Главная · Как уехать? · Парк александрия. История александрии Неподалеку от александрийского парка этот

Парк александрия. История александрии Неподалеку от александрийского парка этот

Огромная территория Александрийского парка выполнена в вольном пейзажном стиле, и служит романтичным преддверием роскошной столицы фонтанов.

В 1725 году, в самый расцвет своей головокружительной карьеры, весь участок в 115 гектаров приобрел А. Меньшиков. Некоторые источники утверждают, что земля была пожалована Петром Первым в дар своему сподвижнику. Царский фаворит незамедлительно начал строительство личного дворца с громким именем «Монкураж» (Моя отвага). Но внезапная опала прервала и карьеру Меньшикова, и его незавершенный проект. Князья Долгорукие, получившие после него эти земли, тоже недолго числились владельцами.

Императрица Анна Иоанновна, ставшая следующей владелицей, вроде бы и занялась обустройством участка, создав на его территории Охотничий парк. Были построены обширные загоны для зверей (завезены были даже тигры), егерские флигеля. Успели и поохотиться: Анна Иоанновна была любительницей пострелять дичь из специально оборудованного павильона. Но в 70-х годах 18-го столетия местом Царской загородной резиденции было выбрано Царское Село и только развившееся охотничье хозяйство быстро пришло в упадок, а участки стали использоваться под огороды и выгоны для скота. Через два десятка лет от недостроенного Меньшиковского дворца остались жалкие руины, а изящный охотничий павильон Анны Иоанновны был растащен на доски.

Александрийский парк - годы расцвета

Следующим владельцем земель Александрийского парка стал император Николай Первый. С него и началось благоустройство живописного участка, отданного в дар любимой супруге – Александре Федоровне, и нареченного ее именем. На верхней террасе строится летняя резиденция в готическом стиле, а на нижней (прибрежной) создается искусственное озеро дивной красоты.

Настоящим чудом архитектуры стала замечательно вписавшаяся в ландшафт парка Готическая капелла в честь Александра Невского – домашняя небольшая церковь для членов царской семьи. Постройку удивительной красоты, легкости и изящества отличают самые выразительные элементы готики: витражные окна, статуи, богатый художественный декор.

Могила П. Эрлера - создателя этого великолепного памятника и романтического ландшафта всего парка, находится неподалеку от Капеллы. В течение 20-ти лет под его руководством формировался пейзажный стиль Александрийского парка.

От Нижнего парка Александрия отделена каменной стеной. Рельеф местности как нельзя лучше подходит именно для пейзажного стиля. Уютные привольные поляны чередуются с оврагами и возвышенностями, их пересекают петляющие дорожки и тенистые аллеи, свободно заросшие деревьями. Все в Александрии дышит сельской вольностью. Суровый Руинный мост из грубого камня словно ожидает романтического героя – храброго рыцаря в доспехах. Море – а оно видно из многих точек парка, лишь усиливает этот свободный мотив.

Впечатляет зеленое разнообразие Александрийского парка – липы, березы, клены, ясени, тополя. Прижились и диковинные экзоты, завезенные из дальних стран.

Архитектурные постройки Александрии

Почти все архитектурные формы носят в большей или меньшей степени готические элементы. Самое оригинальное сооружение – уже упомянутая Капелла. На месте Меньшиковских руин, на верхней террасе построен дворец в английском стиле «под готику» - Коттедж. От дворца открывается красивейшая панорама на Финский залив.

Несмотря на готическую наружность, внутри Коттедж обустроен в типично русском романтическом стиле. Фасады дворца были украшены придуманным специально для Александрии гербом. Его автором был знаменитый поэт В.А. Жуковский – и герб получился очень поэтичным: внутри нежного венка из белых роз – обнаженный меч.

Создатели стремились подчеркнуть пасторальный характер резиденции – и недалеко от дворца выросла Ферма с хозяйственными постройками. Позже она была перестроена в солидное здание, которому от фермы осталось лишь имя – «Фермерский дворец».

Последнее сооружение – четырехэтажный дворец Николая Второго (Нижняя дача) на берегу моря. Его стены хранили память о важнейших событиях в жизни царской семьи. Здесь Николай подписал манифест об участии России в Первой Мировой войне. Здесь только что обвенчавшиеся Николай Второй с супругой Александрой Федоровной прожили первое семейное лето. Здесь родился их сын – цесаревич Алексей. Как и многие комплексы Петергофа, Александрия сильно пострадала во время войны 1941-1945 г.г. От Нижней дачи остались руины. В настоящее время архитекторы разрабатывают проект его восстановления.

Остальные сооружения Александрии полностью восстановлены, и парк являет собой лучший образец пейзажного стиля.

Из истории Петергофских памятников

Октябрьская революция оставила свой след в истории Александрии – в парке открыли музей одного события – железнодорожный вагон царского поезда, в котором Николаем Вторым был подписан Акт об отречении от престола. В соседнем вагоне была размещена экспозиция о крушении царской власти и империалистической войне. В 50-е годы 20-го столетия неуместные памятники-вагоны были вывезены с территории Александрийского парка.

Когда бываешь в замках, загородных имениях или городских резиденциях правителей или просто известных людей, то почему-то воспринимаешь их только как музеи, которые обязательно надо посетить, но не как человеческое жилье, в котором люди жили, работали, любили, растили детей, страдали, радовались… Может быть, потому что за десятилетия и даже столетия отсутствия хозяев выветрился дух дома, или многочисленные разрушения и последующие реставрации навсегда изменили здание, сделали его нежилым? Совсем иное дело в парке Александрия, который входит в известнейший дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Петродворец) в Ленинградской области.

Первоначально эти земли Петр I выделил под дачи своим поданным, владельцы менялись на протяжении лет, в их числе был Александр Меншиков, затем они перешли к князьям Долгоруким, после императрица Анна Иоанновна устроила здесь парк для охоты. И только в 1825 году владельцем стал император Николай I, который подарил эти владения своей супруге Александре Федоровне (в девичестве прусская принцесса Фридерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина) и в ее честь имение было названо «Александрия». В то время вряд ли мы свободно могли бы посетить эти места – личная собственность императорской семьи бдительно охранялась казаками и полицией.

Парк Александрия заложен был в 1826 году, но работы в нем продолжались на протяжении многих лет. Парк постепенно приобретал свои особенные черты, казалось, сами собой образовывались романтичные, уютные уголки, прокладывались дорожки, строились мостики… Одновременно под руководством архитектора Адама Менеласа началось строительство дачного домика или коттеджа. За три года Дворец-коттедж в готическом стиле был построен. Николай I, сын императора-рыцаря Павла I был также воспитан в романтических традициях рыцарства. Несмотря на любовные похождения, дамой его сердца всегда оставалась «Белая роза», как называли принцессу Шарлоту. Как дань рыцарским традициям, фасады Дворца-коттеджа украшает герб Александрии – щит с мечом, окруженный венком из белых роз, символ, придуманный поэтом В.А.Жуковским, учителем русского языка императрицы и воспитателем наследников.

Расположенный на двух террасах – прибрежной, которая граничит с Финским заливом и верхней, на которой расположились основные постройки, парк занимает около 115 га. С запада на восток, прямая, как стрела, парк пронизывает Никольская аллея. Это, пожалуй, единственная прямолинейная дорога в Александрии, все прочие аллейки, дорожки и тропинки вьются, изгибаются, переплетаются друг с другом, создавая причудливую сеть с таким расчетом, чтобы пейзаж просматривался наиболее эффектно с разных точек. Благодаря труду замечательного садового мастера П.И.Эрлера мы и сегодня можем любоваться прекрасным пейзажным парком, в котором группы деревьев (в основном привычных для России – березы, дубы, липы, клены, ясени, тополя) чередуются с уютными полянками и лужайками. Сохранились здесь и редкие экзотические деревья и кустарники. Умело вписан в ландшафт глубокий природный овраг, в котором с помощью плотины был сделан водопад. Вырытый перед северным фасадом дома пруд соединили с общей водной системой парка. Романтический характер парку придавали и малые архитектурные формы – беседки, садовые скульптуры и павильоны, в которых также просматривался готический стиль. Одной из интересных архитектурных находок А.Менеласа был мост, сооруженный из грубо отесанных каменных плит и гранитных валунов с перилами из березовых стволов. Мост, названный Руинным, так как рядом находились развалины меншиковского дворца «Монкураж», по иронии судьбы после войны 1941-1945 гг. сам оказался в руинах.

Пройдя мимо Руинного моста, мы увидим Фермерский дворец. Первоначально это была настоящая ферма с коровами, затем здание достраивалось, переделывалось и конце концов превратилось в настоящий двухэтажный дворец, который стал летней резиденцией следующего императора – Александра II. Есть сведения, что именно в Фермерском дворце император задумал указ об отмене крепостного права. Сама же непосредственно ферма была перенесена в специально построенный у южной границы Александрии домик, который носит название Новая ферма.

Одной из жемчужин Александрии является летняя домовая церковь царской семьи, освященная в честь Александра Невского. Многие детали этого здания были выполнены из чугуна, статуи святых сделаны из меди. Окна были украшены зеркальными витражами. В здании церкви наиболее ярко выражены элементы готического зодчества, может быть, поэтому она больше известна под названием Готическая капелла.

Между Фермерским дворцом и Готической капеллой находится величественный камень. Надпись гласит, что это надгробный памятник Петру Ивановичу Эрлеру, мастеру-садоводу, который принимал участие в создании многих парков, внес свой вклад в составление «Практического наставления для садовой команды», которое в то время активно использовали многие садоводы-профессионалы. Первоначально П.И.Эрлер был похоронен на Свято-Троицком кладбище, но в 1970 году его прах был перенесен на территорию Александрии. Недалеко от Фермерского дворца находится еще один памятник – гранитный обелиск, установленный в 1932 году. Это своеобразная дань признательности всем известным и неизвестным людям, участвовавшим в создании парков и дворцов Петергофа. Надпись на мраморной доске так и гласит: «Работным людям – строителям Петергофа». Наверное, этот памятник по праву принадлежит и современным служителям музейного комплекса Петергоф, всем рабочим, агрономам, архитекторам, смотрителям…

Более позднее сооружение – так называемая Нижняя дача или Нижний дворец, расположенный у северной границы Александрии, на самом берегу Финского залива. Началось все со строительства павильона «итальянской архитектуры» для императора Александра III, затем по повелению последнего российского императора Николая II павильон превратился в четырехэтажный дворец в итальянском стиле. Именно здесь, 12 августа 1904 года родился наследник престола, царевич Алексей. В парке Александрия у него было свое небольшое поле, на котором он посеял рожь и сам убирал ее серпом. Исполняя его завет: «Когда я умру, поставьте мне в парке маленький памятник», у Дворца-коттеджа ему была поставлена скульптура отрока в матросском костюмчике. К сожалению, до наших дней дошли только развалины Нижней дачи.

Многочисленные посетители парка и его построек отмечают, что в отличие от находящихся рядом парадных дворцов и регулярных парков, тихий, почти заповедный уголок Александрии оставляет ощущение присутствия… Кого? Наверное, бывших владельцев, членов царственной семьи Романовых, российских самодержцев. Кажется, что только что кто-то вышел из кабинета, что в парке еще раздаются голоса играющих детей, а незаконченное вышивание дождется свою хозяйку.

В Белой Церкви находится один из лучших парков Украины — Александрия, являющийся памятником садово-паркового искусства XVIII-XIX вв. Его красотой в свое время восхищались А.С. Пушкин и Т.Г. Шевченко, здесь бывали декабристы С. И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин. Парк возник как загородная резиденция графа К. Браницкого в конце XVIII в. по проекту и под руководством итальянского мастера Д. Ботани и садовника А. Станге. В дальнейшем в парке работали и другие мастера. Александрия служит прекрасным примером романтического парка. Парк создавался на месте природной дубравы у р. Рось в окружении полей и лугов. Гармонично сочетание его зеленого убранства с великолепными парковыми постройками, зеркальными прудами и долиной реки. Ландшафтный дизайн и рельеф территории с уклоном к реке и перепадом высот 27 м, выход скальных пород, особенно над р. Рось, у подножия Палиевой горы определили необычайную живописность планировки, ее естественность. Основа парковых композиций — природный лесостепной ландшафт, представленный здесь дубовым лесом в сочетании с полянами, лугами, речной долиной. В парке как бы продолжается ландшафт окружающих лесов, полей и пойменных лугов.

В композиции плана и стилевой направленности архитектурных объемов и сооружений Александрия имеет общие черты с другими парками романтического стиля. Здесь мы видим водопад "Руины", Турецкий домик, колоннаду "Эхо", Китайский мостик, множество водных зеркал. Стиль архитектуры — поздний классицизм. Наряду с элементами пейзажной планировки в наиболее посещаемой части парка имели место и элементы регулярности — партер у дворца, аллеи: Главная, Еловая, Березовая и Сосновая. Эмоциональное воздействие парковых пейзажей не случайно. Это результат продуманного построения парковых перспектив и всестороннего учета архитектонических и живописных качеств ведущих пород, использованных при формировании парковых пейзажей. Этим объясняется их высокий эстетический эффект во все времена года — летом и зимой, весной и осенью. По первоначальному проекту парк делился на два района — восточный, собственно парковый, благоустроенный, и западный — лесопарковый, с охотничьими угодьями и лесной растительностью. В восточном районе размещались дворцовый ансамбль Дединец, все декоративные павильоны, скульптура, пруды с водопадами, фонтанами и мостиками и основные узлы парковых композиций — Большая и Малая поляны, Дубрава. На границе западного и восточного районов в окружении цветников расположен бывший экономический корпус (ныне административное здание) — памятник архитектуры XVIII в.

Парк, заложенный два столетия назад, достиг кульминации в своем развитии в середине прошлого столетия. В его первоначальный замысел были внесены изменения, особенно архит. А. Энсом, проработавшим в парке около 50 лет. Наиболее привлекательным всегда было и остается композиционное ядро парка — Большая поляна, покрытая зеленым ковром цветущих трав и мощными группами вековых деревьев. С раннего утра и почти до захода солнца она залита ярким светом, придающим пейзажу легкость и прозрачность. Отсюда хорошо просматриваются белоколонный павильон Эхо, романтические Руины с прудом и каскадом, арочный мост, вековая парковая дубрава — жемчужина Александрии и долина р. Рось с далекими просветами на город, окрестные луга и лес.

Большой исторический интерес представляет поставленная в парке в 1829 г. в честь русско-болгарской дружбы композиция «Варна» — отклик на братскую помощь России в освободительной борьбе болгарского народа против турецкого ига. На окруженном рвом небольшом острове — два обломка скалы, стянутые обручем. В образованной нише стояла скульптура. Одно из замечательных сооружений парка — колоннада "Эхо" (конец XVIII — начало XIX вв.). Она замыкает одну из перспектив Большой поляны. Есть предположение, что её автором является архитектор И.Е. Старов, работавший в конце XVIII в. на Украине. Полуциркульная галерея замыкается двумя объемными ризалитами. Фасад представляет собой открытую колоннаду из четырнадцати колонн ионического ордера. Входы ризалитов оформлены портиками. Замечательная особенность колоннады — ее акустика, позволяющая услышать даже шепот в дальнем конце дания. Традиционные романтические руины, представляющие как бы развалины здания, фактически выполняют роль подпорной стенки плотины. В этом двухъярусном сооружении устроены водопад и видовая площадка над ним. Здесь растут замечательные деревья парка — раскидистый с широкой кроной дуб красный, мощные группы и одиночные экземпляры ели обыкновенной, сосны веймутовой, березы бородавчатой, дуба обыкновенного, сосны черной, гледичии, столетнее тюльпанное дерево с крупными белыми цветами — редко произрастающая в лесостепной зоне экзотическая порода. Всего в парке произрастает более 600 видов и форм древесных пород и около 700 травянистых растений. По разнообразию породного состава парк может конкурировать с ботаническими садами.

Китайский мостик

Работы по формированию и развитию парка после отмены крепостного права прекратились. К началу XX в. пришли в ветхость гидросооружения, разрушились отдельные постройки — дворец, гостиные флигеля, танцевальный павильон, были изъяты из состава парковых композиций усохшие деревья и целые группы, появились самосев и случайные посадки в различных местах парка.

Годы гражданской войны и немецко-фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны нанесли парку огромный урон. Из всех сооружений остался лишь экономический корпус. В 1922 г. Александрия была объявлена государственным заповедником и до 1946 г. находилась в ведении сельскохозяйственного техникума, а затем института. С 1946 г. парк был передан АН УССР и с этого времени началась его реконструкция. В 1955 г. разработан проект реставрации и развития парка. Собственно реставрация велась с 1957 по 1968 гг. Были восстановлены все основные парковые сооружения за исключением дворца и танцевального павильона: главный вход, Ротонда, Колонна печали, Большой водопад, колоннада "Эхо", Китайский и Арочный мостики, фонтаны. Некоторые сооружения построены заново: въезд в парк, композиция Лев у радонового источника, Круглая беседка, сооружения на хозяйственном дворе. В процессе реставрации и развития растительного комплекса парка были определены ландшафтные районы парка, проведены комплексная ландшафтная оценка природных факторов территории и ландшафтная таксация существующих насаждений, организовано центральное планировочное ядро, найдено решение новых ландшафтных участков во взаимосвязи с композицией парка в целом. Была упорядочена и развита сеть аллей, обеспечены водо- и электроснабжение, канализация.

Поскольку старое архитектурное ядро — Дединец было утрачено, возникла необходимость организации нового композиционно-планировочного центра. Сложившаяся сеть аллей (их девять), отходящих от бывшего композиционного центра — дворца, прекрасно сохранилась и по-прежнему занимает доминирующее положение в композиции парка. В связи с этим было признано логичным и необходимым восстановление памятника архитектуры — дворца и танцевального павильона на прежнем месте с размещением там административной части и паркового музея с картинной галереей. В западной части парка появилось несколько ландшафтных фрагментов, мало связанных между собой: еловая аллея, полукруг каштанов и куртина елей.

Кроме того, часть территории была засажена без всякого плана массивами ореховых и абрикосовых деревьев, которые закрыли ценные ландшафтные композиции и доступ к еловой аллее. В процессе реконструкции вновь проектируемый участок был как бы заключен в рамку: с запада — плавно изогнутая стена леса, с востока — окраина парковой дубравы, с юга — Палиева гора, с севера — березовая и сосново-лиственничная рощи. Это окружение представляет собой зрелую растительность, поэтому оно сразу включилось в новый пейзаж, определило его пространственную организацию. В соответствии с породным составом этого окружения на новом участке предполагается создать гармонирующие с ним композиции: Кленовую и Тополиную поляны — в восточной части, Березовую, Ореховую поляны и Дубравку — в западной. Центром композиции этой части парка является Ореховая поляна. Чтобы выявить ее, были полностью удалены абрикосовые деревья, выборочно расчищен орешник, подсажены другие виды растительности. В результате проявилось и оформилось овальное очертание поляны. Композиция завершается доминантой из мощной группы ясеней на газоне. Ореховая поляна окаймлена дорогой, от которой расходятся шесть аллей, связывающих ее с другими парковыми участками. В композицию новой части парка включена балка с тремя плотинами. Проходящие по ним аллеи соединяют восточную часть с западной. Интересно использован бывший дикий пруд сильно вытянутой формы, на котором устроен каскад из трех прудов: Потерчата, Русалка, Водяник при Старой плотине. Вновь созданная широкая дубовая аллея, которая начинается от Дединца, проходит Дубравку, каменную плотину, раскрывает пейзажи Ореховой поляны, показывает Круглую беседку и вливается в аллею, приводящую к Палиевой горе. В восточной части парка проектируется Восточная поляна, окруженная рамкой из старых парковых насаждений. К настоящему времени выполнены большие работы по реставрации парковых сооружений и реконструкции парка. Но время постоянно выдвигает новые требования: борьба с самосевом, реконструкция поливочного водопровода, восстановление участков, на которых утрачена почти вся растительность, вынос с территории не свойственных парку функциональных зон. Парковый ансамбль как динамическая система требует постоянного внимания и продуманного ухода. Сейчас можно с полным основанием сказать, что памятник природы и культуры Александрия обретает вторую молодость, даруя человеку прекрасную гамму эмоциональных и эстетических переживаний.

1 58618

Фото Александровского сада

Адрес:

Александровский сад - Москва, Александровский Сад

Станция метро:

Александровский Сад, Боровицкая, Библиотека им. Ленина

Как добраться:

В самом центре столицы, рядом с находится небольшой кусочек рая, парк невероятной красоты – Александровский сад. В этом месте можно насладиться великолепием ухоженных деревьев, кустарников и газонов, полюбоваться причудливыми фонтанами, почувствовать нежный аромат свежей травы и цветков.

Гармоничное переплетение древней истории и природы, величественной архитектуры и душевной атмосферы – все это завлекает в Александровский сад и всегда завораживает посетителей.

Александровский сад разместился за Иверскими воротами на склонах Боровицкого холма и протягивается вдоль западной кремлевской стены: от Площади Революции до Кремлевской набережной.

Когда-то давно здесь протекала речка , со стороны Красной Площади – был обустроен ров, который соединял Неглинную с Москва-рекой. Таким образом, Кремль со всех сторон был окружен водой, что превращало его в неприступную для врагов крепость.

Но со временем побережье реки начало обваливаться, зарастать растениями, на берегу Неглинной стали строить бытовые сооружения – все это существенно портило вид. После окончания Отечественной войны 1812 г. когда после пожара началось восстановление Москвы, Император Александр I решил засыпать ров, реку Неглинную заключить под землю, а на образовавшемся месте разбить сады.

Изначально парк именовался Кремлевскими садами и только после коронации Императора Александра II (1856 г.) его начали называть Александровские сады. При этом ранее говорили именно «сады», а не «сад». Дело в том, что сам Александровский сад – это три сада, задуманные в едином ландшафтном стиле

Верхний сад , длиной в 350 м, открыт в 1821 г. (тянется от Площади Революции до Троицких Ворот).

Средний сад , который открыт в 1822 г., имеет в длину около 382 м и пролегает от Троицких до Боровицких Ворот.

Самый короткий сад – Нижний (132 м), открыт в 1823 году и тянется от Боровицких Ворот до самой Кремлевской набережной.

В Нижнем саду отсутствуют прогулочные аллеи, в Верхнем и Среднем садах расположены три аллеи, которое тянутся параллельно Манежной Площади и Кремлевской стене. Между ними на газонах высажено большое количество деревьев и декоративных кустарников, а на ухоженных клумбах с весны по осень посетителей радуют многочисленные цветы.

В процессе реставрации Манежной площади в 1996 году, вдоль забора Верхнего сада был возведен искусственный водоем со скульптурами и фонтанами, который имитирует русло речки Неглинная.

Главный фонтан искусственного водоема – «Гейзер». Такое название он получил за струи, которые выстреливают ввысь подобно гейзерам.

Четыре бронзовые лошади, размещенные на том же водоеме, именуются «Четыре времени года».

В искусственном русле реки Неглинная находятся также скульптуры разнообразных героев сказок: от спящей девы-русалки до Ивана-царевича с лягушкой.

Могила Неизвестного солдата

В 1967 году, в честь 25 годовщины победы над немецко-фашистскими войсками под Москвой, на территории Верхнего сада был создан архитектурный мемориальный ансамбль – Могила Неизвестного солдата. Здесь были перезахоронены останки неизвестных красноармейцев, которые пали смертью храбрых в 1941 году в Московской битве.

На надгробной плите установили бронзовую композицию, которая состоит из солдатской каски, лавровой ветви и боевого знамени.

В самом центре мемориала находится ниша из лабрадорита, на которой выбита надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Слева от могилы находится стена, сделанная из шошкинского малинового кварцита с надписью: «1941 Павшим за Родину 1945».

С правой стороны от могилы находится гранитная аллея с отдельными блоками, сделанными из темно-красного порфира. На каждом из блоков – наименование города героя, чеканное изображение «Золотой звезды», а внутри блоков – капсулы с землей городов-героев.

Возле мемориала горит «Вечный огонь», который был доставлен с Марсового поля из Ленинграда.

К 50-летию со дня победы в Великой Отечественной войне напротив входных ворот сада был установлен памятник маршалу Советского Союза Георгию Жукову.

На сегодняшний день Могила неизвестного солдата – традиционное место посещения туристов и новобрачных.

Одной из достопримечательностей парка, которая напоминает о военном триумфе, являются массивные чугунные ворота, через которые можно попасть в Александровский сад со стороны Исторического музея.

Грот «Руины»

В 1841 году у самого основания Средней Арсенальной башни, в центре Верхнего сада, был возведен грот «Руины» (автор проекта – О.И. Бове) – полукруглая арка из черного гранита и красного кирпича, внутри – ворота из мрамора с четырьмя массивными колоннами.

При оформлении грота в качестве строительного материала Бове использовал обломки московских домов, разрушенных французской армией, а также в большом количестве каменные ядра, которые лежали в Кремле и в былые времена использовались вместо чугунных ядер.

В южной части грота «Руины» есть лестница, которая ведет на площадку со скульптурами двух львов.

Памятник-обелиск

В 1913 году в память 300-летия царствования Романовых возле главного входа в сад был установлен памятник-обелиск.

Заостренный сверху четырехгранный обелиск венчал двуглавый орел, ниже – лев с мечом и щитом, далее герб Романовых, имена Романовых, гербы княжеств и губерний Российской Империи.

По окончанию Октябрьской революции обелиск было решено не сносить, а по инициативе В.И. Ленина полностью переделать: убрать символику царя, а имена Романовых заменить именами выдающихся мыслителей-социалистов и революционеров.

Так, герб Романовых и гербы губерний страны были заменены шаром, а обелиск был украшен рельефным орнаментом с надписями: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» и «РСФСР» и получил название Обелиск «Борцам-мыслителям».

В 1966 году обелиск переместили в центральную часть Верхнего сада рядом с гротом «Руины».

После реставрации в 2013 году, обелиск предстал перед москвичами в первозданном виде.

Памятник Патриарху Гермогену

Памятник патриарху Гермогену – скульптура из бронзы на массивном мраморном постаменте, установлена в мае 2013 году в память о Патриархе Гермогене, чья роль в истории России в Смутное время близка по значимости роли Минина и Пожарского.

По двум сторонам постамента расположены бронзовые барельефы, на которых изображены: сцена избрания М. Романова царем Руси; сцена изгнания Патриархом Гермогеном бояр, которые просили у него благословения перейти в подданство Владиславу – польскому королевичу.

Позади памятника, на отдельно расположенном постаменте расположена надпись, которая повествует об истории создания скульптуры.

Кутафья башня

Единственной сохранившейся отводной башней-стрельницей Московского Кремля является , которая находится перед Троицким мостом, напротив Троицкой башни. Высота Кутафьей башни всего 13,5 м. Возведена башня в 1516 году.

Невысокая, окруженная рекой Неглинной и рвом, с единственными воротами, которые при опасности закрывались подъемным мостом, башня была грозным препятствием для тех, кто осаждал крепость. У башенных ворот до сих пор можно обнаружить щели для подъемных механизмов.

Свой сегодняшний вид Кутафья башня получила в конце XVII века, когда ее было решено украсить ажурной короной с отдельными белокаменными деталями.

На данный момент Александровский сад является одним из самых любимых мест отдыха москвичей и гостей столицы.

Парк Александрия – это дворцово-парковый ансамбль, расположенный восточнее Нижнего парка Петергофа , а своей северной частью выходящий на берег Финского залива. С 1830 по 1917 годы парк Александрия был резиденцией четырех поколений династии Романовых.

Свое название ансамбль получил в честь первой его владелицы – императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Парк Александрия входит в музейный комплекс Петергофа .

Земли, расположенные восточнее Нижнего парка, в начале XVIII века принадлежали Алексею Меншикову, который начал здесь строить дворец Монкураж, что в переводе с французского означает «Моя отвага». В 1727 году фаворит Петра Первого попал в опалу, его дворец так и не был достроен и вскоре земли Меншикова были переданы князьям Долгоруким.

Впрочем, Долгорукие совсем не заботились о земле и в 1733 году владелицей этой территории стала Анна Иоановна, решившая устроить здесь Охотничий парк, куда завезли оленей, буйволов и кабанов, зайцев и даже тигров.

В верхней части парка был построен загон для зверей, а рядом с Финским заливом - деревянный павильон Темпель, из которого императрица стреляла по животным, выпускаемым из загона.

В 70-х годах XVIII века в качестве летней резиденции царская семья все чаще выбирала Царское село и постепенно Охотничий парк приходит в упадок. Дворец Монкураж превратился в руины, а павильон Темпель был разобран.

С приходом к власти Николая I эти земли становятся собственностью его супруги Александры Федоровны, которая решила создать здесь садово-парковый ансамбль.

В 1826 году в верхней части парка по проекту архитектора Адама Менеласа, приехавшего из Шотландии еще при Екатерине II, началось строительство дворца. В 1829 году, когда основные работы были завершены, Николай I приказал назвать парк Александрией в честь своей супруги.

В это же время, по просьбе императора, был утвержден герб парка в виде варяжского щита на голубом фоне, на котором изображен золотой меч, пропущенный сквозь венок из роз и выполнена надпись золотыми буквами: «За веру, царя и Отечество».

Созданием романтичного пейзажного парка в течение 20 лет занимался садовый мастер Петр Эрлер.

Парк Александрия состоит из верхней террасы, где расположены все основные постройки – Коттедж , Фермерский дворец и Капелла , а также прибрежной части, где разместилась Нижняя дача Николая II.

Нижняя дача

В нижней части парка Александрия, в северо-восточном ее углу, на берегу моря находился четырёхэтажный дворец Николая II - Нижняя дача.

Строение было создано в середине 80-х годов XIX века архитектором Антонием Томишко, а через 10 лет он же построил для детей пристрой к павильону.

В Нижнем дворце родился единственный сын Николая II Алексей. Здесь же император подписал манифест о вступлении России в Первую мировую войну.

После революции в здании был создан музей, но вскоре его закрыли, отдав строение под пансионат НКВД.

Постройки в парке Александрия выполнены в готическом, а не в парадном стиле, что придает очарование ансамблю и подчеркивает их частный характер.

Режим работы парка Александрия - лето 2019

  • Ежедневно с 9:00 до 22:00
  • Кассы работают до 17:00. Вход в парк после 17:00 бесплатный

Стоимость билетов в парк Александрия - лето 2019

  • Для граждан России
    • взрослые - 200 руб.
    • дети до 16 лет и пенсионеры - бесплатно
    • школьники (с 16 лет) и студенты - 100 руб.
  • Для граждан СНГ
    • взрослые - 200 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно
  • Для иностранных граждан
    • взрослые - 300 руб.
    • дети до 16 лет - бесплатно

Парк Александрия в Петергофе был любимой дачей Романовых, где можно радоваться солнцу и цветам, рощам и просторам лугов, солнцу и бездонному небу. Это образец парка пейзажного стиля, являющийся выдающимся памятником русской ландшафтной архитектуры XIX века.