Главная · Что потом? · Павловский посадвоскресенская церковь. Достопримечательности Павловского Посада. Церковь Воскресения Словущего (Воскресенский Собор) Воскресенский собор павловский посад

Павловский посадвоскресенская церковь. Достопримечательности Павловского Посада. Церковь Воскресения Словущего (Воскресенский Собор) Воскресенский собор павловский посад

/ Е.В. Жукова. Храмы Павловского Посада в начале ХХ века

Е.В. Жукова

Храмы Павловского Посада

в начале ХХ века

С 1991 года в Москве возобновлен выпуск «Московского журнала», основанного еще Н.М. Карамзиным. Журнал имеет историко-краеведческое направление, печатаются в статьи о Москве и ее окрестностях, а также материалы из истории других мест России. В сентябрьском номере «Московского журнала» за 2008 год была напечатана статья павловопосадского краеведа Е.В. Жуковой «Храмы Павловского Посада в начале ХХ века».

К началу двадцатого века в городе имелось несколько храмов. Это, во-первых, собор Воскресения Христова, основанный «в незапамятные времена». История храма, действительно, насчитывает много веков, об этом свидетельствует небольшая часовня, надпись на которой гласит, что здесь, на Дмитровском погосте, был построен первый деревянный храм во имя святого великомученика Дмитрия Солунского московским князем Дмитрием Иоанновичем Донским во время его владения Вохонской волостью. Со временем деревянная церковь Х IV века пришла в ветхость, и в начале ХVIII века на Дмитровском погосте был возведен новый каменный храм, престолы которого посвящались празднику Воскресения Христова, великомученику Дмитрию Солунскому и преподобному Сергию Радонежскому.

В ХIХ веке храм Воскресения Христова перестраивался и благоукрашался трудами павловских купцов Д.И. Широкова, Я.И. Лабзина, В.И. Грязнова и других. К началу ХХ века это был красивейший пятиглавый белокаменный собор с высокой изящной ампирной колокольней, звон колоколов которой слышался за много верст. В 1844 году п ри Воскресенской церкви была устроена богадельня, средства для которой – три тысячи рублей серебром – были пожертвованы богородским купцом второй гильдии Давыдом Ивановичем Широковым. При храме действовала церковно-приходская школа. Активное участие в подготовке церковных праздников принимало общество хоругвеносцев собора. Службы вели четыре священника, несколько диаконов, замечательно пел хор Воскресенского собора, который считался одним из лучших церковных хоров в Московской губернии.

«Воскресенский храм по своему благолепию может считаться одним из лучших провинциальных храмов, – писал в 1900 году автор книги о церквах Павловского Посада псаломщик Воскресенского собора Тихон Троицкий. – Павловцы исстари отличались своею набожностью, любили церковное благолепие и на это не жалели своих собственных средств. Эта характерная черта прежних павловцев по наследию перешла ко всем настоящим прихожанам, которые с еще большим усердием продолжают дело их предков».

Церковь Воскресения Христова являлась приходской не только для жителей посада, но и для крестьян множества окрестных деревень. В воскресные и праздничные дни на службы съезжались тысячи людей.

Покровско – Васильевская церковь первое время называлась кладбищенской, потому что построена она была в самом деле при кладбище на самой окраине посада. Строительство двухэтажной церкви началось в 1870 году купцом Яковом Ивановичем Лабзиным, церковь возводилась на могиле известного благочестивой жизнью купца Василия Грязнова, которого многие современники считали за святого человека и который впоследствии действительно был канонизирован. В 1874 году престолы нижнего храма были освящены во имя святого Василия Исповедника, в верхнем этаже – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, Всех святых и святой великомученицы Акилины.

Церковь долго не имела своего причта и считалась приписной к собору Воскресения Христова. При храме образовалась женская община, были построены монастырские корпуса, стены. Все содержание общины, обеспечение ее средствами, землей взяли на себя фабриканты Лабзины и Грязновы, потомки известных купцов и владельцы платочной мануфактуры. Сами послушницы занимались садово-огородным хозяйством, рукоделием. При общине содержалась церковно-славянская школа и детский приют. В 1903 году женская община Покровско – Васильевского храма была преобразована в монастырь. Из Правительствующего синода поступил указ его императорского величества Николая II: «Согласно представления Преосвященного Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священно-архимандрита, в коем объясняется, что Покровско-Васильевская женская община преобразована в женский общежительный монастырь того же наименования, приказали: монахиню Покровско-Васильевского женского общежительного монастыря Московской епархии Алевтину назначить настоятельницею сего монастыря с возведением ее в сан игуменьи, и потомственных почетных гражданок Анну Елагину, Ольгу и Наталью Лабзиных во внимание к постоянным заботам их о благоустройстве Покровско – Васильевского женского монастыря утвердить в звании попечительниц сего монастыря».

В монастырь поступали женщины из павловопосадских семейств, крестьянки из деревень Московской и Владимирской губерний. Количество насельниц Покровско – Васильевского монастыря составляло 150 человек.

Церковь святого Николая Чудотворца была построена в 1902 году при станции железной дороги. Строительством церкви и сбором средств занимался станционный инженер Сергей Викторович Певницкий. Храм был освящен во имя святого Николая Мирликийского, который является покровителем всех плавающих и путешествующих. Приезжающие в Павловский Посад пассажиры железнодорожных поездов уже издали видели высокую светлую колокольню нового храма. Завершив строительство церкви, С.В. Певницкий решил построить школу, так как, по его словам, «только школа и церковь, взаимно дополняя друг друга, могут воспитать настоящих граждан – истинных сынов Церкви, Царя и Отечества». Средства на строительство школы отпустило железнодорожное начальство и городское общественное управление. В школе обучались дети станционных служащих, жителей посада и окрестных деревень. Священник Никольского храма о. Александр Воскресенский широко занимался общественной деятельностью. В день празднования 50-летия освобождения крестьян, 19 февраля 1911 года, в храме была отслужена панихида по царю-освободителю. При храме было организовано Общество трезвости, которое возглавил сам отец Александр. Священник устраивал лекции на религиозно-нравственные темы, экскурсии в окрестные монастыри. В воскресные и праздничные дни в храме при станции Павлово служились молебны святому Николаю с чтением ему акафиста.

Население Павловского Посада в конце ХIХ века быстро увеличивалось, этому способствовало чрезвычайное развитие промышленности, приезжавшие в посад на заработки крестьяне большею частью оставались здесь навсегда. В начале ХХ века на несколько означенных храмов приходилось вместе с приписными к приходскому Воскресенскому храму крестьянами окружных деревень и фабричными рабочими 35 000 человек. Во время служб храмы Павловского Посада были переполнены молящимися.

В 1902 году жители города обращались к московскому губернатору: « ПОМОГИТЕ, ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО, в устроении храма, нужда крайняя в другом храме, что наблюдалось в Светлое Воскресенье и Святую Пасху, теснота страшная, многие не вмещаются в церковь и стояли снаружи». Павловские прихожане отправили и в Епархиальное ведомство прошение, в котором было изложено, что церковь предполагается строить за их, прихожан счет, в случае недостаточности средств они просят разрешения на сбор пособий от христолюбивых жертвователей для сооружения и постройки приходской церкви, сбор средств и все дела доверяют вести Ф.П. Манаеву, что и подтверждают «своим рукоприкладством».

Купец Федор Порфирьевич Манаев – был городским старостой и, безусловно, известным в городе человеком. Ф.П. Манаев состояла почетным старшиной Ведомства учреждений Императрицы Марии и директором Павловского детского приюта, который содержал на собственные средства. Приютские дети в количестве ста человек едва могли попасть на церковную службу в переполненный храм. Ф.П. Манаев задумывался о строительстве приютского храма.

А между тем произошло событие, поразившее даже сознание современников, об этом писали в газетах. Директор фабрики Лялина в городе Дмитрове Петр Дмитриевич Долгов перед смертью своей огромные суммы завещал на благотворительность. Он был родом из крестьян деревни Игнатьево. В юности ушел из деревни и много лет работал в Москве сначала приказчиком, потом доверенным разных солидных фирм, а последние тридцать лет был директором крупной фабрики. П.Д. Долгов нажил крупное состояние, но жил скромно, отказывая себе в самом необходимом, а после смерти оставил в банке Павловского Посада капитал в 300 000 рублей. Жене Долгов назначил пожизненную ренту, некоторые суммы родственникам, а остальные деньги отказал церквам, монастырям на помин души, а также завещал значительные суммы на устройство благотворительных учреждений Павловского Посада и Дмитрова. Для того, чтобы нам понятно было, что такое триста тысяч рублей в России в начале двадцатого века, поясним, что пять тысяч рублей – это примерная стоимость двухэтажного каменного дома в Павловском Посаде, такого, как дом купца Широкова. Именно такая сумма – пять тысяч рублей – в завещании Петра Дмитриевича Долгова предназначалась для строительства приютской церкви.

На средства П.Д. Долгова при содействии других благотворителей в Павловском Посаде на Павловской улице была выстроена каменная двухэтажная пятиглавая церковь с тремя престолами: во имя Казанской Божией Матери, Всех Святых, Святого Петра, Епископа Александрийского. 25 мая 1906 года в день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны состоялся чин закладки и освящения престола.

Новую церковь стали называлась в народе «Манаевской» – по имени строителя Федора Порфирьевича Манаева.

В ближайших пригородах Павловского Посада в начале двадцатого века было построено еще несколько храмов: в деревне Городок на средства фабрикантов братьев Кудиных была построена Вознесенская церковь и в деревне Филимоново на средства фабриканта А.Е. Соколикова была построена Никольская церковь в память 300-летия дома Романовых.

После революции все храмы города закрыли, разорили монастырь. Печальнее всего оказалась судьба Никольской церкви при станции. В здании располагался сначала клуб железнодорожников, потом что-то еще, а в девяностые годы на месте храма построили новый автовокзал.

Казанская церковь тоже много претерпела, здание было изуродовано настолько, что когда в девяностые годы мы с московским архитектором А. Д.Тверитиновым делали описания павловских памятников, он едва мог поверить, то вот это странное, совершенно обезглавленное сооружение и есть храм. Обошли здание вокруг, нашли алтарные выступы. Потом поискали документы: точно, храм, старушки правду говорили.

Воскресенский собор разрушался много лет, долго стоял в руинах пока не рухнул окончательно. Говорили, что его взорвали. Погиб богатейший архитектурный и исторический памятник.

Но колокольня устояла, она одиноко возвышалась над городом посреди пустыря, на котором паслись козы. Уроженец здешних мест, поэт Олег Чухонцев писал:

Старинные часы на колокольне никогда не останавливались. Прошло еще сколько-то лет. Оставшиеся церковные строения, руины передали верующим. Идут восстановительные работы. Но это уже совсем другая история.

Храм Воскресения Христова ведёт свою историю от первого в окрестностях села Вохна (ныне город Павловский Посад) деревянного храма, который был возведён над рекой Вохонкой святым благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1340 по 1389 гг. и освящён во имя великомученика Димитрия Солунского.

В XV в. на этом же месте был построен ещё один храм - во имя великомученика Георгия Победоносца с устроенным позже, в XVII веке, приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. Во времена Смуты деревянные храмы уничтожались иноземцами, и в писцовых книгах за 1665 г. на прежнем месте упоминается лишь одна новая церковь Воскресения Христова.

В 1703 году началась постройка каменной Воскресенской церкви с двумя приделами во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. В 1710 году новый храм был освящён.

В 1784 г. в семье псаломщика Воскресенской церкви Димитрия Егорова родился сын Илларион (монашеское имя - Иннокентий), ставший впоследствии известным архиереем и богословом, борцом с мистицизмом - популярным увлечением в светских кругах того времени. В 2000 году на юбилейном архиерейском соборе он был прославлен как святитель Иннокентий Пензенский.

В 1838-1839 гг. к основному зданию храма были пристроены трапезнаяи колокольня. Впоследствии церковь неоднократно расширялась, в результате чего она могла вмещать до 5 тыс. человек. На сегодняшний день 58-метровая колокольня - это всё, что сохранилось из всего храмового массива.

Начиная с петровских времён в штате храма состояло не менее 3 священников. С 1860 по 1869 гг. старостой храма был один из основателей Павловской платочной мануфактуры Василий Иванович Грязнов, прославленный в 1999 году как местночтимый святой Московской епархии - праведный Василий Павлово-Посадский. Он же явился инициатором учреждения Покровско-Васильевского монастыря. Его компаньон и родственник Иаков Иванович Лабзин перенял у него должность старосты Воскресенской церкви и также много потрудился для благоукрашения храма.

За своё величие храм часто назывался в народе собором. Он славился своим хором и колокольным звоном. В 1887 г. при соборе было учреждено Общество хоругвеносцев.

В 1891 г. на колокольне были установлены часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий, в том числе «Боже, Царя храни». Куранты эти являются достопримечательностью Павловского Посада, за их исправным ходом наблюдает мастер из династии часовщиков.

В послереволюционный период во время гонений на Церковь многие из священников храма приняли мученическую кончину. Одним из них был священномученик Алексий Воробьёв. Он служил в соборе с 1930 по 1935 гг.

В 1936 г. Советской властью храм был передан живоцерковникам-обносленцам, а в 1939 г. он был окончательно закрыт. Попытки горожан получить разрешение на открытие храма в 1944 г. потерпели неудачу.

Огромное здание собора использовалось под склад зерна, позже - радиодеталей завода «Экситон». В конце 50-х гг. после обрушения купола храма в результате взрыва кислородных баллонов, складировавшихся внутри здания, Воскресенский собор был снесён. Уцелевшая колокольня с маленькой крестильней послужила пристанищем для местного краеведческого музея. Изображение соборной колокольни часто стало использоваться как символ города.

В 1998 году тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви. В храме начали совершаться богослужения.

В 2002 г. в храм Воскресения Христова (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель, и приход начал свою самостоятельную жизнь.

Местная религиозная организация православный приход Воскресенского храма г. Павловского Посада Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви

142500, Московская область, г. Павловский Посад, ул. Мира, д.1

р/с 40703810103620141342 в Ногинском филиале Банка «Возрождение» (ОАО), г. Москва

к/с 30101810900000000181

ИНН 5035023632

КПП 503501001

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению -
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Храм Воскресения Христова

    Павловский Посад.

    Часы на колокольне Воскресенского собора напоминают о протоиерее Павле Петровиче Доброкпонском (1828-1909), который в течение 56 лет служил в Воскресенском храме Павловского Посада. Эти часы установлены его усердием.

    В 1927 г. в Павловский Посад приезжал епископ Серафим (Силичев Леонид Кузьмич, 1892-1937). Он родился 16 мая 1892 г. в Воронежской губернии в г. Бирюч. Он происходил из купеческой семьи, в раннем детстве уехал с родителями в Донбасс, где его отец служил конторщиком, а позднее бухгалтером.

    12 марта 1922 г. рукоположен во епископа Павлоградского, викария Екатеринославской епархии, временно управлял Ростовской (на Дону) епархией. В том же году уклонился в обновленчество и был епископом Павлоградской обновленческой епархии.

    2 июня 1924 г., после покаяния, принят в лоно Русской Православной Церкви, арестован в Екатеринославе, в 1924-1925 гг. - епископ Сызранский, управлявший Симбирской епархией.

    В 1925-1926 гг. Серафим - епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии.

    С 15 июня 1926 г. по 5 июля 1927 г. - епископ Подольский, викарий Московской епархии. Определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) епископу Подольскому Серафиму поручена управление Богородским, Бронницким, Звенигородским и Орехово-Зуевским викариатствами.

    В 1927 г. епископ Серафим жил в Богородске, по другим источникам - находился там в ссылке.

    В июле 1927 г. епископ Серафим отбыл из Богородска.

    С 5 июля 1927 г. он исполнял должность епископа Азовского, викария Ростовской (на Дону) епархии, с 1927 по 1929 г. - епископ Ростовский и Таганрогский.

    5 января 1932 г. осужден на 3 года исправительных или, как говорили в народе, - «истребительно»-трудовых лагерей с конфискацией имущества по обвинению в «участии в церковно-монашеской нелегальной группе, распускавшей провокационные слухи».

    С 1934 по 1935 г. - архиепископ Свердловский, с 1935 по 1936 г. - архиепископ Саратовский.

    28 марта 1936 г. арестован, приговорен к 7 годам заключения в лагере, 15 сентября 1937 г. расстрелян в Саратове.

    С епископом Серафимом в Павловский Посад приезжал известный всей Москве протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров (1870-1951). Его запечатлел художник Павел Дмитриевич Корин в картине «Русь уходящая». Михаил Кузьмич родился в с. Гребнево в семье священника. Окончил семинарию в 1891 г., а также вокальные курсы при филармонии.

    С 1910 по 1929 г. служил диаконом в Никитской церкви на Басманной в Москве.

    С 1934 г. до своего ареста в 1938 г. (с 1939 г. в ссылке) он служил в храме Св. Духа в с. Пушкино.

    С 1943 г. по 1951 г. служил в церкви апостола Филиппа на Арбате в Москве.

    В ноябре 1930 г. настоятелем Воскресенского собора был назначен будущий священномученик Алексей Воробьев. Он родился в 1888 г. в Вятской губернии, был послушником в Иоанно-Предтеченском монастыре в Казани, был под духовным попечением великого подвижника и молитвенника схиархимандрита Гавриила (Зырянова).

    В 1911 г. Алексея призвали на военную службу. Во время Первой мировой войны он служил ездовым в 24 пехотной дивизии.

    В 1920 г. Алексей приехал в Москву, где служил кладовщиком. Живя в Москве, он окончил пастырские богословские курсы и 26 июня 1921 г. был рукоположен во священника в Московский Александро-Невский храм, через год назначен в с. Селинское Клинского уезда.

    В 1922 г. епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал власть обновленческого Высшего Церковного Управления, о. Алексию предлагали присоединиться к обновленцам, но он оставался верен законному главе Русской Православной Церкви - Святейшему Патриарху Тихону .

    13 марта 1923 г. обновленческое Московское епархиальное управление утвердило решение обновленческого епископа Клинского Игнатия об увольнении и запрещении в служении о. Алексия. В с. Селинское был назначен Другой священник.

    В 1924 г. о. Алексий был арестован по обвинению в том, что без разрешения власти устроил в церкви г. Клина собрание верующих, на котором произносились агитационные речи о гонении советской властью православия. После пребывания под следствием в Бутырской тюрьме в Москве о. Алексий был приговорен к заключению на два года в концлагерь. После освобождения служил некоторое время в села под Уфой, а в 1930 г. был назначен в Воскресенский собор Павловского Посада.

    В 1931 г. возведен в сан протоиерея, в 1935 г. назначен благочинным Павловопосадского округа. В том же году Воскресенский собор был передан обновленцам, о. Алексий переведен в Троицкий храм с. Хотеичи (Орехово-Зуевского района) и в августе 1936 г. - в Вознесенскую церковь с. Городок. Его духовными чадами стали монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря . На новом месте служения он организовал церковный хор из молодежи.

    8 августа 1937 г. о. Алексий Воробьев был арестован и 20 августа того же года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

    19 февраля 1938 г. в церковной сторожке, где жил, при Воскресенском соборе Павловского Посада, был арестован обновленческий священник павловопосадского собора протоиерей Владимир Андреевич Горский (1875-1938). В то время улица, протянувшаяся от моста и мимо собора, называлась улицей Сталина. Владимир Горский родился в с. Митино Муромского района, в семье священника. Окончил Владимирскую духовную семинарию в 1896 г. В том же году был назначен псаломщиком в храм Рождества Богородицы в с. Орехово Покровского уезда) (ныне г. Орехово-Зуево). Обновленческий епископ Орехово-Зуевский, потом митрополит Тихон (Попов Тихон Дмитриевич) писал: «Протоиерей Горский в Павлово-Посаде боролся своим красноречием с местным Горсоветом в деле отстаивания существования собора в Павлово-Посаде.

    По ходатайству Павлово-Посадского РИКа, постановлением Президиума Мособлисполкома от 17 сентября 1935 г. № 2140 собор был закрыт.

    У стен собора были похоронены многие именитые павловопосадцы, некоторые из них были церковными старостами собора. В советское время все надгробные памятники вокруг стен собора были уничтожены.

    В 1944 г. верующие Павловского Посада подавали прошение о возвращении им собора и разрешении восстановить в нем богослужений, но власти им отказали. Здание храма использовалось как склад зерна, позднее как склад завода Экситон. После взрыва баллонов с кислородом, своды храма обвалились, в трапезной своды остались неповрежденными. В конце 1950-х гг. были разобраны и стены собора.

    До нашего времени дошла только соборная колокольня. В ней в советское время размещался краеведческий музей. В 1998 г. усилиями настоятеля и насельников Покровско-Васильевского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви, в колокольне причт монастырских храмов стал совершать богослужения.

    В 2002 г. оборудованная в колокольне церковь стала отдельным приходом.

    Один из домов священнослужителей Воскресенского собора сохранился на улице 1 мая (бывшая Купеческая). Возможно, это дом протоиерея Илии Попова (священника Воскресенского собора, в 1913 г. - законоучителя в женской гимназии), купленный им в 1908 г. На Купеческой улице стоял также дом протоиерея Иоанна Кроткова.

    Сын протоиерея Иоанна Кроткова, Михаил Иванович Кроткое получил образование в Московской духовной семинарии, почетный гражданин, имел чин губернского секретаря.

    В 1899 г. он был учителем при школе Товарищества мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова.

    В 1905 г. преподавал в школе грамоты при Павловском детском приюте Ведомства учреждений императрицы Марии.

    В 1907 г., 15 июня, Михаил Иванович Кроткое венчался с Екатериной Петровной Лебеданцевой, в 1905 г. начальница павловской женской прогимназии, позднее преобразованной в гимназию.

    В 1908 г. рукоположен во священника, законоучитель в Павловской одноклассной мужской школе.

    В 1913 г. - учитель в школе грамоты.

    В 1927 г. о. Михаил Кротков участвовал в богослужении, совершенном епископом Серафимом в Павловском Посаде.

    Купеческая улица соединяет Павловский Посад с д. Филимоново. Купеческая улица почти вся состоит из особняков, в основном жили павловские купцы. Дом № 7 по улице 1 мая был построен в 1861 г., принадлежал купеческой семье Щепетильниковых. Неподалеку стоит дом купца Ширина.

    С восточной стороны собора сохранилась улочка, на которой стоят лицом к собору деревянные дома причта, в которых жили многолюдные семьи павловопосадских священников, диаконов и причетников. С Соборной горы улочка красиво спускается к р. Вохне. На противоположной стороне Вохны прямо в створе улицы стоит Казанская церковь на Павловской улице.

    По всей Руси, как рассыпанное жемчужное ожерелье, стоят Православные храмы. Это не только средоточие Веры, но и Душа Русского человека. Трудно оценить значение храма в жизни простых людей…
    Нет двух похожих храмов в России. Каждый сам по себе. Красотой СВОЕГО храма гордились перед соседями. Для них всегда выбирали самые красивые места. И чтобы видно было за много вёрст…

    Продолжаем наше виртуальное путешествие по Подмосковью и знакомимся с Православной архитектурой.
    Сегодня Вы увидите храмы Павлово-Посадского района. И не только храмы. Здесь практически в каждом населённом пункте (!) есть уникальная традиция – своя часовня или часовенный столб. Такое в России я встречал только в соседнем Ногинском районе. Более – нигде. Похожие часовни есть много где, но чтобы в каждой деревне и селе…
    А начинается рассказ с районного центра Павловского Посада и города областного подчинения Электрогорска, который анклавом расположен на территории Павлово-Посадского района.

    Павловский Посад - Покровско-Васильевский мужской монастырь
    Женская богадельня на основанном в 1860 городском кладбище была открыта в 1885 на средства купца Я. И. Лабзина. В 1894 преобразована в женскую общину, в 1903 - в монастырь. Келейные корпуса и ограда выстроены в кон. XIX - нач. ХХ вв. Закрыт в 1920, занят общежитием, складами, машинно-тракторной станцией. Восстановлен в 1995 как мужской.

    Павловский Посад - Собор Покрова Пресвятой Богородицы в ПокровскоВасильевском мужском монастыре
    Двухэтажный шестистолпный кирпичный храм в псевдорусском стиле, увенчанный декоративным пятиглавием, с трапезной. Построен в 1870-1895, высокая шатровая колокольня пристроена в 1913. Сооружён на средства купцов Я. И. Лабзина и И. И. Грязнова в память В. И. Грязнова, первоначально кладбищенский, позже монастырский. В нижней церкви престол Василия Исповедника, в верхнем Покровском храме боковые приделы Всех Святых и мч. Акилины. Закрыт в 1931, служил складом. Открыт в 1989, отремонтирован.

    Павловский Посад – Церковь Андрея Рублёва в Покровско-Васильевском мужском монастыре
    Небольшая кирпичная одноглавая церковь очень простой архитектуры, поставленная слева от Святых ворот Покровско-Васильевского монастыря. Выстроена тщанием игумена Андрея (Тонкова) в 1994, в церкви ведётся чтение неусыпаемой Псалтыри.

    Павловский Посад - Церковь Иоанна Предтечи в Покровско-Васильевском мужском монастыре
    Новая кирпичная церковь, строящаяся примерно с 2008 справа от Святых ворот монастыря. Одноглавый четверик с боковыми двухэтажными крыльями, в которых планируется поместить библиотеку, музей и покои настоятеля.




    Павловский Посад - Церковь Михаила Архангела в Покровско-Васильевском мужском монастыре
    Новый храм в двухэтажном кирпичном корпусе с трапезной и кельями, строящемся примерно с 2008 в глубине территории монастыря. Внешне выделен главкой.

    Павловский Посад - Часовня Георгия Победоносца в Покровско-Васильевском мужском монастыре
    Кирпичный часовенный столб на хозяйственном дворе монастыря, сооружённый в кон. 1990-х - нач. 2000-х.

    Павловский Посад - Церковь Вознесения Господня, в Городково
    Кирпичная центрическая однокупольная церковь в псевдорусском стиле, выстроенная на средства фабрикантов Кудиновых в фабричном посёлке в 1906-1909. Боковые приделы Сергиевский и Димитрия Ростовского. Первоначально приписана к церкви в Уползах, затем самостоятельная. В кон. 1930-х закрыта, но в 1940-х вновь открыта.




    Старая звонница


    Строительство колокольни

    Павловский Посад - Церковь Воскресения Словущего
    Первоначальная небольшая пятиглавая кирпичная церковь с трапезной в XIX в. была полностью перестроена. В 1839 возведены новая трапезная с Дмитриевским и Сергиевским приделами и высокая колокольня в стиле ампир. В 1850 четверик самой церкви, перестроенной в стиле позднего классицизма, надстроен световой ротондой, в 1860 приделы из трапезной вынесены на восток, по сторонам главного храма, а в 1875 над трапезной поставлен декоративный купол. Храм был закрыт ок. 1936, снесён в нач. 1950-х, уцелела только его колокольня. В 1998 колокольня и пристроенный к ней в 1967 дом музея переданы верующим, в музейном помещении оборудован храм.

    Павловский Посад - Церковь Иконы Божией Матери Казанская
    Пятиглавая постройка простой архитектуры, церковь при открытом в 1895 Павловском детском приюте, устроенном купцом Ф. П. Манаевым. Сооружена на средства, завещанные купцом П. Д. Долговым. Боковые приделы Всехсвятский и Петра Александрийского. Закрыта в 1930-х, венчания сломаны. Служила домом пионеров, конторой. Открыта в 2003, реставрируется.






    Павловский Посад - Церковь Николая Чудотворца, в Филимоново
    Домовая церковь в двухэтажном каменном здании церкви-школы, построенном в неоклассическом стиле на средства фабриканта А. Е. Соколикова в честь 300-летия Романовых. Закрыта в 1920, занята школой, затем СМУ. Вновь открыта в 1999, отремонтирована.

    Павловский Посад – Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
    Деревянная церковь в псевдорусском стиле была выстроена в Корнево окружнической общиной при помощи А. И. Морозова в 1916. В годы советской власти она не закрывалась, но в 1993 сгорела. На её месте построена кирпичная пятиглавая церковь простой архитектуры.







    Павловский Посад - Домовая церковь при школе "Славянофил"

    Павловский Посад - Часовня в память 1812 года
    Кирпичная пятиглавая шатровая часовня-памятник в память Отечественной войны 1812 года. В 1812 недалеко от Павловского Посада в ночь на Покров состоялся бой местных ополченцев с французскими фуражирами. В память об этом была построена часовня в 1911-1912 недалеко от места старой деревянной часовни, приписана к Воскресенскому собору. Сломана в 1932. Восстановление часовни по проекту 1911 планировалось с 1990-х, строительные работы начаты в 2007 и в настоящее время близки к окончанию.

    Павловский Посад - Часовня Дмитрия Солунского
    Небольшой кирпичный часовенный столб у места Воскресенского храма, поставленный в память прежде бывших тут храмов.

    Павловский Посад - Часовня Илии Пророка в Назарово
    Кирпичный двухъярусный часовенный столб. В прошлом деревня Назарово относилась к приходу Воскресенского собора в Павловском Посаде.

    Павловский Посад - Часовня Покрова Пресвятой Богородицы в поселке им. Калинина
    Деревянный часовенный столб, сооружённый в 2007. Приписан к церкви в Городково.

    Павловский Посад - Часовня в Степурино
    Каменный часовенный столб на улице включенной в городскую черту деревни Степурино.

    Павловский Посад - Часовня Серафима Саровского
    Часовня-киот оригинальной конструкции, выполненная в виде арки с иконами, имеющей щипцовое завершение и поставленной над крестом. Сооружена в 2009-2010.

    Павловский Посад - Часовня Петра и Павла
    Прежде существовавшая часовня сломана в 1930-х. Ныне существующая глухая кирпичная восьмигранная часовня с шатровым завершением сооружена на её месте в 2006 попечением семьи Федотовых.

    Электрогорск - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
    Небольшая деревянная клетская церковь с шатровой колокольней, неплохая стилизация под памятники XVII в. Построенная на время подготовки и постройки Всехсвятского храма. Приставной престол Кирилла и Мефодия.





    Электрогорск Всех - Церковь Святых, в земле Российской просиявших
    Строительство церкви в пос. Электропередача было начато в 1912, но не окончено. В нач. 2010-х начато возведение большого кирпично-блочного храма с шатровым завершением.


    Фундамент храма

    Электрогорск - Часовня
    Часовня на въезде в город в память находившейся здесь с августа 1941-го по июль 1945-го полевой артиллеристской снаряжательной мастерской (ПАСМ-22) поставлявшей фронту боеприпасы.

    Аверкиево - Церковь Троицы Живоначальной
    Каменная одноглавая церковь в псевдорусском стиле с боковыми приделами и шатровой колокольней. Построена в 1911-1915 гг. архитектором Башкировым В. Н. на средства обер-прокурора Синода А. Д. Самарина. Приделы Александро-Невский и Никольский. Закрыта в кон. 1930-х, к кон. ХХ в. заброшена. Открыта в 1993, ремонтируется.









    Алексеево - Часовня
    Кирпичный часовенный столб, сооружённый в нач. 2000-х.

    Алексеево (снт Луговина) - Часовня
    Кирпичный ярусный часовенный столб. Сооружён в сер. 2000-х на краю территории садового товарищества.

    Алфёрово - Часовня
    Деревянный часовенный столб, завершенный четырехскатной кровлей с луковичной главкой. Деревня относится к загарскому приходу.

    Андреево - Церковь Иконы Божией Матери Отрада и Утешение
    Деревянная клетская церковь простой архитектуры, сооруженная на территории Московской областной психиатрической больницы № 15. Внешне окончена, ведется внутренняя отделка.

    Большие Дворы – Старообрядческая церковь Рождества Христова в Андроново
    Деревянный молитвенный дом старообрядцев-неокружников. Моленная была закрыта в 1938, но в 1947 вновь открыта, уже как окружническая.




    Большие Дворы - Часовня
    Кирпичный часовенный столб, построенный по проекту 1883, не сохранился. В 2000-х построен новый невысокий деревянный часовненый столб, завершенный кокошником с крестом.

    Борисово – Часовня Иконы Божией Матери Тихвинская
    Кирпичный часовенный столб, завершенный четырехскатным шатром с главкой. Входит в заозерский приход.

    Бразуново - Часовня
    Кирпичный часовенный столб, построенный по проекту 1916, не сохранился. В нач. 2000-х построен новый кирпичный часовенный столб, завершенный низким шатриком с луковичной главкой. Деревня относилась к загарскому, а с 1910-х - к аверкиевскому приходу.

    В Бывалино в последние годы вырос целый церковный комплекс

    Бывалино - Церковь Иконы Божией Матери Казанская
    Каменная пятиглавая церковь (1862-1882 гг.) в псевдорусском стиле, близкая к типовым, с трапезной и шатровой колокольней. Главный престол Казанский, в трапезной Никитский (1876) и Ильинский (1873) приделы. Закрыта в кон. 1930-х. Открыта в 1991, отремонтирована.







    Бывалино - Церковь Серафима Саровского
    Небольшая зимняя церковь - прямоугольная постройка 2000-2002 гг. с низким шатром с главкой, выстроенная рядом с Казанским храмом.

    Бывалино - Часовня из металла "Весы детской беспризорности"

    Бывалино - Часовня Илии Пророка (1-я)
    Каменный часовенный столб на дворе Казанской (Никитской) церкви. Построен примерно на месте, старого, существовавшего с XVIII в. на месте престола прежней церкви.

    Бывалино - Часовня Илии Пророка (2-я)
    Каменный часовенный столб в деревне Бывалино, примыкающей к Никитскому погосту. Был выстроен в память события 17.10.1888. В настоящее время выстроен новый.

    Быково - Часовня
    Кирпичный часовенный столб с ярусным завершением. Деревня в прошлом относилась к воскресенскому павлово-посадскому приходу.

    Васютино - Церковь Николая Чудотворца
    Каменная церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней, выстроенная в 1787 г. в духе провинциальной архитектуры. В трапезной Сергиевский придел. Закрыта в кон. 1930-х, использовалась как жилье, склад, затем брошена. Открыта в 1990, отремонтирована.




    Васютино Часовня в Васютино
    Пятиглавая часовня в псевдорусском стиле в юго-западном углу церковной ограды. Выстроена в память события 17.10.1888 на средства купцов Соповых. В 1930-х закрыта, заброшена, в 1990-х отремонтирована.

    Власово - Часовня
    Кирпичный часовенный столб 1909 г., построенный крестьянином А. И. Тарасовым. Был приписан к церкви в Троице-Чижах. Отремонтирован в 2004.

    Гаврино - Часовня Иоанна Предтечи
    Кирпичный часовенный столб с полуциркульными завершениями граней, увенчанный шатром с главкой. Построен в 2010 по инициативе семьи Корягиных, освящен 12.09.2010. Входит в заозерский приход.

    Грибаново - Часовня Иконы Божией Матери Казанская
    Новая кирпичная одноглавая часовня, хороший пример неорусского стиля в современном храмовом зодчестве.

    Дальняя - Часовня
    Кирпичный часовенный столб под шатровой кровлей нач. ХХ в. Был приписан к церкви в Никольского погоста, что на Мху (Васютино).

    Данилово - Часовня
    Часовня построенная в 2000-е. Раньше в деревне была большая община старообрядцев-неокружников, молитвенный дом которых был закрыт в 1930-е.

    Демидово - Часовня Рождества Иоанна Предтечи
    Кирпичный часовенный столб. Приписан к церкви в Саурово.

    Дергаево - Часовня
    Кирпичный часовенный столб рубежа XIX-XX вв. В нач. 2000-х отремонтирован.

    Заозёрье - Церковь Рождества Христова
    Каменная однокупольная церковь в стиле классицизма, построенная в 1809 на средства Г. В. Рюмина, с трапезной и колокольней. Трапезная с приделами Николая Чудотворца и Тихона Амафунтского расширена в 1854-1855 на средства Н. Г. Рюмина, колокольня надстроена в 1876. Не закрывалась.






    Заозёрье - Часовня кладбищенская 1-я

    Заозёрье - Часовня кладбищенская 2-я

    Игнатово - Часовня Илии Пророка
    Глухой двухъярусный кирпичный часовенный столб, входящий в состав деревенского военного мемориала. Приписан к церкви в Казанском.

    Казанское - Церковь Иконы Божией Матери Казанская
    Квадратная в плане церковь в псевдорусском стиле, увенчанная декоративным пятиглавием, построена в 1859-1863 по типовому проекту на средства местных фабрикантов. Шатровая колокольня пристроена в 1882. Боковые приделы Никольский и Сергиевский. Богослужения не проводились в 1940-1943, затем вновь действующая.





    Ковригино - Часовня Петра и Павла
    Новый часовенный столб, построенный вместо сломанной в советские годы часовни постройки 1901 (возможно, на её основе). Приписан к церкви в Саурово.

    Козлово - Часовня Иоанна Богослова
    Кирпичный часовенный столб, поставленный на месте старого, постройки 1911, сломанного в советские годы. Приписан к церкви в Бывалино.

    Криулино - Часовня
    Кирпичная часовня со входом с невысокой шатровой кровлей середины 2000-х.

    Крупино - Часовня Иконы Божией Матери Казанская
    Массивный кирпичный часовенный столб, завершенный главкой. Построен в 2010-е. Деревня входит в ново-загарский приход.

    Кузнецы – Старообрядческая церковь Анны Кашинской
    Кирпичная одноглавая церковь неорусского стиля с шатровой колокольней, в архитектуре сочетающая элементы модерна и псковского зодчества. Построена на средства А. И. Морозова в 1909-1913, принадлежала окружнической общине. Закрыта не позже сер. 1930-х, венчания сломаны, трапезная надстроена, занята под производство. С 1980-х заброшена, находилась в аварийном состоянии. В 2004 вновь зарегистрирована старообрядческая община, в последнее время храм активно восстанавливается усилиями Богородице-Рождественского прихода Павловского Посада и предпринимателя В. В. Ковшутина.





    Курово - Часовня Иконы Божией Матери Боголюбская
    Новый кирпичный часовенный столб. Приписан к церкви в Саурово.

    Логиново - Часовня Иконы Божией Матери Тихвинская
    Двухъярусный кирпичный часовенный столб, выстроенный на месте старой часовни, сломанной в сер. ХХ в. Приписан к церкви в Бывалине.

    Мехлесхоз - Часовня Филиппа, митрополита Московского
    Новый деревянный часовенный столб. Приписан к церкви в Бывалино.

    Михалево - Часовня

    Мишутино - Часовня Кира и Иоанна
    Новый кирпичный часовенный столб, поставленный вместо сломанного в советские годы старого, постройки 1895. Приписан к церкви в Саурово.

    Назарьево - Часовня Иконы Божией Матери Неопалимая Купина
    Каменный часовенный столб, построенный на средства крестьян Сокольниковых. Приписан к церкви в Уползах (Саурово). В 1990-х отремонтирован.

    Новозагарье - Церковь Николая Чудотворца
    Каменная одноглавая церковь в духе барокко выстроена в 1715 г. на средства А. А. Курбатова, главный престол Успенский, перестроена в 1844. Ныне существующие обширная трапезная и высокая колокольня в псевдорусском стиле построены в 1907-1911 вместо старых, в трапезной Никольский и Пятницкий приделы. Закрыта в 1938, вновь открыта в 1943 г.








    Новозагарье - Часовня Николая Чудотворца
    Небольшая кубическая каменная часовня-столб на месте разобранной в 1850 деревянной Никольской церкви. Стоит в церковной ограде рядом с каменным храмом.

    Носырёво - Часовня
    Невысокий кирпичный часовенный столб простых форм, сооруженный в нач. 2000-х и отремонтированный в 2010. Входит в заозерский приход.

    Перхурово - Часовня Сергия Радонежского
    Кирпичный оштукатуренный часовенный столб. Деревня входит в ново-загарский приход. Раньше в деревне была большая община старообрядцев-неокружников, молитвенный дом которых был закрыт в 1930-е.

    Рахманово - Церковь Екатерины Великомученницы
    Каменная пятиглавая церковь в псевдорусском стиле с боковыми приделами и шатровой колокольней. Построена в 1904-1907 на средства, завещанные Е. К. Ермаковой в отдаленной деревне павлово-посадского прихода. Главный престол вмч. Екатерины и Параскевы Пятницы, боковые приделы мч. Пелагии Тарсийской и мч. Корнилия Сотника. Закрыта в 1938. Открыта в 1990, отремонтирована.

    Рахманово – Старообрядческая часовня Дмитрия Солунского
    Кирпичный часовенный столб недалеко от места сломанной Дмитриевской старообрядческой молельни.

    Саурово - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
    Однокупольная церковь в стиле ампир с трапезной и высокой колокольней. Стоит на погосте, в стороне от села. Строилась в 1824-1852 гг. В трапезной Ильинский и Никольский приделы. В советские годы не закрывалась.




    Саурово - Часовня Успения Пресвятой Богородицы
    Кирпичный часовенный столб 2000-х. В отличии от приходской церкви, стоящей на погосте, находится в самой деревне.

    Сонино - Часовня
    Глухой кирпичный часовенный столб с главкой.

    Стремянниково - Часовня Дорофея, епископа Тирского
    Невысокий кирпичный часовенный столб. Был приписан к церкви в Уползах. В 1994 отремонтирован, ныне приписан к храму в Бывалино.

    Тарасово - Часовня
    Кирпичный часовенный столб, завершенный металлическим навершием в виде кокошника с главкой. Входит в заозерский приход.

    Теренино - Часовня Петра и Павла
    Кирпичный часовенный столб 2001 г. Приписан к церкви в Бывалино.

    Улитино - Часовня Иконы Божией Матери Тихвинская
    Кирпичный часовенный столб 2001 г. Приписан к церкви в Саурово.

    Фатеево - Часовня
    Кирпичный часовенный столб с шатровым завершением. Сооружён в 2000-х.

    Фомино - Часовня Иуды, брата Господня
    Кирпичная четверогранная "входная" часовня с луковичной главкой, построенная в 2010-2011 на средства местных жителей.

    Часовня - Часовня
    Каменная деревенская часовня, построенная крестьянином Т. П. Хреновым в 1895, была приписана к церкви в Чижах. В 1-й пол. ХХ в. разрушена. Ныне выстроен новый двухъярусный глухой кирпичный часовенный столб.

    На месте бывшего села Троице-Чижи сейчас создается церковный ансамбль:

    урочище Чижи - Церковь Троицы Живоначальной (деревянная)
    Небольшая деревянная церковь с шатровой кровлей и обходной галереей-гульбищем. Сооружена в 2008-2009 в связи с невозможностью быстрого восстановления каменного здания старого храма.







    урочище Чижи - Церковь Троицы Живоначальной (каменная)
    Одноглавая кирпичная церковь в стиле провинциального классицизма с трапезной и колокольней, сооружённая в 1789 (по ряду сведений основной объём выстроен в 1739). Боковой Сергиевский придел пристроен в 1888-1889. Закрыта в кон. 1930-х, заброшена, к настоящему время большая часть перекрытий обрушилась. С 2007 начаты работы по восстановлению церкви. В 2009 старый храм разобран до основания, за исключением колокольни. На его месте строится новое здание в формах, приближенных в старым.










    урочище Чижи - Часовня
    Кирпичный часовенный столб, завершенный декоративным пятиглавием. Сооружен в 2009 на месте разобранной в кон. XVIII в. деревянной церкви.




    Шебаново – Часовня Параскевы Пятницы
    Кирпичная часовня в виде сложной трехчастной конструкции, завершенная тремя главками на ярусных барабанах. Построена в 2010-е. Деревня входит в ново-загарский приход.




    Щекутово - Часовня Дорофея, епископа Тирского
    Кирпичный часовенный столб 2000-х. Приписан к церкви в Саурово.

    Павловский Посад — уютный провинциальный городок в 60 километрах от Москвы. Как и любой другой город подмосковья, Павловский Посад развивается и благоустраивается, изменяется облик города. Но как бы не менялся мир вокруг, здесь все еще живет старина — остались и милые сердцу деревянные домики и памятники архитектуры: Покровско-Васильевский монастырь, Колокольня Воскресенского собора. Советское время также оставило заметный след в судьбе этого города.

    Когда речь заходит о Павловском посаде сразу же вспоминаются расписные платки, согревающие в любую стужу. Но кроме платков Павловскому Посаду есть чем гордиться.

    Не так давно, в Павловском Посаде началась реализация проекта под рабочим названием «Русского Скансен» или «Павловский Посад — город-музей под открытым небом». Идея предполагает под собой создание большой пешеходной зоны с традиционными для русского купеческого города постройками. В общем, начало уже положено, о чем можно узнать по плакатам развешенным по городу.

    Наше путешествие по Павловскому Посаду начинается с вокзала.

    Станция «Павловский Посад» расположена в 67,4 километрах от Курского вокзала. До Москвы поезд добирается за 1 час 20 минут.

    Улица Герцена в Павловском Посаде

    Прогуляемся до центрального парка и посмотрим, чем живет город. При движении с вокзала добраться туда можно, свернув с улицы Герцена на Володарского. По пути — скромный Павлов-Посадский ЗАГС.

    Жениху предстоит нелегкое испытание.

    Судя по преобладанию в городе типовых проектных домов «хрущёвок», в 50-х — 70-х гг. Павловский Посад активно застраивался.

    Советский дух здесь буквально во всем: в памятниках, домах, надписях.

    Сегодня в городе также широко развернуто строительство новых домов, в том числе для переселения в них жителей из аварийного жилья.

    Центральный Парк Павловского Посада

    Центральный парк культуры и отдыха также вызывает прилив ностальгии 90-х. Впрочем, этим грешат многие парковые зоны России.

    Парк Культуры и Отдыха Павловского Посада — это главное место скопления молодежи города и молодых мам с детьми.

    Для ребятни здесь — новенькие детские площадки.

    И игровые зоны.

    Наверняка у каждого третьего ребенка Павловского Посада в личной коллекции есть фотография с этим волком.

    Или с этим.

    Для людей постарше в парке есть беседка для неспешного времяпровождения и созерцания.

    Также действует летнее кафе… Титино?

    На сцене парка проводятся дискотеки, анимационные и развлекательные программы.

    Главное украшение парка — конечно же фонтан!

    Музей Павловского Посада

    Павловский Посад мало чем известен за пределами района, кроме платков и шалей местного производства. Познакомиться с историей и развитием текстильной промышленности, которая определила старинный облик города можно в местных музеях. Один из них так и называется — «Истории Русского Платка и Шали». Но мы заглянем в другой музей — историко-художественный, где можно получить общее представление не только о производстве платков, но и об истории, достопримечательностях города, его героях и выдающихся личностях.

    Сегодня музей занимает здание небольшого симпатичного одноэтажного особняка.

    Рядом с музеем находится… Эйфелева башня.

    Копия достопримечательности мирового масштаба была установлена в городе в советское время, когда в Павловском Посаде образовалось русско-французское общество, основавшее крупнейшую ткацкую фабрику, кирпичные корпуса которой до сих пор впечатляют своими размерами. А сам квартал с кирпичными зданиями в народе окрестили «Парижем».

    Экспозиция в музее разделена на несколько залов от истории города со времен мамонтов до выдающихся соотечественников, писавших музыку или летавших в космос.

    А вот собственно и мамонты.

    В одном из залов хранится коллекция танков в миниатюре.

    В коллекции десятки пластиковых экспонатов, которые являются уменьшенными копиями моделей техники времен Второй мировой войны.

    На фотографии ниже по центру один из лучших танков Второй мировой войны — легендарная «тридцатьчетверка». В собрании музея несколько модификаций Т-34. В коллекции можно найти и другие не менее известные танки: Т-35, советская самоходно-артиллерийская установка СУ-100, советский истребитель танков ИСУ-122, и.т.д.

    Экспозиция «Павловский Посад на рубеже XIX — XX века»

    С развитием и ростом местных текстильных предприятий, с увеличением торговых оборотов в повседневной жизни мещан Посада появляются модные нововведения: гардероб вместо сундука — укладки; комод с зеркалаом вместо натертого до зеркального блеска самовара: журналы мод и общественно-политические и литературные журналы; более изысканные виды посуды и кухонной утвари вместо самодельных кринок и корчаг. На фотографии ниже представлен интерьер жилой комнаты мещанина Павловского Посада второй половины XIX — начала XX века.

    Интерьер торговой лавки второй половины XIX века.

    Макеты церквей Павловского Посада в музее от Сюхина В.А.

    Сюхин Владислав Александрович начал увлекаться резьбой по дереву еще в 1970-х годах. После выхода на пенсию в конце 1980-х годов появилась мысль о создании макетов церквей.

    К настоящему времени Владислав Александрович создал уже около 100 макетов различных церквей.

    В распоряжении Павлово-Посадского историко-художественного музея Владислав Александрович отдал макеты храмов Павлово-Посадского района.

    Многие церковные достопримечательности Павловского Посада находятся на достаточно удаленном расстоянии от города. Например, до Никольской церкви в селе Новое Загарье добираться около получаса. Так что, у кого нет особого желания разъезжать по району могут просто зайти в музей и полюбоваться работами Сюхина.

    Выставка Павлово-Посадских платков и шалей

    Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают узорчатые шали и платки из старинного русского города Павловский Посад.

    В краеведческом музее Павловского Посада действует выставка современной продукции текстильных предприятий города.

    В распоряжении посетителей огромный зал «Павлово-Посадские Шали» с уникальными набивными шерстяными шалями авторский работы.

    Фабрика по производству платков была основана в 1795 году зажиточным крестьянином Семеном Лабзиным. В зале можно получить основную информацию о производстве набивного платка – процесс этот очень сложный и кропотливый.

    Если вы желаете увидеть другие экспонаты или вас интересует более детальная история Павлово-Посадского производства, то непременно стоит посетить «Музей истории русского платка и шали», расположенный по адресу: г. Павловский Посад, ул. Большая Покровская, д. 37, ДК «Павлово-Покровский» а мы покажем вам еще один зал краеведческого музея.

    Выставка советского послевоенного плаката (в интерьере той эпохи) в Павловском Посаде

    Историю края в послевоенный период иллюстрируют экспонаты, документы и плакаты, рассказывающие о жизни и быте советских людей.

    Агитационные плакаты времен СССР, давно превратившиеся в интернет-мемы, здесь можно увидеть воочию.

    Отдельный зал в музее посвящен истории Павлово-Посадской пожарной части, который открывается показом пожарного обоза с качающей воду помпой.

    Советская спичечная «коллекционка», которая на ebay бы продавалась за тысячи долларов!

    Кстати, в Павловском Посаде действует отдельный музей пожарного дела.

    Улицы Павловского Посада

    Большая Покровская улица

    От Краеведческого музея экскурсию по Павловскому Посаду можно продолжить по главной исторической улице города — Большой Покровской. Вокруг нее сосредоточены основные достопримечательности русской столицы платка.

    Чувак это репчик Ленин.

    Торговый центр расположился в корпусе одного из заводов. Похоже внешний вид здания остался неизменным со времен его строительства.

    Здесь, по замыслу создателей, должна кипеть культурная жизнь города.

    Копировальный центр в старом Павлово-Посадском особняке со стилизованными вывесками.

    Площадь Революции в Павловском Посаде

    Большая Покровская улица заканчивается Площадью Революции с памятником В.И. Ленину. Это главная площадь города, которая на рубеже прошлых двух столетий называлась торговой или базарной. Именно здесь проходят основные городские мероприятия, спортивные соревнования, школьные выпускные, празднуется День Города, Рождество и Новый Год.

    В центре площади — памятник Владимиру Ильичу Ленину. Работа, созданная руками скульптора Алексеева, стоит на Павлово-Посадской земле с 1-го мая 1934 года.

    При въезде на площадь с улицы Павловской установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта В.Ф. Быковского. Трижды побывал он в космосе. Бюст появился здесь 14 июня 1983 года к 20-летию его первого полета в космос. В Павловском Посаде есть улица, которая носит имя В.Ф. Быковского.

    За памятником виднеется каменная пятиглавая церковь Казанской иконы Божией Матери. Храм построен в 1901 г. на средства городского старосты Фёдора Порфирьевича Манаева, и в народе называлась Манаевской.

    Памятник, посвященный рождению города Павловский-Посад

    В северной части площади Революции установлена скульптурная композиция, посвященная рождению Павлово-Посадского района. Три женские и две мужские фигуры на постаменте олицетворяют единство и разнообразные промыслов, которыми занимались местные жители: ткачество, строительство, судостроение, хлебопашество и кораблевождение.

    По ходатайству крестьянских сходов 2 июня 1844 г. правительство издало указ об образовании заштатного города Павловского Посада. В него вошли село Павлово и деревни Дуброво, Захарово, Меленки и Усово. Интересно, что в устной речи современных жителей города названия этих бывших деревень часто употребляются для обозначения того или иного участка территории нынешнего города, неофициального района.

    Улица Льва Толстого в Павловском Посаде

    Площадь Революции плавно перетекает в улицу Льва Толстого. Уже отсюда виднеется главная церковная достопримечательность города и одно из самых высоких зданий Павловского Посада — Колокольня Воскресенского собора.

    По левую сторону — мемориал памяти павшим за советскую власть.

    Симпатичные домики.

    На своем протяжении улица пересекает реку Вохонку.

    Речка очень маленькая и спокойная, тем не менее, изначально населенный пункт расположенный на этом месте был назван именно по этой реке.

    Из документов XVI в., село Павлово (предок нынешнего города), расположенное на берегу реки Вохны или Вохонки, действительно носило одновременно и наименование Вохна. Однако в грамоте Калиты речь идет именно о волости, называвшейся по реке. Как показывают исследования доктора исторических наук В. А. Кучкина, подавляющее большинство названий древних московских волостей образовано от гидронимов - названий рек; подобная особенность наименований древних волостей резко отличает их от названий слобод.

    Рядом находится небольшой чугунный мост – молодожены после ЗАГСа приезжают сюда, чтобы повесить свой замок в знак вечности брачного союза.

    Церкви и монастыри Павловского Посада

    Основные церковные достопримечательности Павловского Посада: Покровско-Васильевская монастырь (1874 г.), Колокольня Воскресенского собора, Казанская церковь (Манаевская), Церковь Вознесения Господня на Городке (1909 г.). Кроме того, в городе есть Дмитровский часовенный столб и Никольская церковь-школа.

    Церковь Казанской иконы Божией Матери

    Церковь была построена на средства городского старосты Манаева, за что в народе и стала называться Манаевской. К началу двадцатого века Воскресенский собор был единственной приходской церковью для жителей всего города и множества окрестных деревень. Население Павловского Посада увеличивалось и со временем обитель уже перестала вмещать всех прихожан. В 1902 году местные жители обратились с просьбой к губернатору: «Помогите, Ваше превосходительство, в устроении храма, нужда крайняя в другом храме, что наблюдалось в Светлое Воскресенье и Святую Пасху, теснота страшная, многие не вмещаются в церковь и стояли снаружи». Так, по инициативе прихожан, с легкой руки городского старосты Манаева появился второй приходской храм — ц. Казанской иконы Божией Матери. Деньги на его строительства пожертвовали местные купцы.

    Колокольня Воскресенского собора в Павловском Посаде

    Доминантой центра Павловского Посада была и остается изящная трехъярусная колокольня Воскресенского собора. Сооружение, построенное в 1839 году на средства купца Давыда Ивановича Широкова занимает особое место в храмовом ансамбле города. Колокольня имеет высоту 58 метров и очень эффектно смотрится из любой точки, возвышаясь на пригорке. Недаром, местные жители считают это сооружение главным символом Павловского Посада, а иллюстраторы изображают ее на открытках, магнитиках, календариках, обложках книг.

    Изначально на этом месте стояла одноименная деревянная церковь (дата постройки в период с 1341 по 1389 гг.), которая была уничтожена иноземцами в период смуты. Каменная церковь с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и прп. Сергия Радонежского была построена в 1703-1710 гг. После возведения церковь не раз расширялась, достраивалась и перестраивалась.

    В 1891 г. на колокольне Воскресенского собора установили часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий. Сегодня за курантами следят опытные мастера-часовщики.

    1930’ые годы были тяжелыми для церкви, духовенство храма подверглось гонению, а священник Алексий (Воробьев) принял мученическую смерть. В 1936 г. храм передали обновленцам, а потом совсем закрыли. В 1950-х гг. Воскресенский храм снесли по причине ветхости.

    Покровско-Васильевская монастырь

    Монастырь появился в Павловском Посаде благодаря усилиям потомственного и почетного гражданина города, крупного фабриканта и благотворителя Якова Ивановича Лабзина и его семьи. Обитель в короткий срок стала одним из красивейших монастырей Московской Епархии по церковному убранству и внутренней жизни насельниц. Монастырь стоит на окраине Павловского Посада, сразу за ним начинается кладбище. Территория монастыря очень большая и заботливо ухоженная. Обитель украшают многочисленные деревья, кустарники, клумбы. Служители ведут свое хозяйство: есть скотный двор, пасека, огороды и теплицы.

    Посетителей встречает доминанта монастыря — высокая шатровая колокольня пристроенная к храму в 1913 году.

    Собор Покрова Пресвятой Богородицы — главное строение монастыря, двухэтажный храм в псевдорусском стиле, увенчанный декоративным пятиглавием, с трапезной 1869-1911 года постройки. Изначально, на этом месте стояла двухэтажная кладбищенская церковь, возведенная купцом Яковом Ивановичем Лабзиным над могилами супруги, Акилины Ивановны и ее брата, Василия Ивановича Грязнова (впоследствии причисленного к лику святых). После смерти храмосоздателя состоялось торжественное открытие при церкви Покровско-Васильевской женской общины. Так, покровская кладбищенская церковь стала монастырским собором и была увеличена пристройкой обширной трапезной и многоярусной колокольни. В 1920 г. монастырь закрыли, но богослужения в соборе продолжались до 1932 г. В 1995 г. монастырь возрожден, но в качестве мужского епархиального.

    Другие монастырские постройки. Церковь Михаила Архангела

    Церковь Иоанна Предтечи.

    Святые ворота

    Храм-школа Николая Чудотворца в Павловском Посаде

    Церковь-школа была открыта в августе 1914 года в микрорайоне Филимонове (бывшая деревня) силами известного фабриканта Александра Егоровича Соколикова и механика фабрики Анатолия Алексеевича Шестакова. Сама церковь располагалась на втором этаже, с восточной стороны был алтарь с иконостасом. В 4-летней школе учились дети крестьян и рабочих фабрики Соколикова, классов было по одному, по двадцать человек в каждом.

    Церкви Павлово-Посадского района

    Для тех, кому церквей в городе оказалось мало, может прокатиться по району в поисках достопримечательностей:

    — Никольская церковь (с. Новое Загарье), 1844 г.
    — Никольская церковь в Васютине (Николаевский погост, что в Кунье, на Мху у пруда)
    — Троицкая церковь в Чижах
    — Христорождественская церковь (Село Заозерье)
    — Рождество-Богородицкая церковь в Саурове (на Уползах)
    — Никольский часовенный столб в Новозагарье
    — Казанская церковь в Казанском (Мере)
    — Казанская церковь в Бывалине (Никитская церковь на Никитском погосте что в Дрозне)
    — Старообрядческий Христорождественский молитвенный дом в Андронове (Больших Дворах)
    — Часовня в Васютине (часовня на Никольском погосте что во Мху)
    — Часовенный столб в Дергаеве
    — Часовня Дорофея, епископа Тирского, в Стремянникове
    — Церковь Великомученицы Екатерины (С. Рахманово), 1906 г.
    — Часовенный столб во Власове
    — Часовенный столб в Дальней
    — Старообрядческая (Белокриницкого согласия) церковь Анны Кашинской в Кузнецах
    — Троицкая церковь в Аверкиеве
    — Часовенный столб Иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Назарьеве