Главная · Гражданство другой страны · Николо архангельский храм расписание богослужений. Усадьба никольское-архангельское, московская область, балашихинский район

Николо архангельский храм расписание богослужений. Усадьба никольское-архангельское, московская область, балашихинский район

Желтый пруд в княжеские времена называли также Роскошным. На нем находились барские купальни. Не сказать чтобы пруд велик. Около 500 метров в длину и не более 100 в ширину. Но место очень красивое. А если представить, что когда-то на лодке от салтыковской усадьбы можно было добраться до Измайлова, где находилась загородная резиденция русских царей в XVII-XVIII веках? Между прочим, так оно и было – добирались. В обе стороны. Князья Долгоруковы пользовались особой милостью царя-подростка Петра II. Все шло к тому, что князья породнятся с царским родом. Сбыться амбициозным планам помешала нелепая и скоротечная смерть государя.

Князь Юрий Алексеевич Долгоруков, тоже взялся за благоустройство своих земель и, используя реку Серебрянку, насадил на ней серию плотин, запруд, шлюзов, образовавших по ее течению цепочку красивейших прудов. Это был своеобразный водный путь по территории поместья. В результате такого переустройства в центре богатых земельных лесных угодий с преобладанием стройной корабельной сосны, дуба, ели, клена, березы была заложена система паркового комплексного хозяйства высокого художественного уровня.

По разным источникам, прудов было от 11-ти до 13-ти. Один другого лучше и краше. Их ступенчатый каскад допускал упрощенную конструкцию плотин-шлюзов. В болотистой пустоши были прорыты осушительные каналы, устроены плотины, на которых поставлены мельницы и заводишки, ткацкие фабрички и другие предприятия.

Прежде чем перейти к описанию прудов и истории их сооружения, следует отметить, что старый Салтыковский парк с его прудами начал создаваться с 1651 года при князе Юрии Алексеевиче Долгоруковом и продолжал развиваться до 1799 - 1800 годов. Пруды создавались также не сразу, а постепенно.

Особый интерес представляют, конечно же, Церковные пруды, что возле церкви «Николо-Архангел» (так церковь величают в «Отказной книге» XVIII века). Церковь стояла как бы на полуострове, а три пруда, когда-то окружавшие храм, были полноводными и соединялись протокой-каналом с прудом Крестьянским, что на юго-востоке от церкви. Раньше эти пруды служили резервным водохранилищем для всего каскада прудов Салтыковки.

В настоящее время сохранился только один пруд в западной части церковной территории, он сильно зарос и заболочен. С северной стороны пруд спущен, но сохранились остатки плотины. Со стороны железной дороги под мостом течет ручей с севера на юго-восток, который соединяется с речкой Серебрянкой.

Крестьянский пруд примыкал ранее к деревне Никольское и был отделен от Серебряного пруда плотиной (высота подъема воды составляла 2 метра). Плотина на плывуне была укреплена сваями и обсажена деревьями. По ней проходит Носовихинское шоссе. Дорога, проходившая по другой плотине к деревням Руднево и Кожухово, была обсажена липами и дубами. В настоящее время здесь обширное болото. Сохранились остатки дамб, которые за свою историю никогда не размывались.

Серебряный пруд был обсажен серебристыми тополями, отчего и получил свое название. При солнце вода в нем серебрится рябью. Берега здесь искусственные, вынутый грунт пошел на отсыпку островов. Когда-то пруд украшал арочный мост, соединявший лесную дорогу с селом Никольское. А на его юго-западной стороне росла сосновая роща.

В лощине между дамбой Серебряного пруда и Желтым прудом располагался пруд Княжий. В 1812 году французские провиантские отряды рыскали по Подмосковью в поисках съестных припасов. Пруд спустили, видимо, предполагая, что там много рыбы. С тех пор он не восстанавливался. По сохранившемуся руслу Княжьего пруда течет речка Серебрянка из Серебряного пруда в Желтый.

Желтый, или парковый Роскошный (самый красивый), пруд сохранился хорошо, хотя на своем веку он несколько раз уходил в половодье через размытую плотину (за 40 лет шесть раз). В силу этого восточный и часть южного берега пруда источены оврагами, которые тянутся до Тарелочкина пруда. При князьях Долгоруковых во второй половине XVII века на берегу Желтого пруда стояло сельцо Никольское с деревянной церквушкой, которая сгорела от молнии. При ней было кладбище, о котором напоминают остатки надгробных плит в земле. Дно Желтого пруда было покрыто желтым песком, отчего пруд получил свое название. Берега прудов были укреплены дубовыми бревнами и выложены камнем. Плотина между Желтым и Княжим прудами была укреплена клетевой, кирпичной кладкой и имела арочный мост.

Пруд Степана Степановича , который получил свое название от имени арендатора-огородника, был ранее запасным водоемом для рыбного хозяйства. Он соединялся с Желтым прудом каналом. Раньше здесь были ягодные поля, проходившие также и по берегу Желтого пруда, где сейчас новый парк, между плотиной и рестораном «Русь». В настоящее время пруд спущен.

Стерляжий пруд - в нем разводили стерлядь для княжеского стола - был продолжением Желтого пруда. Здесь начинался 2-й отводной канал, направляющий верхние воды Желтого пруда в Стерляжий. (Подобную систему можно наблюдать в Горенках). На гребнях плотин кое-где сохранились вековые деревья - 200-летняя ива у омута (старого) Тарелочкина пруда стояла там до 1963 года. На малом берегу пруда был княжеский пчельник. Здесь сохранились остатки насыпного вала - «Городища». Старожилы считают его остатками древнего поселения. У самой плотины ранее лежали каменные плиты надгробий древнего погоста.

Тарелочкин пруд, или Красный , так назван по имени мельника Тарелочкина, который имел здесь мельницу. На берегу пруда стояло здание винокуренного завода и шинок, а позднее выстроена мельница. Пруд расположен в юго-восточной части Салтыковки, длина его 325 метров, ширина 25 метров (это его современные размеры). Дно пруда имеет наклон к востоку, в сторону плотины. Раньше в пруду водились окунь, щука, вьюн, голец, уклейка, пескарь. На левом берегу пруда были тоже обнаружены следы древних поселений.

Золотой пруд получил название от дна, выложенного камнем золотистого цвета. Когда-то его венчала арка на колоннах, украшенная керамикой. Здесь располагались купальни князей Долгоруковых и Салтыковых, а по берегам размещались беседки, окруженные золотистыми кленами. В пруду водились золотые караси.

Кучинский пруд в основном образован на ключах. Ранее Кучинский пруд питал водой пруд Золотой. Сейчас это русло перерезано железной дорогой.

На этом кончается каскад салтыковских прудов, расположенных по руслу речки Серебрянки и ключевой системы Кучинского и Золотого прудов. Однако картина будет неполной, если не упомянуть еще о двух прудах.

Вишняковский пруд образован плотиной на речке Горенке (между усадьбами и ), он пересекает Разинское шоссе на северной окраине Салтыковки. Этот пруд существует тоже почти 300 лет и является одним из каскада прудов усадьбы Долгоруковых - Горенки. В свое время на его берегу была суконная фабрика Вишняковых и мельница при плотине. В 20-30-х годах здесь располагалась турбинная электростанция, снабжающая электроэнергией всю округу. [«Балашиха в очерках и зарисовках» - М.: Современные тетради, 2003].

Николо-Архангельский храм Балашихи (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Архангельский храм возвели по воле князя Ю. А. Долгорукова в 18 столетии, для этого он специально обратился с прошением в Московскую духовную консисторию. Его построили на территории фамильного имения аристократа на замену обветшавшему деревянному зданию 1677 г. Для этого Юрий Алексеевич специально обратился с прошением в Московскую духовную консисторию. После того, как в 1760 г. сгорел деревянный приход в соседнем селе Никольском, церковь стала именоваться Николо-Архангельским храмом и принимать прихожан со всех окрестных селений. Из-за просчетов в проекте и изменений, регулярно вносимых в первоначальный план, строительные работы растянулись на несколько лет и завершились только к 1773 г.

Что посмотреть

Сооружение дошло до наших дней в своем первозданном облике - ни Отечественная война 1812 г., ни годы Советской власти не нанесли ему существенного ущерба. Уцелели даже церковная утварь, интерьер и бесценные намоленные иконы, украшающие стены вот уже более 200 лет.

Основное здание представляет собой композицию восьмерик на четверике, стоящую на широком подклете. Верхняя часть башни заканчивается фигурными конструкциями, выполненными в виде искусного кружева. Эта необычная для традиционного религиозного зодчества изюминка придает храму хрупкие и изящные черты. Слева от ворот главного входа стоит невысокая трехъярусная звонница с крытым крыльцом и ведущей наверх лестницей.

Внутреннее пространство отличается богатым декором, обилием художественной росписи и лепнины. Главный иконостас состоит из 5 ярусов и щедро покрыт позолотой.

Церковь построили в манере московского барокко. Ее архитектурная ценность очевидна, так как сооружений подобного типа в Московской области больше нет. Красота ярко-голубого фасада особенно заметна зимой на фоне запорошенных снегом окрестностей или в период весеннего разлива.

На берегах некогда довольно широкой (судоходной!) реки Пехорки и ее притоков расположено еще несколько храмов, ныне входящих в Балашихинское благочиние. Но прежде сделаем небольшое отступление. Когда на Балашихинской земле пролегли через непроходимые леса дороги, а водные пути постепенно утратили свое транспортное значение, река Пехорка и ее притоки Серебрянка, Малашка, Черная, Вьюнка были в нескольких местах запружены; на плотинах были поставлены мельницы, ткацкие фабрички и другие предприятия. В семнадцатом веке стали думать не только о практической пользе, но и о красоте: в барских имениях на речках начали устраивать каскады живописных прудов с системой шлюзов - образцом служили каскады прудов в Измайлове, устроенных по повелению царя Алексея Михайловича /2/. Водным путем можно было добраться до каждого храма, стоящего на Балашихинской земле.

В это время появились в имении князя Юрия Алексеевича Долгорукова (ум. в 1682 г.) на речке Серебрянке пруды, получившие название Церковных и охватившие с трех сторон церковь Архангела Михаила. «Церковное место» в селе Никольское-Архангельское известно еще с XVI в. - село именовалось тогда «Ступишино, Зворыкино тож» и принадлежало древнему княжескому роду Турениных. В 1641 г. имение купил боярин В.И.Стрешнев. «За боярином Василием Ивановичем Стрешневым, в вотчине село Зворыкино, в селе церковь Архангела Михаила, двор боярский и пять дворов крестьянских». Эта запись в Отказной книге за 1646 г. - первое упоминание о Михаило-Архангельской церкви. Князь Долгоруков приобрел село в 1651 г., а 1676-1677 гг. была построена новая деревянная церковь взамен обветшавшей. С этого времени село получает название Архангельского; Долгоруковы были владельцами его на протяжении десяти поколений, и в родовом их гербе на верхнем правом поле щита изображен Архистратиг Божий Михаил; род свой они вели от св. мученика Михаила, князя Черниговского (+1245).

Строителем ныне существующего храма стал правнук князя Юрия Алексеевича, князь Александр Владимирович Долгоруков: в 1748 г. он обратился с прошением в Московскую духовную консисторию за разрешением построить в своем имении новую каменную церковь. Проект предусматривал двухэтажный храм с престолами в честь Архистратига Михаила на верхнем этаже и Святителя Николая Чудотворца на нижнем, а также четыре придела: на нижнем этаже - в честь пророков Илии и Софонии; на верхнем - в честь преп. Александра Свирского и св. мучеников Флора и Лавра.

Новая каменная церковь расположилась неподалеку от старой, которая простояла до 1770 г. пока не погибла от пожара. За десять лет до того, в 1660 г., огонь не пощадил и другую деревянную церковь в честь Святителя Николая Чудотворца в соседнем селе Никольском. Поэтому в 1767 г. приход села Никольского был соединен с Архангельским приходом и стал именоваться Никольским-Архангельским. Строительство шло долго; к 1773 г. возведение новой каменной церкви с колокольней было почти окончено, и Московская Синодальная контора дозволила освятить полностью готовую нижнюю церковь в честь святителя Николая Чудотворца с приделами в честь пророков Илии и Софонии. Верхнюю, Архангельскую церковь, предполагалось открыть позднее - «когда будет готова к освящению».

Однако из-за просчетов при проектировании и строительстве нового церковного здания в 1789 г. боковые приделы пришлось разобрать; антиминсы из разобранных приделов были переданы на хранение в ризницу Чудова монастыря в Кремле. После реконструкции в храме остались только два освященных престола: главный - в верхней церкви, летней - в честь Архангела Михаила; и в нижней церкви (теплой) - в честь Святителя и Чудотворца Николая.

Храм, выстроенный в стиле московского барокко, кирпичный с белокаменными вставками, оштукатурен; по архитектурной композиции он трехчастный: центральная часть - «восьмерик на четверике» - поставлена на высоком подклете нижнего храма (Никольского); наверх ведут лестницы, расположенные по обе стороны невысокой трехъярусной колокольни. Архитектурных памятников такого типа на Московской земле не сохранилось, и Николо-Архангельскую церковь считают в своем роде уникальной. Стены и своды в интерьере храма украшены богатой лепниной и расписаны. В пятиярусном иконостасе - иконы, относящиеся к времени постройки храма.

Во время Отечественной войны 1812 г. через Николо--Архангельское проходили французы, но храм не тронули. Не повредила храм и буря безбожного лихолетья - в сохранности осталась даже церковная утварь; в своем первозданном великолепии сохранился он до наших дней. Не пострадали ни внутреннее убранство храма, ни бесценные древние «намоленные» иконы. Хорош храм особенно в период весеннего разлива, когда, окруженный со всех сторон водой, высится он, словно корабль спасения, созывая под свои своды народ православный.

Долгие годы (1878-1926) настоятелем Николо-Архангельской церкви был протоиерей Михаил Лебедев. Закончив Московскую Духовную семинарию, он два года преподавал в Коломенском городском училище, а затем был надзирателем Заиконоспасского училища, а в 1878 г. был рукоположен в священный сан викарием Московской епархии епископом Дмитровским Амвросием (Ключаревым, +1901) и определен к Николо-Архангельскому храму. Преподавал Закон Божий в фабричной школе Товарищества Реутовской мануфактуры, Кучинского земского училища, Реутовского фабричного училища. В сан протоиерея он был возведен на Пасху 1919 г. святителем Тихоном. В нелегкие двадцатые годы не оставлял он своего служения; последние данные о нем (он значится в списках «лишенцев») относятся к 1926 г. В области духовного просвещения усердно трудились и другие клирики Николо-Архангельского храма. Священнику Евгению Архангельскому, служившему в храме в начале ХХ века, была за труды по народному образованию Высочайше пожалована серебряная медаль с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте. В те же годы служил в храме и священник Адриан Ключарев; он законоучительствовал в Реутовском Министерском училище и Архангельском-Никольском земском училище. Помогала ему и матушка (хотя в семье у них было семеро детей) - она была учительницей в Клоковской церковно-приходской школе.

Добрые традиции духовного просвещения живы в Николо-Архангельской церкви и в наше время: клирик этой церкви священник Александр Козырев не только сам ведет занятия в воскресной школе храма, но и является ответственным секретарем комиссии по религиозному образованию и катехизации Балашихинского благочиния. Настоятель храма, протоиерей Евгений Сидорычев - один из старейших клириков благочиния.

Николо-Архангельская церковь. Поселок Никольско-Архангельский

История. Церковное место в Никольско-Архангельском известно еще с XVI в., когда село именовалось «Ступишино, Зворыкино тож» и принадлежало древнему княжескому роду Турениных. В 1641 г. имение купил боярин В. И. Стрешнев, а в 1651 г. село приобрел кн. Долгоруков.

В 1676-1677 гг. взамен обветшавшей была построена новая деревянная церковь во имя Архангела Михаила. С этого времени село стало называться Архангельским. Церковь построена по заказу кн. А. В. Долгорукова в его вотчине между 1748 и 1773 гг. В своем первоначальном исполнении памятник был близок собору Московского Варсонофьевского монастыря, который очевидно послужил для него образцом.

Новая каменная церковь строилась неподалеку от старой, которая простояла до 1770 г., пока не сгорела. В 1760 г. огонь не пощадил и другую деревянную церковь в честь свт. Николая Чудотворца в соседнем с. Никольском. Поэтому в 1767 г. приход Никольского был соединен с Архангельским приходом и стал именоваться Николо-Архангельским. Строительство нового храма с колокольней шло долго и закончилось только к 1773 г.

Церковь Михаила Архангела в Никольском-Архангельском. Церковь построена по заказу князя А.В.Долгорукова в его вотчине между 1748 и 1773гг.

Кирпичное оштукатуренное здание имеет трехчастное осевое строение. Центральный объем типа "восьмерик на четверике " с полукруглой апсидой и небольшой трапезной поставлен на высоком подклете, в котором расположен Никольский придел. В верхнюю церковь ведут две лестницы по сторонам колокольни. Первоначально лестницы и паперть были открытыми. В облике храма композиционные черты "московского барокко" органично слиты с приемами западноевропейского барокко: это тимпаны, венчающие ярусы центрального объема, мелкопрофилированные карнизы, рисунок наличников. Тонко прорисованы лепной фриз, кованые ажурные кресты, гребни над тимпанами восьмериков. В интерьерах сохранились барочное лепное убранство, барочный золоченый иконостас, несколько икон XVIIIв. Для Москвы и Подмосковья храм уникален.



На берегах некогда довольно широкой (судоходной!) реки Пехорки и ее притоков расположено еще несколько храмов, ныне входящих в Балашихинское благочиние. Но прежде сделаем небольшое отступление. Когда на Балашихинской земле пролегли через непроходимые леса дороги, а водные пути постепенно утратили свое транспортное значение, река Пехорка и ее притоки Серебрянка, Малашка, Черная, Вьюнка были в нескольких местах запружены; на плотинах были поставлены мельницы, ткацкие фабрички и другие предприятия. В семнадцатом веке стали думать не только о практической пользе, но и о красоте: в барских имениях на речках начали устраивать каскады живописных прудов с системой шлюзов - образцом служили каскады прудов в Измайлове, устроенных по повелению царя Алексея Михайловича /2/. Водным путем можно было добраться до каждого храма, стоящего на Балашихинской земле.

В это время появились в имении князя Юрия Алексеевича Долгорукова (ум. в 1682 г.) на речке Серебрянке пруды, получившие название Церковных и охватившие с трех сторон церковь Архангела Михаила. «Церковное место» в селе Никольское-Архангельское известно еще с XVI в. - село именовалось тогда «Ступишино, Зворыкино тож» и принадлежало древнему княжескому роду Турениных. В 1641 г. имение купил боярин В.И.Стрешнев. «За боярином Василием Ивановичем Стрешневым, в вотчине село Зворыкино, в селе церковь Архангела Михаила, двор боярский и пять дворов крестьянских». Эта запись в Отказной книге за 1646 г. - первое упоминание о Михаило-Архангельской церкви. Князь Долгоруков приобрел село в 1651 г., а 1676-1677 гг. была построена новая деревянная церковь взамен обветшавшей. С этого времени село получает название Архангельского; Долгоруковы были владельцами его на протяжении десяти поколений, и в родовом их гербе на верхнем правом поле щита изображен Архистратиг Божий Михаил; род свой они вели от св. мученика Михаила, князя Черниговского (+1245).

Строителем ныне существующего храма стал правнук князя Юрия Алексеевича, князь Александр Владимирович Долгоруков: в 1748 г. он обратился с прошением в Московскую духовную консисторию за разрешением построить в своем имении новую каменную церковь. Проект предусматривал двухэтажный храм с престолами в честь Архистратига Михаила на верхнем этаже и Святителя Николая Чудотворца на нижнем, а также четыре придела: на нижнем этаже - в честь пророков Илии и Софонии; на верхнем - в честь преп. Александра Свирского и св. мучеников Флора и Лавра.

Новая каменная церковь расположилась неподалеку от старой, которая простояла до 1770 г. пока не погибла от пожара. За десять лет до того, в 1660 г., огонь не пощадил и другую деревянную церковь в честь Святителя Николая Чудотворца в соседнем селе Никольском. Поэтому в 1767 г. приход села Никольского был соединен с Архангельским приходом и стал именоваться Никольским-Архангельским. Строительство шло долго; к 1773 г. возведение новой каменной церкви с колокольней было почти окончено, и Московская Синодальная контора дозволила освятить полностью готовую нижнюю церковь в честь святителя Николая Чудотворца с приделами в честь пророков Илии и Софонии. Верхнюю, Архангельскую церковь, предполагалось открыть позднее - «когда будет готова к освящению».

Однако из-за просчетов при проектировании и строительстве нового церковного здания в 1789 г. боковые приделы пришлось разобрать; антиминсы из разобранных приделов были переданы на хранение в ризницу Чудова монастыря в Кремле. После реконструкции в храме остались только два освященных престола: главный - в верхней церкви, летней - в честь Архангела Михаила; и в нижней церкви (теплой) - в честь Святителя и Чудотворца Николая.

Храм, выстроенный в стиле московского барокко, кирпичный с белокаменными вставками, оштукатурен; по архитектурной композиции он трехчастный: центральная часть - «восьмерик на четверике» - поставлена на высоком подклете нижнего храма (Никольского); наверх ведут лестницы, расположенные по обе стороны невысокой трехъярусной колокольни. Архитектурных памятников такого типа на Московской земле не сохранилось, и Николо-Архангельскую церковь считают в своем роде уникальной. Стены и своды в интерьере храма украшены богатой лепниной и расписаны. В пятиярусном иконостасе - иконы, относящиеся к времени постройки храма.

Во время Отечественной войны 1812 г. через Николо-Архангельское проходили французы, но храм не тронули. Не повредила храм и буря безбожного лихолетья - в сохранности осталась даже церковная утварь; в своем первозданном великолепии сохранился он до наших дней. Не пострадали ни внутреннее убранство храма, ни бесценные древние «намоленные» иконы. Хорош храм особенно в период весеннего разлива, когда, окруженный со всех сторон водой, высится он, словно корабль спасения, созывая под свои своды народ православный.

Долгие годы (1878-1926) настоятелем Николо-Архангельской церкви был протоиерей Михаил Лебедев. Закончив Московскую Духовную семинарию, он два года преподавал в Коломенском городском училище, а затем был надзирателем Заиконоспасского училища, а в 1878 г. был рукоположен в священный сан викарием Московской епархии епископом Дмитровским Амвросием (Ключаревым, +1901) и определен к Николо-Архангельскому храму. Преподавал Закон Божий в фабричной школе Товарищества Реутовской мануфактуры, Кучинского земского училища, Реутовского фабричного училища. В сан протоиерея он был возведен на Пасху 1919 г. святителем Тихоном. В нелегкие двадцатые годы не оставлял он своего служения; последние данные о нем (он значится в списках «лишенцев») относятся к 1926 г. В области духовного просвещения усердно трудились и другие клирики Николо-Архангельского храма. Священнику Евгению Архангельскому, служившему в храме в начале ХХ века, была за труды по народному образованию Высочайше пожалована серебряная медаль с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте. В те же годы служил в храме и священник Адриан Ключарев; он законоучительствовал в Реутовском Министерском училище и Архангельском-Никольском земском училище. Помогала ему и матушка (хотя в семье у них было семеро детей) - она была учительницей в Клоковской церковно-приходской школе.

Добрые традиции духовного просвещения живы в Николо-Архангельской церкви и в наше время: клирик этой церкви священник Александр Козырев не только сам ведет занятия в воскресной школе храма, но и является ответственным секретарем комиссии по религиозному образованию и катехизации Балашихинского благочиния. Настоятель храма, протоиерей Евгений Сидорычев - один из старейших клириков благочиния.