского мастера, Серафино Бароцци, который так же, как и Торелли, работал непосредственно в Китайском дворце. Дополняет убранство интерьера лепной декор падуг и потолка: раковины, листья аканта и других растений, цветочные гирлянды.

Переднюю украшает наборный паркет XVIII века, составленный из нескольких пород дерева - ореха, амаранта, березы, сандала, яблони, розового и красного дерева; его рисунок, созданный Ринальди, словно отражается в лепном декоре потолка, что придает завершенность оформлению интерьера. Камин, выполненный из искусственного мрамора, создан в XVIII веке «штукатурных дел мастером» итальянцем Альберто Джани, много работавшим над изготовлением первоначальных мраморных полов Китайского дворца. Своей изысканной и нарядной отделкой Передняя «задает тон» облику последующих покоев и настраивает на ожидание не менее изящного убранства.

За Передней следует Гардеробная; с запада она примыкает к Розовой гостиной, связывая половину наследника Павла Петровича с парадным входом во дворец. Первоначально комната использовалась по прямому назначению, однако известно, что в течение XVIII и XIX веков она также служила буфетной и библиотекой.

В убранстве Гардеробной, как и других интерьеров Китайского дворца, широко использована живопись, воплотившая сюжеты античных мифов. Центральная часть потолка украшена живописным плафоном «Суд Париса», исполненным С. Бароцци; над дверью в Переднюю помещено панно «Венера и Марс», а над входом в Розовую гостиную - «Геркулес и Омфала» - десюдепорты работы неизвестных художников итальянской школы середины XVIII столетия.

Интерьер Гардеробной неоднократно обновлялся, и от его первозданного убранства дошла до нашего времени лишь стена над камином искусственного мрамора. Изысканная резьба, которой она украшена, гармонично сочетается с намазным лепным орнаментом. Паркетные полы Гардеробной с несколько однообразным геометрическим орнаментом были выполнены позднее остальных паркетов дворца, в 1819 году, и значительно уступают им по богатству и сложности рисунка.

Малая восточная анфилада Китайского дворца включает личные покои великого князя Павла Петровича, среди которых примечательна просторная комната под названием Розовая гостиная, первоначально именовавшаяся Детской. У комнаты было еще одно название, как нельзя лучше определявшее характер ее убранства в XVIII веке - «Живописный антик». В 1767 году С. Бароцци украсил стены Гостиной живописью на тему трагедии античного города Геркуланум, погибшего в 79 году при извержении вулкана Везувий. К сожалению, во время реконструкции дворца в 1852-1853 годах живописные панно со всех четырех стен были сняты. Восстановить их не удалось, и стены были оклеены бумажными обоями.

В 1894 году обои заменили на холст, окрашенный в светло-розовый цвет, после чего Гостиная и получила свое нынешнее название. Тогда же стены Розовой гостиной были обрамлены золоченым лепным декором, что придало интерьеру своеобразие и изысканность.

Розовая гостиная сохраняет подлинное лепное убранство падуг и потолка. Изящная трельяжная сетка - основной мотив в орнаменте перекрытия и наддверных фрагментов - «отражается» в рисунке наборного паркета, что придает интерьеру гармоничный облик и завершенность.

«Обязательный» плафон Гостиной «Диана и Аврора» написан итальянским художником Гаспаро Дициани. Аллегория смены ночи утром отличается тщательно продуманной композицией и тонкой живописной проработкой. Десюдепорты «Амуры, играющие с птичкой» и «Амуры, играющие в мыльные пузыри» созданы неизвестным художником в XVIII столетии. В это помещение они были перенесены, вероятно, позднее; тогда же изменилась их прямоугольная форма. Еще одна наддверная композиция Гардеробной - «Амуры в облаках» - была выполнена уже в XIX веке.

Рядом с Розовой гостиной, на оси малой анфилады, находится Штофная опочивальня. Свое название эта комната получила в XVIII веке, когда ее стены были затянуты светло-зеленым (селадоновым) штофом с рисунком в виде волнистых серебристых дорожек, перевитых белыми и розовыми цветами. Парадная спальня наследника престола, цесаревича Павла Петровича, разделена на две части, меньшая из которых - альков. Будучи частью сугубо интимной, альков украшен изысканной резьбой с нежными цветочными и растительными мотивами, но так как Опочивальня предназначалась для наследника престола, будущего полководца, в декор включены и военные атрибуты - трубы, знамена, стрелы. В глубине алькова размещен и детский портрет Павла Петровича работы Алексея Антропова. По обеим сторонам алькова, увенчанного золоченым картушем в виде раковины, в нишах, помещены золоченые полочки с небольшими вазами мейсенского фарфора середины XVIII века.

В другой части Штофной опочивальни, квадратной, особый интерес представляет необычное перекрытие в виде парусного свода, облицованного искусственным мрамором. Это редчайший пример использования подобного материала для декоративной отделки перекрытия. Бледно-розовый мрамор дополнен растительными и рокайльными узорами золоченой и белой лепки.

Рисунок паркета Опочивальни, традиционно для интерьеров Китайского дворца, созвучен декору потолка. Помимо этого он напоминает и о другой важной особенности паркетов дворца - ни композиция их набора, ни цветовые сочетания нигде не повторяются. Паркет Опочивальни из ореха, амаранта, палисандра, самшита, лимона, березы и черного дерева в 1772 году выполнили русские умельцы «под смотрением» талантливого мастера Иоганна Петерсена.

Цветовую палитру интерьера прекрасно дополняет розовато-зеленый камин из искусственного мрамора. Среди образцов мебельного убранства - дамское бюро и музыкальный столик работы французских мастеров середины XVIII века.

Кабинет Павла Петровича, примыкающий к Штофной опочивальне со стороны алькова, обособлен от остальных помещений. Эта комната из-за своей миниатюрности (менее шести квадратных метров) именовалась еще и «Кабине-тиком». Стены его украшены орнаментальными росписями С. Бароцци, в которые включены китайские мраморные и деревянные таблички с резными фигурками, иероглифами и пейзажами. Живописный плафон «Геометрия» исполнен Г. Дициани: изображенные на полотне аллегорическая женская фигура с глобусом и циркулем в руках и амуры, рисующие геометрические фигуры, говорят о том, что комната предназначалась для учебных занятий юного наследника. Анфиладу комнат Павла Петровича завершает Будуар. В XVIII веке эта комната, стены которой были затянуты живописными холстами, называлась «Живописным кабинетом». Свой нынешний облик Будуар обрел в 1853 году, когда картины были заменены на ореховые панно, перемещенные из Камерюнгферской (или Туалетной) на половине императрицы Екатерины II. В деревянные панели включены три живописных полотна - аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма». Их авторство приписывается Якопо Гуарана, исполнившему также плафон Будуара «Зефир и Флора».

Мебельное убранство Будуара составляют изящное французское бюро палисандрового дерева и голландские стулья, изготовленные в XIX столетии. Среди украшений этого интерьера преобладает фарфор: китайские вазы середины XVIII века и английские - с росписью конца XVIII столетия.

Изящный и праздничный Зал Муз, который предназначался для концертов, открывает анфиладу парадных залов Китайского дворца с восточной стороны. Он симметричен Большому Китайскому кабинету, находящемуся в западном корпусе дворца. Своими вытянутыми пропорциями этот интерьер напоминает галерею, а шесть больших застекленных окон-дверей, расположенных с трех сторон, придают ему сходство с открытым нарядным парковым павильоном. Здесь по-особенному воспринимаются слова А. Бенуа, сравнившего Китайский дворец «по своему чисто музыкальному эффекту... с сонатами Гайдна и Моцарта». Зал Муз, хранящий свою первоначальную отделку, принадлежит к числу самых значительных дворцовых интерьеров XVIII столетия.

В XVIII веке Зал Муз именовался «Живописной галереей», что соответствовало главенствующей роли живописи в его убранстве. Темперные росписи живописца-декоратора С. Торелли покрывают стены и падуги, а плафон работы этого же мастера «Венера и грации» («Торжество Венеры»), выполненный маслом, венчает зал. Небольшие композиции на падугах и потолке, написанные светлыми красками, чередуются с легкой орнаментальной лепкой. Все декоративное оформление Зала Муз подчинено единому художественному замыслу, что придает этому удивительному интерьеру гармоничный облик.

Среди мебельного убранства Зала особенно примечательны резные позолоченные банкетки, выполненные по рисункам А. Ринальди и предназначенные специально для этого интерьера. Здесь же можно увидеть разнообразные предметы из китайского и японского фарфора, а также мраморную скульптуру «Мальчик на дельфине» - мастерски выполненную в середине XIX века копию с работы итальянского скульптора XVI века Лоренцо Лоренцетто, в свою очередь отсылающую нас к рисунку Рафаэля, которым была навеяна эта работа. По сторонам одной из дверей установлены мраморные бюсты Лукреции и Клеопатры венецианской работы XVIII века.

Самым известным событием, происходившим в Зале Муз, можно назвать пышное торжество по случаю прибытия в Россию в 1818 году прусского короля Фридриха Вильгельма III, «приехавшего благословить колыбель своего новорожденного внука», будущего императора Александра II. 2 июля 1818 года в этом зале «после фейерверка дан был блистательный бал». Рядом с Залом Муз находится Голубая гостиная, соединяющая залы парадной анфилады с комнатами Павла Петровича. До середины 1860-х годов Гостиная была затянута голубым шелком, благодаря чему и получила свое название. Тогда же в интерьере появились полотна, выполненные русским художником А. Бейдеманом: два холста с изображениями амуров - с рогом изобилия и виноградной кистью, а также вольные копии с эрмитажных оригиналов - фрагмент «Мадонны с куропатками» А. ван Дейка и «Похищение Европы» Ф. Альбани. Кисти Бейдемана приписывается и большая авторская работа «Тритон и Нереида», оформляющая пространство стены вокруг камина; однако эту композицию нельзя отнести к творческим удачам известного художника, так как ей недостает выразительности и динамики. Голубая гостиная богато оформлена живописью XVIII века. Потолок украшен плафоном итальянского художника Франческо Цуньо «Время, похищающее Истину», имеющим также и второе название - «Время и Знание». Как и ряд других плафонов дворца, работа Цуньо является типичным образцом аллегорических, с отвлеченным сюжетом, композиций, очень популярных в XVIII веке. Художник разворачивает перед нами динамичную сцену похищения, в центре которой изображены две фигуры - крепкого, мускулистого крылатого старца, олицетворяющего Время и его быстротечность, и женщины, представляющей Истину (или Знание). Атрибутом старца является лежащая у его ног коса, а женщина держит в руках циркуль. В числе десюдепортов - «Амфитрита» и «Нептун» Я. Гуарана и «Итальянский пейзаж» Ф. Цукарелли; над зеркалом - картина «Два амура» кисти неизвестного художника.

Разнообразно представлены в Голубой гостиной предметы декоративно-прикладного искусства - мейсенский фарфор, французские часы XVIII века, резная золоченая мебель 1760-х годов работы русских мастеров. Лепка падуг и потолка, паркетный набор на пальмовом фоне, изысканный камин доносят до нас подлинный вид гостиной XVIII столетия.

Интерьер Голубой гостиной и других помещений Китайского дворца в начале XX века был запечатлен в серии акварелей, выполненных для последней владелицы Китайского дворца - великой княгини Елены Георгиевны, пожелавшей увековечить его неповторимый облик. Акварели с изображениями залов дворца и деталей их убранства вошли в состав альбома под названием «Офорты, фасады, планы и разрезы Китайского дворца в Ораниенбауме, исполненные бывшими учениками С.-Петербургского Центрального училища технического рисования барона Штиглица», сформированного в 1911 году и хранившегося в личном собрании Елены Георгиевны; ныне альбом находится в Государственном Эрмитаже.

Великолепный Стеклярусный кабинет, предшествующий Большому залу, по праву считается мировым шедевром искусства интерьера. Этот блестящий образец стиля рококо прежде всего знаменит своими стеклярусными панно. Двенадцать панно ручной работы выполнены предположительно по рисункам С. Бароцци в 1762-1764 годах девятью мастерицами-вышивальщицами: Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Татьяной и Лукерьей Кусовыми, Прасковьей, Матреной и Авдотьей Петровыми, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой под руководством француженки Мари де Шелль, бывшей актрисы, организовавшей мастерскую «шитья для комнат Ее И. В. обоев и других уборов». Стеклярус был изготовлен на Усть-Рудицкой мозаичной фабрике, которую основал М. В. Ломоносов в окрестностях Ораниенбаума. Вышитые панно с экзотическими пейзажами заключены в золоченые рамы изысканной резьбы, имитирующие древесные стволы, увитые листьями, цветами и гроздьями винограда и увенчанные фигурками драконов. Если же вспомнить, что изначально пол в Кабинете был набран из смальт (плиток цветного стекла), изготовленных также на Усть-Рудицкой фабрике, то можно легко представить созданный эффект необыкновенной сказочной феерии, окрашенной восточным колоритом. Первоначальная необычная отделка пола дала Кабинету второе название - «Мозаичный покой». Работа по набору мозаичных полов, начавшаяся в 1763 году, продолжалась четыре года. Руководитель работ Я. Мартини 12 декабря 1767 года сообщал об их окончании: «Имеющиеся во Ораниенбауме масаишные полы имеются в готовности и на месте поуложены, и мастеровые у той работы не находятся».

Екатерина II, с гордостью показывая дворец своим гостям, особо выделяла Стеклярусный кабинет, имевший, по выражению той эпохи, «преизрядный вид». Императрица нередко принимала здесь высоких посетителей: так, 27 июля 1774 года «в комнате, что обои стеклярусные, принимала на аудиенции цесарского (австрийского. - Ю. М.) посла князя Лобковича».

К середине XIX века мозаичный пол из-за сырости пришел в негодность, и в 1856 году он был заменен на наборный паркет, однако и в новом материале сохранил прежний рисунок.

В Стеклярусном кабинете хранятся два подлинных шедевра декоративно-прикладного искусства - уникальные столики, выполненные на Петергофской гранильной фабрике под руководством мастера Якоба Мартини. Столешницы с волнистыми краями украшены сложнейшими композициями, набранными из цветных ломоносовских смальт; даже подстолья и ножки этих изящных столиков отделаны смальтой оранжевого цвета. Столешница одного из них представляет обрамленную геометрическим орнаментом пейзажную композицию: узкая пирамида, напоминающая парковые обелиски, окружена фрагментами руин античных сооружений. На другом столе с поразительной точностью изображены географические карты, ноты, книги, компас, глобус.

Большой зал, центральное помещение дворца, в документах XVIII столетия именуется также Приемным, Круглым, Овальным или просто Залом. Оформленный в духе торжественной приподнятости, он предназначался для официальных приемов и трапез. Большинство посещений Собственной дачи Екатериной II заканчивалось ужином в Большом зале. Записи об этом" часто встречаются в камерфурьерском журнале: так, 19 июля 1769 года «...в 10 часов ЕИВ (Ее Императорское Величество. Ю. М.) соизволила кушать вечернее кушанье в Круглом зале, в котором поставлены были по четырем углам... по столу, за каждым заседали 8 персон по билетам». В числе «персон» тогда были австрийский, прусский, шведский, датский, голландский посланники, английский посол, саксонский министр, а также их супруги и близкий к императрице вельможный круг. 27 июля 1774 года императрица «в зале жаловала к руке... иностранных министров», а затем состоялся торжественный ужин зз «четырьмя круглыми столами» с участием дипломатов, дававшийся в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира, который закреплял победу России в русско-турецкой войне 1768-1774 годов.

В отличие от других помещений дворца, интерьер Большого зала несет в себе черты нового стиля - классицизма - и предвосхищает последующие интерьеры, созданные Ринальди в Петербурге, Царском Селе, Гатчине. Облик этого парадного зала строг и величав, его декор изысканно-благороден и лаконичен. Стены и трехчетвертные коринфские колонны декорированы искусственным мрамором разных оттенков. Большой зал перекрыт невысоким куполом, прорезанным круглыми окнами - люкарнами, которые служат источником естественного освещения. Через большие двери, застекленные до самого пола, открывается живописный вид на партерный садик и луг, переходящий в парк.

Восточную часть парадной анфилады дворца открывает Штукатурный покой (называвшийся также Сиреневой гостиной), сохранивший свое первозданное лепное оформление, которое и отразилось в названии интерьера. Характер этого уютного помещения, его размеры и декоративная отделка значительно отличаются от торжественного Большого зала, так как оно предназначалось для отдыха и интимных бесед, чему целиком соответствовало его художественное убранство.

Богато живописное оформление Штукатурного покоя: на шести полотнах, которые украшают его стены и потолок, изображены галантные сцены с участием мифологических и литературных героев. Все картины посвящены теме любви и отражают возвышенные чувства героев. Среди них - работа С. Торелли «Селена и Эндимион», которая считается одним из лучших произведений итальянского мастера. Автором картины «Афродита и Адонис», представленной в Штукатурном покое, был итальянский живописец XVIII века Пьетро Ротари. Еще до приезда в Россию художник пользовался европейской славой благодаря множеству исполненных им камерных портретов, подобных тем, что составляют живописное убранство Портретной комнаты дворца. «Афродита и Адонис» - редкий в творчестве Ротари пример большого полотна со сложной композицией на мифологический сюжет.

Десюдепорты Штукатурного покоя - «Венера» и «Тоскующий Марс» - также принадлежат кисти Торелли. Помещенные друг напротив друга, эти картины сюжетно связаны между собой: согласно мифу, Марс, забыв о воинских подвигах, пребывает в любовной тоске, мечтая о Венере. Известно, что натурщицей, позировавшей художнику, была его племянница - юная прекрасная уроженка Болоньи. С мифом о Венере перекликается и живописный плафон Ф. Цуньо «Орфей, встречающий солнце», который трактовался и как «Гимн Венере»: юноша Орфей, играющий на арфе, воспевает красоту богини любви.

Мебельное убранство Штукатурного покоя составляют резные золоченые банкетки и табуреты русской работы 1760-х годов, а также французское бюро наборного дерева того же времени. Гостиная украшена мейсенскими фарфоровыми группами, изготовленными в 1770-е годы по моделям М.В. Асье. В наборе паркета, выполненного по рисунку А. Ринальди, использованы красное и розовое дерево, палисандр, пальма, береза, яблоня.

Стиль «китайщина», который был широко распространен в искусстве дворцового интерьера XVIII века, получил свое яркое воплощение в Большом и Малом Китайских кабинетах дворца. Своеобразное осмысление русскими и европейскими мастерами далекой экзотической культуры выразилось в архитектуре и оформлении Малого Китайского кабинета, предпоследнего в анфиладе парадных покоев. Его интерьер находится в определенном контрасте с предыдущими помещениями дворца, которые оставляют впечатление изнеженности, плавности, спокойной изысканности из-за светлых красок и скругленных форм. Четкие прямоугольные архитектурные плоскости, контрастные, звучные цвета и строгие геометрические орнаменты в сочетании с затейливым растительным узором и тонко прорисованными сценками из китайской жизни создают неповторимый облик этого интерьера.

Стены Кабинета затянуты воссозданным по сохранившимся первоначальным образцам зеленым шелком, расписанным изображениями экзотических птиц, бабочек и цветов. Лаковая мебель Китая и Японии XVIII века соответствует характеру отделки Малого Китайского кабинета: японский шкаф-секретер красного лака с росписью золотом и шкаф-сундук черного лака с накладными чеканными украшениями, изготовленный в Китае.

В стиле «китайщина» в середине XVIII века русскими мастерами был изготовлен черный мебельный гарнитур, декорированный восточными орнаментами. Восточный фарфор прекрасно дополняет декоративный ансамбль Кабинета: на камине представлены статуэтки и ваза «зеленого семейства» конца XVII века; консоль украшена вазой XVIII столетия.

Пол Малого Китайского кабинета, выполненный мастером Якобом Лангом по рисунку Ринальди, принадлежит к числу лучших образцов наборного паркета как по богатству узора, так и по блестящему мастерству использования оттенков цвета различных пород дерева - здесь соединились красное, розовое, черное, коричневое дерево, сандал, эбеновое дерево, полосатый орех, лимон, самшит, амарант, палисандр, береза, яблоня. В паркет включены фигурные вставки с китайскими иероглифами и искусное изображение низкой вазы с веткой цветущего фруктового дерева. На стене помещен живописный портрет «Екатерина II перед зеркалом», авторское повторение шведского художника Вигилиуса Эриксена. Кабинет венчается плафоном работы Г. Дициани - аллегорическим изображением «Фортификация».

Малый Китайский кабинет в XVIII веке имел и второе название - Предопочивальня, так как он предшествует спальне Екатерины II - Китайской опочивальне, которая открывала малую (западную) анфиладу ее покоев. Китайская опочивальня также принадлежит к блестящим образцам стиля «шинуазри» («китайщина»). Затянутые белым атласом стены комнаты в конце 1760-х - начале 1770-х годов были расписаны в «китайском вкусе» мастерами Федором Власовым, Федором Даниловым (ставшим через двадцать лет академиком живописи) и Якимом Герасимовым; росписи тонко гармонируют с решением плафона, украшающего Опочивальню. «Грациозной декоративной фантазией XVIII века» назвал А. Бенуа плафон «Китайское жертвоприношение», исполненный Я. Гуарана, - своеобразную театрализованную композицию, которую отличают красота рисунка и богатство колорита.

Большой Китайский кабинет, или «Китайская галерея», - интерьер, симметричный Залу Муз, - замыкает парадную анфиладу дворца с запада. Необычайно эффектный и своеобразный облик этого зала определяется тем, что элементы стиля рококо здесь самым причудливым образом переплетаются с восточными мотивами.

Потолок Большого Китайского кабинета украшен живописным плафоном, представляющим аллегорическое изображение «Союз Европы и Азии», которое трактуется и как «Китайская свадьба»; его автором считается С. Бароцци. По сторонам от плафона - изображения китайских правителей, богдыхана и богдыханши, выполненные в технике росписи по гипсовой основе. Резные восточные орнаменты, лепные изображения птиц и драконов на падугах обогащают декоративную палитру отделки этого уникального зала, автором художественного решения которого является С. Бароцци.

Стены Большого Китайского кабинета декорированы наборными деревянными панно, выполненными в технике маркетри. Мозаика из тонких пластин разных пород дерева изображает галантные сценки из жизни китайцев на фоне вод и гор, пагод и беседок, цветущих деревьев, свисающих побегов и летящих птиц. Эти композиции решены не пространственно, а плоскостно, в соответствии с канонами китайской живописи; их сюжеты следует читать сверху вниз. Панно сложены из нескольких пород дерева - карельской березы, амаранта, палисандра, персидского ореха, самшита, клена, груши, яблони, чинары; лица людей и листья деревьев исполнены из моржовой кости. Созданы эти уникальные композиции группой мастеров во главе с Г. Шталмеером. Столь же экзотичен и наборный паркет Кабинета из более чем десяти пород дерева, выполненный в 1773 году И. Петерсеном. Известно, что для изготовления паркетов в этом и других помещениях Китайского дворца в 1771 году было из «...магазина Конторы строения отпущено двадцать видов заморского дерева».

Как известно, во второй половине XVIII века продолжался интенсивный приток в Россию предметов дальневосточного искусства, которыми наполняли особые залы и кабинеты загородных дворцов. По распоряжению Екатерины II специальный караван в 1762 и 1775 годах направлялся в Китай, откуда для украшения Китайского дворца, в основном Большого Китайского кабинета, была привезена мебель - столы, кабинетцы, ширмы, а также фарфор, подносы, обои. Разнообразная обстановка Кабинета включает китайские стулья черного лака с золоченым орнаментом, японские шкафчики черного лака с росписью и чеканкой, коробки и шкатулки красного и черного лака, деревянную скульптуру - изображения бога Шоу Синь и богини Си-Ванму, бронзовые с эмалью курильницы - традиционные предметы китайского экспорта, почти обязательный элемент «восточных» интерьеров. На каминах представлены изысканные китайские и японские фарфоровые вазы.

Большой Китайский кабинет использовался Екатериной II для карточных игр, большой любительницей которых она была. В камер-фурьерском журнале часто встречаются записи, подобные той, которая была сделана 28 июля 1774 года: «...забавлялись в карты в Китайском угловом угле на 6-ти столах». В карточных играх принимали участие послы Испании, Пруссии, Швеции, Саксонии, Франции, Англии, Дании и «Цесарский» (Австрии), наследник Павел Петрович с супругой, князья А. М. Голицын, А. А. Вяземский, графы Г. Г. Орлов, Н. И. Панин, З. Г. Чернышев, А. К. Разумовский.

Малую анфиладу императрицы Екатерины II помимо Китайской опочивальни составляют Камерюнгферская и Портретная. Камерюнгферскую украшают великолепные изображения придворных дам «Малого» (великокняжеского) двора, представленных в маскарадных костюмах и олицетворяющих времена года, части света и стихии. Эти одиннадцать портретов не претендуют на психологическую глубину но исполнены живости, их героини миловидны и кокетливы. Автором этих работ является французский художник Жан де Сампсуа (Сансуа), приехавший в Россию в 1755 году. Изображения выполнены в сложной технике пастели - как говорили в XVIII веке, «сухими красками». Холодная гамма серебристых, голубых, бледно-розовых тонов позволяет передать изысканность юных дам, составлявших двор наследника престола Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). О том, что портреты были заказаны Сампсуа, сообщалось в письме Екатерины Алексеевны английскому послу Чарльзу Уильямсу от 17 сентября 1756 года.

Первоначально пастельные портреты находились в Большом (Меньшиковском) дворце Ораниенбаума. В 1820 году их отреставрировали («поправили») в Императорском Эрмитаже, а также изготовили черные с позолотой рамы. Лишь в 1853 году картины заняли свое нынешнее место: архитектор Л. Бонштедт ввел их в отделку Камерюнгферской, перенеся ореховые панно, ранее оформлявшие ее стены, в Будуар на половине великого князя Павла Петровича.

В Камерюнгферской сохранился паркет, выполненный мастерами Я. Лангом и И. Петерсеном в 1770-е годы; его набор составлен из пальмы, березы, ореха, чинары, палисандра, клена, амаранта, красного и розового дерева.

Основным украшением комнаты, названной Портретной, или Кабинетом Ротари, являются двадцать два женских портрета работы итальянского художника Пьетро Ротари. Этот мастер салонной живописи создал сотни камерных портретов, многие из которых приобрела Екатерина II для своих загородных дворцов. Небольшие картины вмонтированы в стену Портретной и связаны декоративным лепным орнаментом. На неглубоких по содержанию, но изящных и радующих глаз модных картинках изображены женские полуфигуры и «головки».

Малая анфилада личных покоев Екатерины II заканчивается ее Кабинетом. Письменный стол, изготовленный во Франции в середине XVIII века, а также часть гарнитура середины XIX века, выполненного в формах ринальдиевской мебели, составляют убранство этого помещения. Здесь долгое время хранилась небольшая личная библиотека Северной Семирамиды, как называли русскую императрицу французские философы. В 1792 году книги были перевезены в Петербург, в Зимний дворец.

Китайский дворец расположен в юго-западной части Верхнего парка. Перед дворцом расстилается поляна с цветниками, а боковыми кулисами и фоном для него служат вековые дубы. В XVIII столетии парк был решен в регулярном французском стиле, и в его композицию был «вписан» бассейн правильной геометрической формы. К середине XIX века характер парковых насаждений изменился: планировка стала свободной, и Верхний парк приобрел романтический облик. Водоем превратился в пруд, и его берега приняли более мягкие очертания.

Как музей Китайский дворец открылся в 1922 году. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов советские войска отстояли «Ораниенбаумский пятачок», что не позволило немецкой армии оккупировать Ораниенбаум. Повреждения, нанесенные войной, не исказили облик его памятников, а искусное мастерство реставраторов лишь подчеркнуло их высочайшие художественные достоинства. Летом 1946 года Китайский дворец первым среди других историко-художественных объектов Ораниенбаума принял посетителей. В 1983 году был создан Государственный музей-заповедник, в состав которого вошли три ансамбля - Большой (Меньшиковский) дворец с Нижним садом, Петерштадт и Собственная дача. В 1990 году ввиду своей уникальности эти художественные объекты были внесены ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия человечества.

Сегодня в Ораниенбауме помимо Китайского дворца доступны для публики Большой дворец, дворец Петра III павильон Катальной горки, «Каменное зало», Китайская кухня. Знакомство с этими памятниками предоставляет уникальную возможность почувствовать атмосферу минувших времен и приобщиться к бесценному художественному наследию, мировому и российскому. На ближайшие годы намечены значительные реставрационные работы, которые позволят Ораниенбауму достойно встретить свой трехсотлетний юбилей.

Мрамор

Амур и Психея
XVIII век
Копия с античного оригинала II века до н.э.
Мрамор

Три грации
Неизвестный скульптор. Франция
Первая половина XIX века
Копия с мраморной группы Ж.Пилона, выполненной для надгробия короля Генриха II XVI век
Бронза

Иона
Неизвестный скульптор. Италия
XVIII век
Копия с произведения Л.Лотто (Лоренцетто). XVI век
Мрамор

Во времена Петра I придворным служащим (первый генерал -губернатор Санкт-Петербурга) Меньшиковым был построен китайский дворец в местечке с интересным названием "Ораниенбаум". До сих пор неизвестно, какие мотивы побудили назвать его "померанцевым деревом" (от germ. "Oranienbaum" - апельсиновое или померанцевое дерево). В настоящее время дворец является частью дворцово-паркового ансамбля и числится в списке объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

История

Первое упоминание об Ориенбауме относится к 1710 г., когда Меньшиков А. Д. решает обустроить дворец с парком недалеко от Кронштадта на территории современного городка Ломоносов (пригород Санкт-Петербурга).

Архитектурный проект был задуман под парадную резиденцию у моря, встречающую своих гостей прекрасным панорамным видом.
На подаренной Петром земле с впадающей в залив рекой Караста начинают работу главные архитекторы усадьбы Шедель и Готфрид.

Позже владение переходит в пользование Петру III. На территории парка возводится “потешная” крепость Петерштадт.
После дворцового переворота в 1762 г. для Екатерины II на территории усадьбы строится Собственная дача в стиле рококо. Дополнением ансамбля и является китайский дворец. Такое название ему дали благодаря модному на тот момент стилю шинуазри (архитектура Китая).

Архитектором здания становится Антонио Ринальди. Территория дворца обустраивается как дача для увеселений. Сама Екатерина после переворота объяснять свои мысли так: “Мне пришла фантазия развести себе сад в Ораниенбауме... Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко. В разбивке сада мне помогал ораниенбаумский садовник Ламберти."

Основные работы заканчиваются в 1775 г. Дворец украшается Катальной Горкой и Каменным Зало, ставших своеобразным придворным аттракционом.

В 1831 г. хозяином усадьбы становится 4-ый младший внук Екатерины II Михаил Павлович.

В конце XVIII - начале XIX века внутреннюю реставрацию осуществляют под руководством Прейса, Руски (замена полов и реконструкция стен).

В середине XIX века южная часть фасада обрамляется вторым этажем по проекту Штакеншнейдера и Бонштедта. На первом этаже появляется застекленная галерея и антикамеры по бокам.

В 1925 г. Китайский дворец обустраивают под музей. В 1935 г. музей становится режимным объектом культурного наследия СССР, попасть на территорию которого практически не удаётся. В годы войны охрану объекта осуществляется стрелковой дивизией Калинина под руководством Сафонова. Все ценности эвакуируются в Новосибирск, Сарапул и Ленинград (Исаакиевский Собор). Дворец частично разрушается от попадания немецкого снаряда в окно 2-го этажа, разбиваются окна и армия пытается спасти остатки имущества.
Музей возобновляет функционирование уже в 1946 г. и принимает гостей с распахнутыми дверями.

В последующие годы здание постоянно реставрируется. В 2007 г. гостям открывают 4 новые зала. К 2023 г. собираются полностью отреставрировать музей.

Залы дворца

Несмотря на то, что дворец выполнен в китайском стиле, внутреннее наполнение изобилует европейским декором. Убранство залов дополнено живописными полотнами и массивными скульптурами. Всё это идеально сочетается с общей композицией: орнаментной лепкой, росписью стен, позолотой, резьбой, изысканным паркетом и облицовкой.

Передняя

Передняя (южный фасад) раньше являлось вестибюлем при входе го дворец. Имеет форму квадрата. Ее стены украшены холстами, расписанными маслом. В старые времена на их месте красовались работы итальянского художника Торелли. На прилегающих к входу стенах имеется орнаментная роспись Бороцци, выполненная в виде пучков зелени и цветов.

Завершающей нотой дизайна являются лепной потолок и наборный паркет с рисунком, повторяющим аналогичный со времен правления Екатерины II. Интерьер дополняют два резных позолоченых стола.

Гардеробная

Гардеробная комната вначале использовалась по назначению. Она располагается сразу за Передней и соединяет южную часть с парадным входом. На стенах можно увидеть два пано, выполненных в жанре мифологии. Несмотря на то, что автор неизвестен, их до сих пор называют “Венера и Марс" и " Геркулес и Омфала". В зале также имеется камин, стены над которым украшены резьбой с позолоченной лепниной.

Рисунок паркета до наших дней не сохранился, сейчас пол украшен геометрическим узором. Потолки (падуги) выполнены в стиле гризайль.

Розовая гостиная

Зал получил свое название по цвету холстов, заменивших былую роспись стен 1894 г. Когда-то это было детской комнатой Павла, сына Екатерины II. В 1767 г. игровая была расписана Бароцци на тему римских развалин Геркуланума. Сейчас на стенах зала висят копии и оригиналы портретов правительницы.

Штофная опочивальня

Такое название парадная спальня получила из-за бледно-зелёного оттенка штофа на стенах. Сам рисунок штофа напоминает кручёные посеребренные линии цветами различных оттенков. Мебель и камин также обтянуты тканью аналогичного типа.

Одна часть спальни (альков) портретом Павла в детстве и военной атрибутикой екатерининской эпохи. В другой части комнаты расположены шедевры рукоделия - вышивки синелью и стеклярусом по соломке. Они выполнены русскими мастерицами на французский манер. Там же можно увидеть картины повседневного быта на природе, оформленные в деревянные рамы с золотой аппликацией.

Будуар

Раньше на месте будуара располагался Живописный кабинет. Его стены полностью были затянуты картинами (на холсте). Сейчас комната украшена резными пано с живописью Ринальди (в орехе). Там же можно наблюдать полотна Якопо Гуарана с простыми названиями "Живопись", "Музыка", "Драма".

Кабинет Павла

Это небольшое помещение, которая в 19-20 веках использовалась как ванная. Сейчас стены кабинета украшены росписями на холстах. Имеются небольшие картины с пейзажами и иероглифами, оформленные в причудливые рамки. Необычным представляется потолок в виде полусферы.

Зал муз

Является наилучшим творением дворца. Он открывает анфиладу всех остальных залов. При создании интерьера было задумано рассказать о содружестве искусств. Помещение имеет овальную форму множество больших окон по периметру. Именно поэтому в 18 веке его называли Живописной Галереей.

Изначально зал получил свое название из-за 9 муз, нарисованных на стенах комнаты: Каллиопа, Урания, Терпсихора, Эвтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Полигимния, Эрато. Все музы изображены в простенках между окнами и обрамлены в лепной орнамент. Интерес представляют и мраморные статуи Клеопатры, Лукреции, а также композиция "Мальчик на дельфине".

Голубая гостиная

До 1860-х гг. стены зала были отделаны шёлковый голубой тканью. Поэтому он и получил название Голубой. Позже обветшавшую ткань заменили на полотна Бейдемана, Альбани, Ван Дейка. В основном это были копии эрмитажных картин. Например, "Мадонна с куропатками", "Похищение Европы". К настоящему времени сохранилась только часть убранства зала.

Стеклярусный кабинет

Является самым знаменитым залом во дворце и сохранил подлинную отделку в первозданном виде, как это было ещё при к Екатерине.
Помещение оборудовано 12 стеклярусными холстами. Сам стеклярус изготавливался на мозаичной фабрики недалеко от Ораниенбаума в местечке Усть-Рудица.

На картинах изображены фантастические птицы, бабочки и растения. Они были вышиты русскими золотошвеями под руководством французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (Шен). Автором явился всё тот же любимый Екатериной Бароццо. Вкупе с изящным оформлением стен, потолков и полов кабинет считается уникальным творением той эпохи.

Большой зал

Большой зал был задуман Екатериной центром дворца. Несмотря на то, что он предназначался для проведения различных балов и приёма гостей, его отделка выполнена строгой форме. Иногда его еще называют Круглым, т.к. он имеет овальную форму. Стены обработаны декоративным мрамором различных оттенков, завершают интерьер мраморные колонны.

Здесь также можно встретить барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны. Работу выполнила ученица Фальконе по заказу Екатерины Колло М.А. В зале имеется большой камин, над которым помещено 2 пано "Похищение Ганимеда" и "Юнона" Торелли. Над дверью в парадную висит картина неизвестного итальянского художника под названием "Селена и Эндимион".

Потолочное перекрытие полностью выполнено лепным декором. Это переплетение ветвей, гирлянд из цветков, миниатюрных венков и даже птиц.

Штукатурный покой

Штукатурный покой выполнен полностью в стиле рококо. Стены его окрашены в в лиловый цвет, поэтому его также называют Сиреневой Гостиной. Также присутствует золоченая лепка на стенах и потолке, отсюда и название "штукатурный", обильно украшенный. Интерьер дополняют картины на любовную тему. Потолок имеет форму купольного свода (эллипс).

Информация для посещения

  • Режим работы: летний период с 26 мая по 30 сентября;
  • Время экскурсий: с 10:30 до 18:00 (за исключением индивидуальных);
  • Выходные дни: понедельник и последний вторник каждого месяца;
  • Стоимость билетов (2018 г.): 200-500 руб. (бесплатно для детей до 16 лет).
  • Дворец строился полностью под руководством итальянского зодчего-архитектора Антонио Ринальди, которого пригласил в Россию граф К.Г. Разумовский. Впоследствии Россия стала для Ринальди вторым домом и родиной.
  • Всего в китайском дворце насчитывается 17 комнат. Кабинет Екатерины, Малый и Большой китайский кабинет, Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Туалетная - дополняют список залов для посещения.
  • Во времена Екатерины дворец также называется Голландским домиком. Первоначально он имел небольшие размеры и из-за обилия деревьев, кустарников и цветов совершенно неожиданно представал перед гостями.
  • Все спальные зала Екатерины II и Павла никогда не использовались для сна. Обычно гости приезжали полюбоваться на роскошь и дизайн ее творения. В приемных они танцевали, играли в карты и развлекались. А спать уходили в Меньшиковский дворец, расположенный неподалеку.
  • Чтобы оформить зал в китайском стиле специально ездили в Китай и Японию за фарфором, картинами, мебелью и материалами. Дворец особо знаменит своими паркетными полами, который некогда заменили мраморные. Для этих целей было использовано дерево более чем 20 пород, в том числе, самшит, амарант, черное и коричневое дерево, орех персидский. Внешне дворец ничем не напоминает китайский. Кроме того, это единственный дворец в России в стиле рококо.
  • Особый интерес в интерьере дворца представляют плафоны, расположенные на потолке. Однако это не те плафоны, о которых мы привыкли слышать в современном мире, а холсты, спроектированные венецианскими художниками и мастерами специально для облицовки потолка по заказу Екатерины. Каждый из них имеет свое название, а исполнение не один раз становилось предметом споров между гостями и фаворитами (мифология, аллегория, пасторали).

Среди них наиболее известны:

  • Аполлон и Искусства (Торелли),
  • Суд Париса (Бароцци),
  • Диана и Аврора (Дицциани),
  • Математика (Дицциани),
  • Урания, обучающая юношу (Маджотто),
  • Время, похищающее Истину (неизв.),
  • Отдых Марса (Тьеполо),
  • День, прогоняющий Ночь (Торелли),
  • Встреча Орфеем Солнца (Цуньо).

Некоторым туристам удавалось увидеть и даже пообщаться с призраками. Последним владельцем дворца был герцог Мекленбург-Стрелицкий. Он скончался накануне Революции, а его маленькая дочь спустя несколько месяцев. С тех пор прохожие часто слышат стук детских каблучков в парке.
Другие же видят силуэты людей, облаченных в старинные наряды и треуголки, а также призрачные прозрачные фигуры.

Китайский дворец в Ораниенбауме являлся приёмной резиденцией Екатерина и ее наследников. Все наброски и эскизы царицы воплотились в реальность благодаря корректировкам и поправкам итальянца Антонио. Усадьба представляет интерес для туристов-охотников за идеями старины, а также любителей садово-паркового искусства.

К итайский дворец - жемчужина дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».
Это единственный сохранившийся в России памятник архитектуры в стиле рококо. В этом году он отмечает свой 250-й день рождения. Подарком юбиляру стала многолетняя реставрация, вернувшая к жизни уникальное творение XVIII века. Увы, она еще не закончена, но пускать в музей будут...

Китайский дворец не похож ни на что другое историческое здание, это исключительный по своей ценности образец русского рококо.

Впервые интерес к Китаю возник на Руси в конце XV века, когда купцы начали привозить в Москву дальневосточные ткани. А к середине XVIII столетия все более-менее зажиточные петербургские дома были обставлены китайскими вещами. Царский двор задавал тон в этой моде на «шинуазри», китайский стиль.

Ораниенбаумом с 1743 года владел великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. Его супруга Екатерина II после прихода к власти возвела в Верхнем парке комплекс зданий «Собственную дачу». Китайский дворец - одна из самых известных построек этого комплекса. Он получил свое название из-за украшения некоторых комнат. Там была собрана большая коллекция произведений китайского декоративно-прикладного искусства и японского фарфора. Строительством и убранством дворца занимался итальянский архитектор Антонио Ринальди.

Главные достопримечательности дворца - Стеклярусный кабинет и уникальные паркеты. Стены кабинета декорированы 12 панно - это холсты, по которым сделана вышивка стеклярусом и разноцветным ворсистым шелком - синелью. Уникальные паркеты дворца набраны из красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», - писал Игорь Грабарь о Китайском дворце.

Во второй половине XIX столетия новые хозяева Ораниенбаума - потомки семьи великого князя Михаила Павловича — значительно обновили постройки, изменив их интерьеры по моде своего времени. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был разрушен, его постройки сохранились и дошли до наших дней как подлинные здания XVIII века.

Будуар, именовавшийся в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев Китайского дворца.

Вторая очередь реставрационных работ продолжалась четыре года. На третий год приступили к общестроительным работам — реконструировали подполы и межэтажные перекрытия; в здании установили систему поддержания температурно-влажностного режима. И только четвертый год заняла собственно реставрация интерьеров. Были восстановлены три зала Китайского дворца: Штофная опочивальня, будуар и кабинет Павла I. «Мы провели максимально консервативную реставрацию, — пояснил Михаил Батаковский. — Тут не было никакого воссоздания!»

Завершится реставрация к 2023 году, но уже сейчас дворец открыт для посетителей. В Штофную опочивальню вернулись живописные панно: они тоже отреставрированы. В будуаре восстановлены декоративные панели с живописью. В кабинете Павла I на стенах открыта подлинная живопись Серафино Бароцци, которую в ходе реставрации приходилось полностью снимать.

«Нам удалось вернуть во дворец немало подлинных предметов и раскрыть для обозрения живопись, скрывавшуюся под слоями краски, - Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, показывает Штофную опочивальню. - Хотя многие предметы мы приобретали заново». Описей XVIII века не сохранилось, они появились только в XX столетии. Но есть описания вещей, которые покупали последние владельцы Ораниенбаума - Мекленбург-Стрелицкие.

Сохранился штоф XIX века - по его образцу и воссоздана обивка опочивальни. Сюда вернулись зеркало, каминный экран, другие подлинные вещи. Друзья музея подарили фарфоровые вазы производства Мейсенской мануфактуры - подобные им стояли здесь 250 лет назад. На прежнее место водружен плафон работы Маджотто. На стенных панелях под окнами раскрыта подлинная живопись XVIII века.

До полного завершения реставрации попасть на экскурсию в Китайский дворец можно лишь по предварительной записи.