Главная · Страны для эмиграции · Красная поляна - архыз. Архыз - красная поляна Пеший маршрут архыз красная поляна

Красная поляна - архыз. Архыз - красная поляна Пеший маршрут архыз красная поляна

Первые день

Второй день

Завтрак. Отъезд в посёлок Архыз. Трансфер Архыз - Речепста. Практика по устройству биваков в горах. Ужин. Ночевка в палатках. Первый костёр. Знакомство с соседями по палатке.

Третий день

Ранний подъем. Умывание в горной реке. Отработка команды "под рюкзак". Подход под пер. Речепста-Пхия. 9 км.

Четвертый день

Перевал Речепста-Пхия. Траверс Загеданского хребта. Коллекция озер. Ночь у самых звезд! 9 км.

Пятый день

Ранний подъем. День начинается с подъема на перевал Загедан (2765 м.) 1 Б Спуск по долине реки Загеданка до поселка Дамхурц. Формальности с заповедником и пограничниками. Вечер весёлых рассказов! 15 км.

Шестой день

Долина реки Дамхурц (16 км). Подход под перевал Квата. Изредка попадаются медведи и пограничники. Вечер страшных рассказов.

Седьмой день

Ранний подъем. Напряженный день. Перевал Квата (2350 м) н/к, озеро Дамхор (10 км). Костер на берегу. Лунная дорожка!

Восьмой день

Берем последний перевал Цындышко (2745 м) 1А. Восхищаемся панорамой Главного Кавказского хребта (во избежание истерики не забудьте взять с собой имеющуюся у Вас фото- и видеотехнику). Спускаемся к знаменитому озеру Кардывач (10 км). Ночевка.

Девятый день

Долина реки Мзымта. Энгельмановы поляны. Напряжённая спортивная работа. Восхищаемся собой и окружающим миром. Последняя ночевка в палатках. (15 км).

Десятый день
Посёлок Красная поляна. Любимое место президента. (25 км) Размещаемся в гостинице "Беларусь". Бассейн! Праздничный ужин. Жареная форель!! Каштановый мед!!!

Одиннадцатый день
Город Адлер. Море. Обещания. Планы на будущие походы. Адреса. Крупные слезы. Крепкие мужские рукопожатия. До новых встреч!

Обязательное личное снаряжение и одежда для тура в горы!!!

Рюкзак 80-100 литров. Спальный мешок (комфорт +5). Накидка от дождя для себя и для рюкзака. Пенополиуретановый или самонадувающийся коврик. Туристская «сидушка». Трекинговые палки.
Солнцезащитные очки, не пропускающие ультрафиолетовое излучение. Защитный крем (фактор защиты не менее 30). Фонарь налобный (батарейки запасные). Кружка, миска (рекомендуем из тонкой нержавеющей стали). Ложка. Нож. Пластиковая бутылка 0,5 литра для питьевой воды. Индивидуальная аптечка.
Форма одежды спортивная. Куртка теплая. Ветрозащитные куртка и брюки. Перчатки. Теплая шапочка. Головной убор для защиты от солнца. Трекинговые ботинки. Кроссовки. Бахилы туристские (гамаши, «фонарики»).

Общественное снаряжение

Палатки, основные веревки, средства связи, газовые баллоны, горелки, мед.аптечка, посуда для приготовления пищи, и т.д. предоставляет принимающая сторона.

Перечень услуг, входящих в стоимость путевки

Проживание в гостинице «ЕвроОтель», г. Ставрополь и в комплексе отдыха « », Красная Поляна, в номере с удобствами, трёхразовое питание на маршруте; прокат группового снаряжения; трансфер: Ставрополь-Архыз-долина реки Речепста, пребывание в заповеднике и пограничной зоне; сауна; услуги гида; страховка от несчастного случая.

Дополнительные услуги

Трансфер: аэропорт (ж/д. вокзал) - гостиница; внутримаршрутные переезды и вьючные животные; подъем на канатно-кресельных и маятниковых дорогах, прокат личного снаряжения; носильщик, охрана, повар, видеосъемка; прочее, на ваше усмотрение, по предварительной договоренности.

В стоимость путевки не входит

Дополнительные экскурсии, трансферы вне программы, трансфер Красная поляна - Адлер, экологические сборы и т.д

Как добраться к началу маршрута

Начало тура в гостинице «ЕвроОтель» (расположена в центре города) - г. Ставрополь, ул. Маршала Жукова, 1. Самолётом - через аэропорты Ставрополь и Минеральные Воды. По железной дороге - до станций Ставрополь или Невинномысск. Рейсовым автобусом Москва - Ставрополь, отправка осуществляется ежедневно в 17:00, 19:00 и 21:00 от станции метро «Красногвардейская». Время в пути около 22 часов.

Наше путешествие и мое первое руководство началось 16 июля в Лунной поляне, а закончилось 26 июля на теплом черноморском побережье

Изначальная нитка маршрута предполагала преодоление таких перевалов как (в порядке прохождения) Федосеева (1А)+Агур (1А)+Мылгвал (1А) - Речепста (1А) - Пхия (н/к) - Мамхурц-Макера(1А) - Мамхурц (н/к) - Цындышхо (1А) - Квата (н/к), но ряд обстоятельств не позволил пройти Мамхурцев. Обо всем чуть подробнее и гораздо нагляднее ниже)

Преодолев определенные трудности (https://www.сайт/blog/212447) очутились в лунной поляне и сделали заброску на перевал Пхия.
К перевалу ведет сначала заасфальтированная, а потом грунтовая дорога. При желании можно даже на внедорожнике проехать. В месте, где заканчивается асфальт - первый на нашем пути погран-пост. Паспорта и пропуск проверяют минут 20

Цель второго дня: совершить подход под перевал Федосеева, набрав при этом почти километр по вертикали
90% подъема совершается по грунтовой дороге, заблудиться невозможно

Встав лагерем на отличных полянках метрах в 100 от перевала, утром быстро собираемся и минут за 20 доходим до седловины перевала Федосеева
Дальше, до Агура, рукой подать. Правда идти нужно чуть ниже скальных сбросов, тогда на перевале можно оказаться минут через 10-15
Мылгвал также отчетливо виден. До него полтора перехода по натоптанной тропинке с минимальным набором и сбросом высоты.
На пологой части можно отдохнуть и даже разбить лагерь. И, естественно, пофотографироваться
Дальше путь держим к озеру Кяфар, обходим его справа по ходу движения и в дальнем конце переходим неглубокий брод
Пообедав, продолжаем спуск по тропинке, доходим до слияния рек и поворачиваем налево, в сторону озера Голубое, где встаем на ночевку

Четвертый день начинается с подъема к перевалу Речепста. Тропинка идет практически от самого лагеря
Еще не все успели аклиматизироваться, поэтому путь до перевала занимает два перехода (примерно полтора часа)
С Речепсты отчетливо видна дорога, ведущая к перевалу Пхия. Спускаться следует широким травесром вправо, до русла пересохшего ручья. А потом по нему вниз
Попав под град и сбившись с пути (но забрав заброску), вечером доходим до коша, который спасает наши жизни))

Пятый день
Вдоль реки Пхия спускаемся к месту ее слияния с Большой лабой. Путь занимает часа 3 по грунтовой дороге. В конце останавливаемся у моста через Лабу и разбиваем лагерь. С замом едем до заставы Карапырь, чтобы купить билеты в КГПБЗ. Остальная группа наслаждается незапланированной полудневкой и вкусняхами из магазина в Пхие.

Шестой день
Переходим по мосту Лабу, затем множество небольших ручейков и теряемся в заболоченном лесу
Лишь к 8 часам вечера находим крохотную полянку, так и не найдя подходов к перевалу Мамхурц-Макера. Принимаем решение на следующий день возвращаться к Пхие

Седьмой день
Единственная польза седьмого дня заключается в том, что нашли правильную дорогу от моста через Большую Лабу в долину реки Макера. В остальном просто наматываем километраж до поселка Дамхурц

Восьмой день
К вечеру входим в КГПБЗ, разбиваем лагерь на четко обозначенной территории. Надо сказать, что вне таких площадок лагерь вообще проблематично поставить: либо заросли кустарников мешают, либо высоченная трава

Девятый день
начинается с 40 минутной переправы через бревно, на котором очень неудачно набиты дощечки. Они только затрудняют переправу, лучше бы их вообще не было
К часу дня выходим на перевал Квата. Дорога в целом читаема, лишь в некоторых местах приходится продираться через заросли кустарника

Место встречи Начало тура в гостинице «ЕвроОтель» (расположена в центре города) – г. Ставрополь, ул. Маршала Жукова, 1. Транспорт Автобус/микроавтобус. В стоимость входит Проживание в гостинице «ЕвроОтель», г. Ставрополь и в комплексе отдыха «Беларусь», Красная Поляна, в номере с удобствами, трёхразовое питание на маршруте; прокат группового снаряжения (палатки, средства связи, газовые баллоны, горелки, мед. аптечка, посуда для приготовления пищи); трансфер: Ставрополь – Архыз – долина реки Речепста, пребывание в заповеднике и пограничной зоне; сауна; услуги гида; страховка от несчастного случая. Обязательные доплаты С 01.05.2018 в Ставропольском Крае дополнительно оплачивается единоразовый курортный сбор в размере 50 руб. на 1 человека в сутки. Оплата сбора производится на месте при поселении. Плательщиками являются только совершеннолетние туристы (проживающие в объектах размещения более 24 часов), кроме Возможные доплаты Трансфер: аэропорт (ж/д вокзал) – гостиница; подъем на канатно-кресельных и маятниковых дорогах, прокат личного снаряжения; дополнительные экскурсии, трансферы вне программы, трансфер Красная поляна - Адлер. Скидки Согласно ценовой таблице. Питание 3-разовое. Комплексное. 3-разовое питание на маршруте. Дети Принимаются c 10-ти лет. Дети принимаются ТОЛЬКО в сопровождении родителей! Внимание Для оформления пропуска в погранзону необходимо заранее предоставить полные паспортные данные участников тура. Для этого надо заполнить таблицу данных (файл прилагается) и при бронировании тура отправить ее вложением на электронный адрес [email protected] Полезные советы Обязательное личное снаряжение и одежда для тура в горы!!!
Теплая куртка. Непромокаемые ветрозащитные куртка и брюки, спортивный костюм. Горные ботинки, кроссовки, бахилы. Перчатки теплые, лыжная шапочка, кепка. Рюкзак 80-100 литров, спальник, пенополиуретановые коврик и "сидушка". Накидка от дождя для себя и для рюкзака. Солнцезащитные очки и крем. Фонарь налобный (батарейки запасные). Свеча. Кружка, ложка, миска, нож (КЛМН). Термос или фляга для воды. Индивидуальная аптечка. Документы в поездку Туристический ваучер-путевка, ПАМЯТКА по туру, паспорт (общегражданский), страховой медицинский полис, для детей до 14 лет - свидетельство о рождении. Условия аннуляции По договору.

Расстояние Архыз - Красная поляна по трассе составляет 564 км, по прямой - 87 км. В странах с английской системой мер длина данного маршрута составляет 351 миля по дороге и 54 мили по прямой. Поездка Архыз – Красная поляна на машине продлится примерно 8 часов 3 минуты.

Маршрут Архыз – Красная поляна проходит по следующим трассам:

Схема дороги выделена на карте красным цветом и проходит рядом с 11 населенными пунктами. Чтобы проложить маршрут Архыз – Красная поляна для автомобиля и узнать, сколько километров между этими населенными пунктами, были использованы точные координаты городов, автодорог и других географических объектов.

Заправки по трассе отображены на карте. Общее количество АЗС - 17, в их числе:

    Роснефть: 2

    Лукойл: 14

    Газпром: 1

Чтобы узнать, какие пробки на дороге Архыз – Красная поляна сейчас, поставьте галочку «Пробки» и увеличьте карту. Чтобы узнать, как проехать от Архыза до Красной поляны на машине через промежуточные города и населенные пункты, перечислите их при расчете расстояния. Чтобы получить карту-схему автомобильного пути в удобном формате, нажмите.

Внимание!
Для построения маршрута и вычисления расстояния были использованы точные спутниковые координаты дорог и населенных пунктов. Мы не гарантируем стопроцентную точность и не несем ответственности за построенный маршрут.

Всем доброго времени суток! Давно руки тянулись описать этот наш поход и, вот, наконец-то дотянулись. Итак, поход обещал быть трудным с самого начала. Когда я понял, что из 12 заявившихся участников лишь 4 пойдут по маршруту, то сразу подумал, что неспроста это. Такое бывает - люди чувствуют, что будет что-то трудное или неприятное и тут же находиится причина исчезнуть из события. Это нормально, сложностей я не боялся. Тогда меня больше беспокоил бронхит - в поход я уходил на антибиотике, надеясь на удачу и на хорошую аптечку , которую собрал с собой.

Итак, нитка маршрута: пос. Архыз, дол. р. Архыз, пер. Пхия, дол. р. Пхия, пос. Пхия, дол. р. Большая Лаба, пос. Дамхурц (кордон Карапырь), дол. р. Дамхурц, дол. реки Большая Аджара, пер. Квата, дол. реки Верхняя Цахвоа, оз. Инпси (Дамхорс), дол. неизвестной реки, впадающей в оз. Инпси с запада, пер. Цындышхо, дол. реки Верхняя Мзымта, оз. Кардывач, дол. р. Мзымта, пос. Красная Поляна.

По всем прогнозам весь поход нас ожидали дожди. Тогда мы ещё не знали, что погода сделает наш поход незабываемым:-) Мы ехали на маршрутке за 500 рублей к Архызу, а за окном шёл наш первый дождь, но к Архызу дождь закончился и стало прорезаться Солнце. За пос. Архыз по правой стороне дороги, примерно 2 км не доезжая до пос. Романтик центр МЧС. Там нужно обязательно зарегистрироваться и получить номер группы с датой выхода на связь из Красной поляны. Где-то в Архызе так же нужно зарегистрироваться у пограничников, чего мы не знали и не сделали. Позже нам это вышло потерей времени. Поверьте, уж лучше всё сделать сразу. Особенно с учётом того, что в пропусках чаще всего бывают ошибки и лучше о них узнать сразу, чем пройдя половину маршрута быть развёрнутими доблесными стражами границы!


И, вот, мы радостные от предстоящего путешествия выходим. По дороге до места ночёвки нам около 7,5 км. На этом участке пути асфальтовая трасса (километров 6) до моста, где наша дорога уходит на север, в долину р. Архыз. А от туда по хорошей грунтовке ещё примерно 1,5-2 км до нескольких полян перед подъёмом к пер. Пхия. Здесь, перед началом подъёма мы и разбили наш лагерь. Пока наш путь осложняется лишь очень тяжёлыми рюкзаками, да ботинками с непривычки натирающими ноги (пройдя пару км по трассе мы уже клеили пластыри). Была чудесная звёздная спокойная ночь, мы сделали свой первый борщ:-)
Альтернативный вариант ночёвки
Тогда мы ещё не знали, каким сложным окажется для нас следующий день, а знали бы - точно прошли бы дальше по дороге и постарались бы заночевать уже за перевалом - на спуске к р. Пхия. Это хоть и трудно, но вполне возможно. От Романтика до начала подъёма на пер. Пхия - 8 км. От туда до долины р. Пхия ещё 5 км. Весь этот путь проходится достаточно легко, подъём там не тяжёлый, а дорога прорезана теперь аж за перевал, и она в хорошем состоянии. Зато эти минус 5 км от следующего дня будут очень полезны, когда начнётся дорога уже более сложная - до Пхии.

Ночью приходили шакалы - двое, видимо разведка. Подошли к лагерю осторожно, поперекликивались, а когда Кирилл посветил фонариком - убежали дальше. Рядом стояли 11 замляков из с. Донское, с которыми мы пересеклись на следующий день по пути в Пхию, наверное ушли искать чем перекусить у них. Утром встали в 6 часов, но вышли только в 8:20. Сейчас прорезали новую дорогу, которая обходит сам перевал с севера и сверху (с дороги хорошо выдны памятники на перевале внизу). За перевалом дорога поворачивает влево и затем раздваивается - одна её часть уходит на пригорок, вторая спускается вниз перед пригорком в лес. На спуске дорога разбивается на множество троп, которые чем ниже тем больше мельчают и выходят на поляну с мочаками. Поэтому лучше сразу, в лесу уходить левее - к реке. На поляне тропинки теряются в ручьях и болотцах, затем снова находятся, уходя вверх на склон справа. Мы вовремя поняли, что это тропка не туда. Скорее всего она уходит на пастбища вверху. И, хотя так пройти тоже можно (по хребту), однако дорога идёт вдоль р. Пхия, а значит нам туда. Спуск со склона дался нам не легко - тут Люда впервые отдала одну из своих палок Сане. Да, то обстоятельство, что лишь у двоих из нас были треккинговые палки, сильно затруднило наш путь. Только пока мы этого ещё не знали


Внизу мы всёже нашли нужную тропинку. Она появлялась буквально из ниоткуда, вдруг, сразу хорошо натоптанной возле высоких пихт. Тут мы потеряли около часу времени, но дальше с тропой проблем не было - она, как и обозначено на карте, идёт вдоль правого берега р. Пхия. Обычнаоя тропа в горах, заросшая борщевиком и пр. растительностью.
У нас не было этого участка карты, и мы думали, что весь путь от ночёвки до пос. Пхия займёт не более 6 км. На деле же нам предстояло пройти около 19-20 км. Поэтому, встретив на тропе двух пастухов, которые сказали нам, что до посёлка ещё далеко, мы не поверили имно, они были правы - в очень бодром темпе мы ещё долго шли вдоль реки, нашли сломанный мост, через который перебрались на левый берег Пхии, затем был долгий подъём вдоль реки, по дороге, выглядевшей заброшенной. Мы ещё пару часов надеялись, что пастухи ошиблись, что Пхия вот-вот покажется за поворотом, но дорога по прежнему выглядела заброшенной, и в добавок пошёл дождь. У нас были сомнения в том, правильно ли мы вообще движемся, пока на дороге не показался свежий след от мотоцикла. Примерно ещё через часа полтора, когда мы всёже сделали остановку на перекус прямо на обочине дороги, нас обогнали земляки которые ночевали рядом. Наше настроение улучшилось - стало понятно, что мы на верном пути, к тому же скоро начался серпантин, а он уже был на нашей карте.


Серпантин. Пока мы петляли туда-сюда по этому спуску, я потерял направление север-юг. В результате, когда мы спустились к реке, оказалось, что она (река) течёт не в ту сторону xD Какая подлость с её стороны! На самом деле мы вышли прямо к Большой лабе, а не к Пхие. Вышли, перешли через мост Лабу и ушли бы дальше, но её приток оказался слишком глубок и, к тому же мысль о направлении течения реки не давала покая, короче, было ясно, что что-то не так. Оставалось выяснить только, что. У реки рыбачили рыбаки - у них я и отправился уточнить дорогу. Суровый мужик выдал: "Туристы! Ходили тут в прошлом году... по навигатору - неделю не могли найти дорогу! Туристы... видел лесовоз пошёл? Они все идут через Пхию. Вам туда". В моём сознании мир перевернулся ровно на 180 градусов. Я решил уточнить подробнее дорогу и спросил, как найти нужный поворот:
- Чё не ясно - иди за лесовозом, метров через 800 - броды.
- А, как перебраться через Пхию? Там есть мостик?
- Забудь про мостик! Иди за лесовозом!
- И всё же, нам бы как-то найти мост. Не подскажете, где его найти?
- Забудь про мост! Иди за лесовозом! Там Пхия!
Хорошо сказать: "иди за лесовозом", - лесовоз-то Урал, но мы-то нет! И мы пошли. Действительно через 800 метров по дороге мы увидели развилку, обе части которой переходили бродами к посёлку. Воды там было примерно по пояс. "Забудь про мостик, иди за лесовозом"! - говорил рыбак. Тут же в реке в сапогах стояла девушка, она сказала, что мост где-то там, махнув рукой в даль. На самом деле мост был от неё в 10 метрах и вряд ли она его не видела. А тропка к мосту поворачивала прямо от развилки, зная о её существовании, найти тропу было просто. Но я попёрся искать брод или мост вдоль реки, туда, где подсказала девушка. В мокрой траве мембрана ботинок не выдержала. Понятно, что мост я не нашёл, а вернувшись к друзьям узнал, что мост был совсем рядом.


Матерился я долго и красиво! Вспомнились слова рыбака о прошлогодних туристах, стало понятно, почему они тут неделю блуждали... с такими-то подсказчиками! Уставшие, насквозь мокрые и злые мы вышли в посёлок. Первый, кто нам встретился был пограничник. От него мы узнали, что по пути миновали все пограничные кордоны. Нас проводили до погранчасти, где проверили документы и поинтересовались, где мы остановимся на ночь? Так мы познакомились с товарищем Четвёртым - оперуполномоченный этих мест. Сразу он проявил бдительность:
- Значит походы любите, Горы?
- Конечно! Как же их можно не любить-то?
- А куда потом?
- На море! Думаем в Абхазию поехать!
- В Абхазию? А чего ж вы такой крюк делаете? Вон же она - Абхазия - 12 км напрямую.
- А вы пропустите?!
- Конечно! Завтра туда и отправимся! Только, как вас назад пропустят - НЕЗНАЮ! Ха-ха-ха!


Максим (тов. Четвёртый) не только нашёл нам крышу для ночлега, но и накормил вкусным ужином в казарме. Потом мы ещё несколько часов сидели в его кабинете и беседовали о государственной безопасности. А ночь провели в сухом сельском клубе. Мы так благодарны были пограничникам! Ночь, правда, была не лёгкой для меня. Дело в том, что мы затопили печку в клубе и решили просушить вещи. В результате, чтобы всё не сгорело я перекладывал ботинки, кроссовки, сандали и носки, пытаясь их высушить аж до часу ночи. Результатом сушки были оплавившиеся кроссовки Сани, свернувшиеся стельки Люды, отслоившаяся подошва сандалей Кирилла и пошедшие волдырями мои босоножки. Но спали мы классно!

Утром встали около восьми, неторопясь собрали вещи и к 8:30 пошли на завтрак в казарму, куда нас радушно пригласили. А после завтрака мы вышли в путь. Нам предстояло пройти, как мы думали, около 20 км вдоль р. Большая Лаба, и мы очень торопились! На деле впереди было лишь 12 км по неплохой дороге. Часа за три мы проскочили 9 км, и тут нас ждала новая удача - мы поймали машину. Правда нас переподвезли почти до Закана, и пришлось возвращаться.


К счастью было не так далеко, и мы были очень довольны и погодой, и помощью... хотя, погода уже портилась. По лёгкому дождику мы добрались до кордона Карапырь и встали рядом - через дорогу в небольшом лесочке. И пока Кирилл с Саней готовили обед, мы с Людой пошли покупать билеты в заповедник. Билеты оформляются довольно долго - это нужно иметь ввиду. Тётка работает до 17:00, но по её рассказу, она оформляла давеча пропуск в 10 ночи. Позже мы сходили в Дамхурц за продуктами и пакетами - решили заворачивать все вещи в рюкзаках в пакеты, поскольку только так можно было сохранить их сухими. В местном магазине мы купили конфет и кваса, а в пионерском лагере нам подарили свежий батон - вечером мы устроили пир:-)


А пока мы дошли до развилки - нам к реке. Некоторые тут уходят прямо и попадают к границе с Абхазией - к живописным озёрам. Почти сразу за поворотом мост через Дамхурц - нам через него и налево по тропе, которая выходит на поляну со стоячими сухими пихтами, навесом, столом с лавками и даже туалетом. Здесь достаточно места для нескольких палаток, есть остатки целлофановой бани (главное - там выложена печка), несколько удобных заводей, где мохно искупаться и постираться. А вот дров мало, но при желании что-то можно найти.


Дальше по тропе, уходящей круто вверх и влево, начинается территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Т.е. всем, кто не хочет платить лишнее за билеты стоит учесть - билеты нужно покупать с учётом того, что до заповедника от кардона Карапырь - день пути. Так же нужно учесть возможность днёвки на этой стоянке, соответственно в Карапыре нужно хорошо подумать - с какого и по какое число покупать билеты.
Я искупался и пошёл дождь, впрочем, он нас не сильно напугал, ведь мы успели поставить палатки и уже ужинали под навесом нашим вторым борщём. К счастью диких зверей к нам ночью не пришло никого, и мы хорошо отдохнули перед тяжёлым днём.


Утром встали, позватракали и вышли в путь. Тропа прямо от стоянки уходит круто вверх. Вчера с дороги этот склон казался совершенно непроходимым, однако, подъём по тропе хоть и крутой, но не сложный. С тропы открывается красивый вид, но от нас всё было скрыто утренней дымкой. Зачем мы не одели мембрану? Мы посмотрели - солнечное утро, день обещает быть жарким, ну и решили - упаримся. Напрасно. Дорога вплоть до выхода к Ложному Квате петляет по перелескам. Солнца там не много, зато много высокой, мокрой травы и мочаков. Поэтому на этот участок пути лучше сразу одеть мембрану. И ботинки.


А вот, что радовало, так это появление маркировки на тропе! Вся тропа до Кваты и затем до Инпси маркирована. Это сильно облегчает путь. Мне рассказывали, что мочаков там много и, что места под лагерь из-за этого там больше не будет, однако, на самом деле места по маршруту вдоль Большой Аджары есть.


Первое - небольшое местечко емеется под огромной пихтой. Места там немного, однако кто-то жёг там костерок. Дальше тропа сквозь полянки и перелески выходит к Аджаре и некоторое время идёт вверх вдоль реки по правому её берегу. Здесь, недалеко от переправы (по упавшему большому дереву) есть очень уютное место. Если пойдём этим маршрутом снова, то обязательно встанем на этом месте, чтобы выйти на перевал уже от туда.


Подойдя к упавшему через Аджару дереву мы призадумались - не то что бы падение с этой высоты было смертельно, но падать в реку с тяжёлым рюкзаком тоже не хотелось. Первым шёл Саня. Он попёрся на бревно даже не задумываясь, видимо подгоняемый мыслью: "Все пройдут, а я чё - нет?!" - и резво перешёл. Все прочие зашли, поняли, что скользко и пошли с матюками к броду. Тут мы переобулись в сандали, я простегнул пакет к рюкзаку сзади. И мы с Людой, взявшись за руки, пошли по бурному течению. Осторожно, шаг... снова шаг... ещё... Идилию нарушил странный звук "хлюп" позади. Мы переглянулись, затем оглянулись. Надёжный пакет с моими ботинками, словно отважный баркас, плыл по волнам Большой Аджары! Зрелище завораживающее... ровно на секунду, затем:
Я кричу: Люююда!
Люда: Догоняй! сбрась рюкзак!
Ботинки: быстро уплывают в даль.
За секунду я преодолел брод, за вторую - сбросил рюкзак, ещё через пару - бежал, словно спринтер на олимпиаде за своим пакетом. И я его таки-настиг - пакет зацепился за корягу на порогах... жаль, что ботинки при этом из него вымыло... куда-то в даль. Я выругался и пошёл назад. У брода меня ждала Людушка вся в слезах. На удивление я не сильно расстроился - даже смешно стало, когда вспомнил, как скакал вослед пакету по реке ещё минуту назад казавшейся такой бурной и неприступной.
Всё, что осталось мне на память от ботинок - пара целлофановых ручек. Видать духи реки ржали, аж животики надорвали! Остался я без ботинок - в одних босоножках, а впереди нас ждали два заснеженных перевала (о том, что оба перевала в снегу нам рассказали погранцы). Ну, ничего не поделаешь, другой обуви у меня всё равно не было и пришлось идти дальше в чём было.


А дальше наш путь шёл по левому берегу Большой Аджары. Снова идём по лесу. Скоро заветное место с фоток из интернета, где из лесу выходишь на пер. Ложный Квата. Так и было - на очередной поляне прямо перед нами во всей своей красе раскинулся этот перевал, на который уходили некоторые туристы, а спуск с перевала очень сложный.


От сюда нам нужно было уходить влево, только не сразу - сначала в направлении к склону, а там перейти через ручей. На следующей поляне тропинка снова потерялась, и я достал карту, чтобы понять, куда дальше. Затем я достал фотоаппарат, чтобы запечатлеть это сложное место. А фотоаппарат возьми да и упади в воду. И всё - больше он не заработал... Через лесок мы обошли скалу слева и снова вышли на открытое пространство. Отсюда уже было достаточно хорошо видно поворот в долину Кваты, к сожалению дальше начинался снежник. А под снежником текли реки, и мы не решились идти по центру долины, а решили вылазить на склон справа.


Путь по склону был не прост, особенно с нашими рюкзаками. К счастью всё удалось, и мы обошли эту часть снежника. Дальше так же шли по склону. В конце долины снежник кончился и начался серпантин на сам перевал. Серпантин дался не просто, но вывел в мульду под перевалом, обозначенную на карте небольшим озерцом, которое присутствовало на месте. Выше уже совсем близко виднелся перевал (за камнями пока от наших взоров скрылся полуразрушенный блиндаж пограничников, которого так много на фотках в инете).


Поднявшись на перевал мы заточили перевальную шоколадку. А Люда нашла в турике перевальную записку группы из г. Владимир: "Группа туристов объединения "Владимирские Вездеходы" - г. Владимир в составе 15 человек, совершая некатегорийный пешеходный поход, поднялась на...со стороны ручья Б.Аджара 16 августа 2015 г. в 9 часов 34 минуты. Метеоусловия: облачно, дождь. Видимость: туман. Состояние группы: мокрое, после вируса. Движение начато в 9:40 в направлении оз. Дамхорс. Снята записка из г. Сочи, пос. Менделеево под руководством Горбуновой И.С. от 21.07.2015г.. Руководитель группы Кузнецова Ирина Александровна".


Подойдя к краю перевала мы с Кириллом глянули вниз и не увидели дна. Только снежник, почти сразу уходящий в неизвестность. Было ясно, что прямо мы не спустимся. Я пошёл высматривать дорогу налево, а Кирилл - направо. Слева возможностей спуститься тоже не оказалось, зато справа - вдоль скалы можно было осторожно спуститься вниз. Склон от конца скалы хоть и очень крутой, но поросший травой и по нему можно спуститься к большому камню с маркировкой, который я видел слева.


Дальше от этого камня вниз начинается тропа, петляя выходящая в долину реки Верхняя Цахвоа. Но тропу нам ещё нужно было найти! Мы остановились передохнуть, посмотреть карту и подумать, как идти дальше. Перед походом я нашёл в интернете часть нашего маршрута и нанёс его на карту. В результате мы практически всегда знали, куда нам идти дальше. В этом месте по карте тропа уходила на левый берег и по нему шла до самого озера. Но берега реки были закованы в обрывистый лёд, подмытый снизу, и место для брода было не так просто найти. Сверху я видел только одно такое место, но тропы дальше видно не было, и я сомневался. Напрасно. Тропа начинается за невысокой вытянутой скалой, идущей вдоль левого берега реки. Кстати, тут сходятся вместе две тропы. Одна - с перевала Квата, вторая - спускается по противоположному склону к этому месту. По карте за этой горой (2537,6 м) расположены 3 озера. Из самого большого из них берёт начало р. Цахвоа. Думаю туда иногда ходят туристы полюбоваться на красоты, поэтому и тропинка на склоне. Думаю без снега переправа затруднений не составит.


Непогода нагоняла нас давно - ещё перед подъёмом на Квату начали собираться тучи. Мы спешили, почти не делали привалов и даже не перекусили, чтобы скорее спуститься. Но, когда мы нашли тропу за скалой у реки, дождь всё-таки настиг нас...вместе с градом. Слава богу мы успели спуститься с трудного склона и путь наш до озера был довольно прост - тропа дальше не теряется.
К вечеру уставшие, голодные и до нитки промокшие мы добрались до озера Инпси. На берегу сооружена хорошая стоянка: навес со столом и лавками, скамейки возле кострища, даже подставка чтобы подвесить котелок или чайник над костром. Не успели мы сбросить свои рюкзаки, как из зарослей по тропинке к нам вышли пограничники. К счастью вопросов по исправлению в нашем пропуске у них не возникло. Глядя на наше состояние после спуска, один из пограничников выдал:
- Я даже не представляю, как вам сейчас холодно!
- Пока ещё мы разогретые дорогой, а вот теперь остановились и начали остывать - вот теперь нам будет холодно. Кстати, не поделитесь с нами сухим горючим? Нам бы костёр развести.
- Подходи к заставе, будет вам горючие. - Сказал второй пограничник.

Мы переоделись в "сухие" вещи из промокших рюкзаков и стало чуть теплее. Теперь мне нужно было что-то делать с ногами - целый день я шёл по холодной воде в сандалях и боялся заболеть. Чтобы как-то подсушить свою единственную обувь, я выжал носки, протёр полотенцем сандали, снова одел сухие носки и обмотал их туалетной бумагой. Бумага быстро впитала остатки влаги, а ноги начали согреваться. Жизнь снова налаживалась! Вскоре мы разожгли костёр (хватило одной таблетки) и грелись, сушили вещи и готовили ужин. Из опасения заболеть мы приготовили имбирный чай с мёдом - отлично согрелись. Спуск дался нам так тяжело, что спать легли практически сразу после ужина.

Альтернативный вариант ночёвки
Мы планировали пройти в тот день по маршруту дальше - подняться от озера по тропе и пройти немного по долине, чтобы путь к самому сложному нашему перевалу сделать чуть короче. Но спуск с Кваты совершенно нас вымотал. И это всё решило. Теперь понятно, что нужно было делать полуднёвку на Инпси - отдохнуть и со свежими силами идти дальше. Тем более, что место для стоянки там можно найти - одно из них после крутого подъёма от озера, на ручье в долине, второе - в долине перевала - это хорошо отгороженная стеной из камней стоянка, но до неё далеко. В принципе можно найти и другие места.

Встать решили в 5ть, ведь путь нам предстоял непростой. Однако ночью мой телефон коротнул, мы проспали, встали в 7 и вышли на 2 часа позже. "Ну, хоть выспались", - думал я, уплетая завтрак. А за спиной сушились вещи, вынутые из палатки. И, как только я сделал первый шаг к своему самонадувающемуся коврику, он радостно издал 4-5 громких "БУХ" - это лопнули перемычки внутри. В результате посреди коврика образовалась прекрасная подушка! Матюкнувшись, я торопился собрать вещи.


Сразу от озера дорога поднимается круто вверх по лесу, а затем выходит в долину реки - на склон, поросший папоротником. Отсюда уже хорошо видно знаменитую скалу Лопата. В интернете есть множество её фотографий, поскольку это отличный ориентир. Маркировки на этом участке пути нет, тут ориентируются по турикам. Тропа, конечно же местами теряется и приходится её искать. Приходилось в сложных местах ставить недостающие турики.


Сначала, довольно долго, шли по правому берегу реки в направлении Лопаты (некоторые эту скалу называют ещё Язык), а ближе к скале перебрались на левый берег. Вообще выход в долину Цындышхо проще, чем выход в долину Кваты. Возле Кваты всё сильно заросло и в мочаках, из-за этого путь не всегда очевиден. Цындышхо выше, растительность тут другая, нет лесов, закрывающих обзор.
Здесь, за Лопатой находится пер. Кардывач. Подняться на него можно слева или справа от Лопаты (из долины Цындышхо - тут подъём более пологий). За этим перевалом расположены два прекрасных озера... А наш путь лежал направо. Вся долина была в снегу. Идти по снегу мы не решились, шли по правому склону. По этой стороне и нужно продолжать двигаться дальше, но мы решили перейти по снежнику на противоположный склон долины. Там нам дорога казалась легче. Однако, выйдя на левый склон мы потеряли из виду сам перевал.


Дело в том, что у этого перевала есть особенность. Сам перевал - это проход в скале, напоминающий открытые ворота. Знай мы эту особенность, не потеряли бы драгоценные часы и силы. Мы видели эти ворота на подходе, но пройти туда можно было только по снежнику, к тому же за перевалом бушевала непогода - сверкали молнии, грохотал гром, и через проход выдувало облака. Короче, мы смотрели на стену перевала с левого склона и не хотели туда. А чуть впереди влево уходила довольно крутая сыпуха. Посовещавшись, глянув на карту и ничего там не поняв, балбесы начали свой подъём. Прямо на гребень слева от перевала.
Когда до вершины оставалось метров семь стало очевидно, что так мы не пройдём, а наш перевал - внизу. Хорошо хоть Люда с Саней не смогли заползти высоко. Мы с Кириллом спустились к ним, и тут уже нас накрыл град с дождём. Спускаться к перевалу было и так не просто, а по мокрому - ещё сложней. Несмотря на это Кирилл быстро спустился на стену перевала (над проходом), и пока мы спускались по сыпухе, а потом рубили ступени в снежнике (сандалями я в этот день нарубился ступени по самое небалуй), он делал прекрасные фотки с перевала в обе стороны.


Кстати, с Цындышхо прекрасно виден ледник позади Лопаты - это прекрасная примета, если видите ледник позади, значит на правильном пути. Выбравшись наконец-то на перевал, мы вынуждены были скорее его покинуть, поскольку на пятки нам наступал густой туман.
Почти сразу за перевалом мы повернули налево, идти приходилось по снежнику, склон был крутой, поэтому двигались крайне медленно. И тут Люда упала, слегка проскользив вниз. Затем встала и снова упала, проехав ещё немного. Я посмотрел на склон - достаточно крутой и чистый снег уходил далеко вниз, заканчиваясь мульдой. Я понял, что по такому склону намного проще съехать на попе, чем ползти, как улитки след в след. Со словами: "Да вротмненоги"! - я пал на попу и, пожелав остальным приятного пути, поехал вниз, зарубаясь палками. Ехать было одно удовольствие и вскоре, глядя на меня Люда с Саней уже скользили вниз следом за мной. А внизу нас уже ждал Кирилл. После такого сложного подъёма, мы были выбившимися из сил, уставшими и настроение было на нуле. Однако такой спуск сумел его поднять! Мы радовались тому, что сумели убежать от непогоды и думали, что остаток пути будет проще пройденного. Теперь у нас было несколько минут, чтобы выпить горячего сладкого чаю с имбирём. Каким прекрасным тогда показался нам этот чай! Второй раз он помогал нам в самые трудные минуты.


С первой мульды спускаемся влево... часть спуска снова проезжаем на попах, впрочем, увы не долго. Здесь снега меньше и во многих местах оголились камни. Дальше скользить по склону опасно. А внизу нас ожидала вторая заснеженная мульда. Куда идти дальше было непонятно. По карте наш путь уходит налево от мульды и иёт вдоль основания скалы, лишь за поворотом начиная спуск в долину к озеру.
Я оставил рюкзак с друзьями и поспешил вниз на поиск тропы. Обойдя мульду слева, я не только не увидел там тропы, но и не увидел возможностей спуститься по этой стороне. Пришлось идти направо, искать дорогу там. Тропы я так ни где и не нашёл и даже не увидел вдали, как не всматривался. Хотя по пути видел много следов в том числе свежих. Так стало понятно, что на этом участке пути все спускаются, как придётся. От сюда было хорошо видно оз. Кардывач в дали и весь спуск к нему был, как на ладони. Спуск весь зарос, но он был.


С края мульды открывался волшебный вид на Большой Кавказский хребет, прямо перед нами возвышался Лоюб - гора, за которой прекрасные озёра (Верхний и Средний Кардывачи), внизу изгибалась Верхняя Мзымта, а в нескольких километрах левее блестело на Солнце озеро Кардывач. Солнце освещало лишь верхушки хребта. Увы - день уступал свои права ночи. Скоро всё погрузится во мрак. Как же красив был этот уходящий такой не лёгкий для нас день! И так далеко ещё нам спускаться... Мы наметили свой путь в сторону ручья, ниспадающего с левой части мульды - примерно туда, где на карте шла тропа. Спуск тут затяжной и осложнён густым кустарником - по плохой погоде, эти заросли преодалевать труднее. А мы уже очень сильно устали. Практически Люда уже еле шла, но не смотря на это не ныла и не просила помощи, а упорно шла дальше. Тихо, но шла.
Здесь мы разделились - Кирилл с Саней могли идти быстрее и сильно нас обогнали. Мы с людой шли следом, всё ещё надеясь спуститься к Кырдывачу хотя бы к 10 ночи. Увы, тропа часто терялась... точнее её тут практически не было. Часть пути нам предстояло пройти прямо по ручью. Хотя, чем ниже мы спускались, тем более часто появлялась тропа, и тем более она была хоженой. Это прибавляло оптимизма. Тем временем внизу, на озере мы с Людой заметили свет фонарика. Присмотревшись я заметил даже проблески костра - словно кто-то разжегал его у воды. Мы посветили своим фонариком и увидели, как нам снизу ответили! Мысль, что внизу нас ждут люди сильно поддерживала. Сначала мы думали, что это Кирилл с Саней уже спустились вниз, но позже увидели их фонарики ниже по склону. А сигналили нам ребята-земляки, которые стояли на Кардываче и увидели на склоне наши фонарики. Как же это нам помогало морально тогда - знать, что ты не один, что впереди люди! Ребята нам очень помогали своими сигналами - огромное им человеческое спасибо за гостеприимство - они обогрели нас у костра, напоили чаем, накормили и, конечно же мы долго общались, сидя у костра ночью. Саня с Кириллом спустились в 12 ночи, а мы с людой - через полтора часа за ними. Иногда в пути мы перекрикивались и слышали голоса друзей позади (!) себя - это эхо предательски изменяло картину реальности. Хорошо, что мы не свернули - не куда было сворачивать:-)


На следующий день рано утром наши спасители ушли дальше по Мзымте. На стоянке сколочены и беседки с крышами, и хороший туалет типаэ эМ/Жо, и скамейки вокруг кострищ и даже места под палатки из досок есть, ну и дорожки из досок, соединяющие всё это! Мы сушили вещи на дорожках. На озере мы, наконец-то сделали днёвку - это был наш единственный за весь поход солнечный день без дождя, и тут мы прекрасно отдохнули:-) Я искупался в прекрасной, на удивление - тёплой воде озера, приготовил вкуснейший грибной суп с сыром и, конечно же мы сделали незабываемый салат! Салат особенно удался - Кирилл, например потом каждый день вспоминал его, и в Абхазии мы его повторили снова! В тот день я так объелся, что с трудом добрался до палатки и остаток дня проспал. Вечером, проснулся от чьих-то шагов - с Цындышхо спустилась ещё одна группа туристов (и снова из Ставрополя!). Видно было, что перевал дался им непросто - выглядели все измученными и даже злыми. У кого-то была повреждена нога. Мы приветствовали их, а вечером я пошёл познакомиться. Оказалось, что их 11 и на следующий день на Энгельмановых полянах, их будет ждать машина в которой 15 мест! Нам снова крупно повезло - по всем отзывам дорога вдоль Мзымты была самой унылой частью пути. Да и неприятной к тому же - из-за погоды. Мы договорились присоединться к группе земляков, чтобы вместе уехать к Красной поляне. По оценкам руководителя группы земляков путь до Энгельмановых полян должен был занять около 5 часов.


Ночью был дождик. Утром планировалось встать в 6, выйти в 8. Я проснулся раньше, чтобы приготовить завтрак, выглянул на улицу - пасмурно, всё вокруг в тучах, но дождя нет. Только я сделал шаг за полог палатки, как обрушился ливень. Собирались под навесом, на столе и лавках, вышли в 9:00 - всё ждали и надеялись, что дождь перестанет... ага, щаз! Лил весь день. Темп взяли бодрый - очень не хотелось отстать - могли и без нас уехать, а переть по грязи ещё сутки очень не хотелось. По карте до Энгельмановых полян у меня 3 ручья впадают по нашей (правой) стороне в Мзымту. Мы перешли 22. И, конечно же заросли мокрой травы с человеческий рост, погранзастава... наконец-то мы хоть как-то отблагодарили наших ангелов-хранителей погранцов - у них заканчивался газ, и мы отдали свой. Отдали шоколадки так и не седеннные в пути, печеньки... то, чем могли отблагодарить за помощь в пути. До Энгельмановых полян я уже дохрамывал на обе ноги, за то дальше мы уже ехали. Причём дорога такая, что не везде газ 66 проходил с первого разу. Все в кузове весело общались, делились впечатлениями от похода. И, проехав последнюю погранзаставу на мосту перед Красной Поляной мы оказались на месте! Простившись с собратьями-туристами двинулись к вокзалу, чтобы скорее попасть в Адлер, а от туда - в Абхазию к долгожданному Морю!