Главная · Куда уехать? · Сообщение о памятниках природы и культуры. Самые красивые памятники природы. Северный полюс холода

Сообщение о памятниках природы и культуры. Самые красивые памятники природы. Северный полюс холода

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "памятники природы"

Энциклопедический словарь, 1998 г.

памятники природы

природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т.п.), охраняются государством.

Большой юридический словарь

памятники природы

по определению Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. "отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства". По определению ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 февраля 1995 г. "уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения". П.п. могут быть федерального, регионального значения. Объявление природных комплексов и объектов П.п., а территорий, занятых ими, - территориями П.п. допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

Памятники природы

отдельные природные объекты, охраняемые или заслуживающие охраны по своему научному, учебно-просветительскому, историко-мемориальному или культурно-эстетическому значению (например, водопад, пещера, живописный утёс, вулканический или метеоритный кратер, уникальное геологическое обнажение, примечательный валун, редкое или интересное в историческом отношении дерево и т. п.). В СССР широкой известностью пользуются Кунгурская пещера, Капова пещера, водопад Кивач и др. П. п. Для большинства П. п. установлен режим заказников, а для особо ценных природных объектов ≈ режим заповедников. Иногда к П. п. относят отдельные охраняемые территории значительных размеров (леса, участки долин, побережий, горных хребтов), которые точнее называть охраняемыми ландшафтами или урочищами.

На нашей земле расположено прекрасное озеро. Оно тихое, с живописными лесными берегами. Говорят, что настоящая красота скромна и неброска. Именно такова красота озера Большой Культей.

Озеро глубокое, окружено болотами. Добираться к нему – по лесным дорогам. Водоем находится в глубокой котловине. Озеро создает неповторимый уголок сохранения дикой природы. На окружающих болотах, куда не так легко добраться человеку, растет множество редкостных растений и водятся исчезающие животные.

Поэтому сегодня государством Россия озеро признано памятником природы. Тут рай для ученых, ботаников и зоологов, натуралистов, что любят изучать дикую природу, животных, насекомых, растений и птиц. А еще для рыбаков, которые любят сидеть тут на мостках и рыбачить с лодок.

Лично я однажды побывал на этом озере в поездке с родителями. Здесь очень красивы закаты. Когда вода спокойна, водоем напоминает огромное волшебное зеркало. Хорошо в это время плыть озером на резиновой лодке, не нарушая тишины мотором, слушая равномерный плеск весел. А когда от ветра идут рябь или волны, озеро кажется будто серебряным.

Берега Большого Культея поросли лесом, осокой, тростниками и немного мрачными черными ольхами. Очень красивы там стройные высокие сосны в бору, и есть много родников с хрустально чистой водой. Часть берега занимают живописные песчаные дюны. А по воде плывут тонкие и нежные кувшинки… Для фотографа, любителя великолепных видов природы тут тоже – раздолье.

Особенно важно беречь берега озера Большой Культей от пожаров. Один из берегов озера – с торфяными почвами. Он опасен пожарами от любой выброшенной сигареты, и пожар такой очень сложно потушить.

Вариант 2. Памятник природы Ивановской области

На юге Ивановщины находится чудное озеро Заборье, памятник природы. Вода в нем чистая, иногда просто кристальная. Берега озера просто удивительные – они спускаются к воде террасами. А само озеро длинное и вытянутое. Оно совсем небольшое по размерам, но приметное. Заборье славится своей красотой во всей Ивановской области.

Озеро Заборье окружено со всех сторон сосновыми лесами. Воздух здесь такой же чистый, кристальный и целительный, как и воды самого озера. Особенно тут хорошо летом, в солнечные дни. И безумно красивы берега Заборья осенью, когда леса полыхают костром осенних красок – от яркой желтизны и огненной рыжести до королевского багрянца. В осеннем разноцветье сочными и свежими зелеными пятнами выделяются высокие сосны и ели.

В озеро впадает несколько рек, питая его. Потому Заборье полноводно и никогда не пересыхает. Поймы рек при впадении в озеро обычно заболочены. Здесь раздолье птицам и животным, ужам, гадюкам и лягушкам. Богатства природы привлекают сюда охотников. И чтобы сберечь природный мир, некоторые окрестности озера Заборье объявлены государством особо охраняемой территорией. А другие берега очень популярны для рыбаков, которые имеют тут богатую добычу.

Заборье богато рыбой. Этим оно хорошо известно по округе. Иногда про Заборье говорят, что оно просто кишит рыбами.

По берегам Заборья летом еще и богато созревают вкусные ягоды. Само озеро неглубокое, но есть в нем места – настоящие пучины. Здесь глубина превышает пять метров. Кстати… На дне водоема бьют три подземных ключа - это особая изюминка, тайна ивановского озера Заборье.

Вариант 3. Памятник природы Центрального округа

Пещеры на реке Лужа – памятник природы Калужской области. Это удивительное создание природы и ее мастеров – воды, времени и ветра.

Пещеры тянутся на многие километры. Они образовались за века, ведь вода неизменно точила здесь мягкие почвы, известняк. Вымывала в них углубления, подземные комнаты, ходы и тоннели. Трудилась над созданием пещер и сама река Лужа, и разные подземные, скрытые от глаз людей реки. Потому пещеры и овеяны таинственностью… В науке сейчас они носят название карстовых. Сейчас они в основном, как под крышей, прячутся под обрывистыми берегами Лужи

Эти пещеры – как естественные дома, построенные стихией. То, что в них можно жить и укрываться от непогоды, заметили люди еще очень давно. В этих пещерах жили древние славяне, представители племен вятичей. А теперь сюда любят наведаться туристы, отдыхающие, любители природы. Спортсмены очень любят ходить по этим местам по реке на веслах.

И пещеры, и окружающий их лес сейчас объявлены памятником природы и охраняются нашим государством.

Да-да, ведь вокруг пещер растет красивый, хотя и совсем небольшой по размерам, лес. Сосны и ели тут перемешаны с дубами, ивами, ясенями и березами, и со множеством других сильных деревьев. Этот лес люди тоже пытаются сохранить для потомков.

У самых берегов реки Лужи особенно много растет ив – приречных деревьев. Здесь водятся бобры, они грызут деревья у самого основания. И ивы падают прямо в речные воды у берега. А в глубине зарослей – пещеры. Иногда они так хорошо «прячутся» в растительности, что пугают туристов, когда те наконец видят среди зелени черный провал пещеры…

Вариант 4. Памятник природы Сибири

Памятник природы Сибири – это Красноярские Столбы. Сегодня это заповедная зона. Называются Столбы Столбами на старорусский лад оттого, что на этой заповедной территории расположены высокие скалы. Создала их сама природа.

Идешь по зеленому хвойному сибирскому лесу – и вдруг перед тобой возникает одна из скал Столбов. Все они красивы и величественны. На них любят карабкаться туристы, на отвесных стенах тренируют свои навыки альпинисты. Бывали здесь, увы, и несчастные случаи при скалолазании. О них напоминает памятная табличка на одном из «столбов».

Вокруг больших камней-мегалитов разбросаны в живописном беспорядке более мелкие валуны. А вокруг светится свежей зеленью волшебный лес. Туристам часто кажется, будто они попали в волшебную страну эльфов или лесных духов. А большие камни – это вход в их дома. А сами «столбы» - эльфийские сказочные крепости и их каменные дворцы…

По заповедной территории ведут тропинки и дорожки, выложенные из сибирских бревнышек. Такие вот деревянные дороги! А самые большие дорожки – асфальтированные. На них к концу лета массово выходят из лесу маленькие пушистые бурундучки! Они не очень боятся людей и любят выпрашивать у них чего-нибудь покушать. Не обижайте этих малышей! Ведь они так доверчивы к людям.

По Столбам можно бродить очень долго, несколько дней. Так иногда и делают туристические группы, что приезжают в Столбы. А случайному путнику, что приехал в Столбы на один день на экскурсию, надо помнить, что в этом лесном и каменном массиве легко потеряться. А ночью в лесу совсем не тепло ночевать без туристического снаряжения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НЕЗАВИСИМЫЙ

ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


факультет___экологический___

РЕФЕРАТ

по дисциплине _____ Экологическая журналистика _____________________

______ Памятники природы---__________________________

(название реферата)

Студент__ _ Мирная О.В._____

Курс ___________ III_гр.ЭЛ-32_____

Преподаватель _Дёжкин В.В.______

Москва 2005

  1. Введение……………………………………………………………………….. 3

  2. Основные категории памятников природы…………………………… 3

  3. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями …….. 6

  4. Обеспечение режима охраны памятников природы………….….…. 9

  5. Использование памятников природы…………….……………………. 9

  6. Государственный учет памятников природы………………………… 9

  7. Контроль за соблюдением режима охраны
    памятников природы………...………………….…………….…………… 10

  8. "О памятниках природы в городе Москве" постановление Правительства Москвы от 8 июня 2004 г. № 383-ПП………………. 10

  9. Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 8 июня 2004 года N 383-ПП……………………………………….……. 13

10. Заключение…………………………...………….………………………..… 24

11. Список используемой литературы…………...…………...…………... 25

  1. Введение 1

Памятники природы – это одна из форм особо охраняемых природных территорий. Термин "памятник природы" появился более 170 лет назад. Это понятие ввел в науку выдающийся немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр фон Гумбольдт, который понимал под словом Naturdenkmaler кусочки первобытной природы. Со времен фон Гумбольдта это выражение завоевало большую популярность и широко внедрилось в практику. Существуют различные формы особо охраняемых территорий, такие как заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, дендрологические и ботанические сады, курортные зоны, среди которых памятники природы отличаются, как правило, небольшими размерами (до нескольких га), и выполняют роль своеобразных "выставочных залов", основной задачей которых является сохранение природных комплексов и объектов в их естественном состоянии. Можно сказать, что памятники природы представляют собой уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, для которых установлен режим особой охраны.

2. Основные категории памятников природы 2

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, например:

    участки живописных местностей или эталонные участки нетронутой природы;

    участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);

    места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;

    лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

    природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

    геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

    геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

    уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, ущелья, группы скал, пещер, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гиролакколиты);

    местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

    участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

    природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;

    береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

    отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, пещеры, гроты).

В зависимости от уникальности, экологической, научной и иной ценности памятники природы могут быть отнесены к особо охраняемым территориямвсемирного , федеральног о, регионального или местного значения.

Памятники природы всемирного значения входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, который составляет Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО. В настоящее время в этот Список включено 128 природных, 480 культурных и 22 природно-культурных объекта в 118 странах мира. В Список всемирного

наследия от России включены, в частности, девственные леса Коми (1995 г.), озеро Байкал (1996 г.), вулканы Камчатки (1996 г.), Золотые горы Алтая (1998 г.), Западный Кавказ (1999 г.), Куршская коса (2000 г.)

Природные объекты объявляются памятниками природы федерального значения Правительством Российской Федерации. Они являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Памятников природы федерального значения - всего 39 общей площадью 28,0 тыс. га.

Памятники природы федерального значения 3

Название

Год создания

Площадь, га

Местоположение

Республика Северная Осетия – Алания

Остров Малый Жемчужный

Астраханская область

Джаныбекский стационар

Волгоградская область

Парк усадьбы Е. Р. Дашковой (с. Троицкое)

Калужская область

Парк усадьбы М. Д. Бутурлина Перцево (с. Игнатовское)

Калужская область

Калужский бор

Калужская область

Парк усадьбы Хитрово-Голицыных (с. Городня)

Калужская область

Парк усадьбы Еропкиных (с. Грабцево)

Калужская область

Парк усадьбы Гагариных (с. Авчурино)

Калужская область

Роща и сад монастыря Оптина Пустынь

Калужская область

Парк усадьбы с. Дашино

Калужская область

Парк усадьбы Павлищев бор

Калужская область

Парк усадьбы Гончаровых (Полотняный завод)

Калужская область

Парк усадьбы Воронцовых-Бутурлиных (с. Белкино)

Калужская область

Парк им. К. Э. Циолковского

Калужская область

Сад дома-музея К. Э. Циолковского

Калужская область

Липовая роща

Кемеровская область

Кологривский лес

Костромская область

Парк усадьбы Щелыково у дома-музея А. Н. Островского

Костромская область

Сусанинское болото

Костромская область

Остров Талан

Магаданская область

Озеро Киево и его котловина

Московская область

Астрофиллиты горы Эвеслочорр

Мурманская область

Залежь Юбилейная

Мурманская область

Эпидозиты мыса Верхний наволок

Мурманская область

Озеро Могильное

Мурманская область

Озеро Светлояр

Нижегородская область

Роща академика Железнова

Новгородская область

Малоусинские нагорные сосняки и дубравы

266,0

Самарская область

Рачейская тайга

Самарская область

Шиланские генковские полосы

Самарская область

Подбельские пойменные дубравы

Самарская область

Малокинельские нагорные дубравы

Самарская область

Мочалеевские нагорные дубравы

Самарская область

Ятмановские широколиственные леса

Самарская область

Похвистневские пригородные дубравы

Самарская область

Абдулзаводская дубрава

Самарская область

Иргизская пойма

Самарская область

; - описание границ памятники природы ; дендрологические парки и ботанические сады; ... работы стало детальное ознакомление с памятниками природы и искусственными памятниками г. Петропавловска-Камчатского. Мы выяснили...

Из регионов России на конкурс поступили сотни заявок. До 29 сентября 2013 г. посетители сайта 10russia.ru будут определять победителей. Планируется, что объекты, набравшие большинство голосов, будут воссозданы в миниатюре в ландшафтном парке «Россия» в Подмосковье. «АиФ» пригляделся к некоторым претендентам на победу.

Кижи (1)

Историко-культурный и природный комплекс. Основа музейного собрания - ансамбль Кижского погоста. Он состоит из двух церквей и колокольни XVIII-XIX вв., окружённых единой оградой. Преображенская церковь срублена без гвоздей, при помощи топора и долота. Погост и здания музейной экспозиции - исключительные примеры традиционной деревянной архитектуры Карелии и в целом севера России.

Озеро Байкал (3)

Крупнейшее хранилище пресной воды на планете, самое глубокое озеро мира. По площади сравним с Бельгией. Более 1 тыс. местных видов растений и животных больше нигде не встречается.

Нарын-Кала (5)

Крепость в самом древнем городе России - Дербенте. Её стены несколько раз перестраивались, но в целом облик сохранился. На территории - остатки древнего христианского храма, подземная тюрьма, система бань, старейшая мечеть.

Мамаев курган (7)

Мемориал посвящён героям . В холме захоронены останки 34 505 защитников, здесь же 35 надгробий Героев Советского Союза. Статуя «Родина-мать зовёт!» признана одним из семи чудес России.

Долина гейзеров (8)

Одно из наиболее крупных гейзерных полей мира, единственное в Евразии. Находится на месте исчезнувшего озера. Всего действуют более 20 гейзеров. Из-за труднодоступности и заповедного режима долину посещают всего несколько тысяч человек в год.

По данным Русского географического общества

Памятники природы - это уникальные природные объекты (водопады , пещеры , живописные скалы и т. д.) или мемориальные природные объекты (например, лиственница в усадьбе Ярополец , под которой отдыхал А. С. Пушкин ).

Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологическоготуризма .

Национальные парки и заповедники - особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной , так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно - познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

Национальные парки - это природоохранительные учреждения, территории (акватории ) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей

Культурное наследие: состоит из таких аспектов прошлого, которые люди сохраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколению. Эти достижения воплощены в материальных формах, таких, как, например, здания, и в нематериальных формах, например, в различных видах исполнительского искусства. Культурное наследие - это то, что приобрело ценность в прошлом и ценность чего ожидается в будущем. Поскольку эта ценность и её ожидания изменяются с течением времени, это утвердило само культурное наследие в качестве субъекта динамического изменения.

Культурное достояние: относится к местам, структурам, объектам и природным ландшафтам, имеющим археологическую, историческую, религиозную, эстетическую или иную культурную ценность.

Культурные ландшафты: природные ландшафты с культурной ценностью, такие, как сознательно созданные территории (парки, усадьбы, имения); ландшафты, которые были вовлечены в определенный род деятельности или занятий людей, в результате которых данные территории и были сформированы (сельские исторические округи или сельскохозяйственные ландшафты); территории, которые имеют ценность в силу своей связи с историческим событием, деятельностью или личностью (места сражений или дома выдающихся личностей).

Материальное или «построенное» наследие: здания, исторические памятники, объекты и сельскохозяйственные пейзажи.

Живое или «экспрессивное» наследие: социальные практики, жизнь в сообществе, ценности и верования, формы выражения, такие, как язык, искусства и ремесла, музыка, танец, поэзия и литература.

Культурная значимость: используется для оценки ценности объекта или места. Она включает в себя эстетическую, историческую, научную (исследовательскую), социальную или экономическую ценность.

Культурная свобода: относится к правам группы людей следовать или усваивать по собственному выбору способ жизни, говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию и участвовать в культурной, социальной и экономической жизни по собственному выбору. Устойчивое развитие: развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не лишая возможности будущих поколений удовлетворять собственные нужды.

Уникальные историко-культурные территории - это целостные пространственные образования, основное социальное предназначение которых состоит в воспроизводстве условий, обеспечивающих сохранность наиболее значимых объектов и явлений человеческой истории и культуры. Как правило, уникальные территории составляют каркас региональных систем наследия. В большинстве стран мира основу этого каркаса составляют природные резерваты, исторические города, крупные историко-культурные музеи-заповедники, но чаще всего региональные и национальные парки, сочетающие элементы природного и культурного наследия.

Существует 3 подхода к пониманию памятников культуры:

    Онтологический: памятник единичен, неповторим. Дмитриевский собор во Владимире, Церковь Преображения в Кижах (построены без единого гвоздя)

    Гноссиологический: памятник – источник познания. В XIX и XX вв. этот подход был одним из основных.

    Аксиологический: аксиология – наука о ценностях. Памятник отражает отношение общества, которое базируется на устойчивых интересах.

Преднамеренные памятники – созданы специально, носят очень сильное идеологическое значение, фиксируют историческое событие.

Пример: Храм Христа Спасителя. Изначально возводиться в честь русского народа, победившего в войне 1812 г. Архитектор Константин Тон . Пример русско-византийского стиля архитектуры. Символ нации, национального единства. Взорван в 1931г. Восстановление, начавшееся в 1994 г., является символом покаяния, возвращение к церкви.

Социальная проблема.

Общество, идущее вперед, разрушает памятники. Происходит переоценка того, что называть памятником. В советский период разрушаются памятники середины XIX в., т.к. они являются символами единения народа.

В XX в. в результате Второй Мировой войны многие памятники были разрушены. Встал вопрос экологии природы и экологии культуры. В 60-е гг. появляется проблематика сохранения и изучения памятников. Основная фигура – Дмитрий Сергеевич Лихаче. Он первый предложил термин экология культуры.

В результате ЮНЕСКО (отдел ООН по вопросам образования, науки и культуры) проводит ряд программ по сохранению мирового наследия.

Пример: работы в Нубии, перенос храма в Абу-Симбеле. В результате строительства асуанской плотины памятнику угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место. Кампания по спасению исторического наследия была начата в 1959 году. Сам процесс переноса происходил с 1964 по 1968 год. Храмы были разрезаны на блоки весом до 30-ти тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново. Новое местоположение храмов - в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

1972г. Стокгольм. Конференция ООН по вопросам охраны окружающей среды. Было установлено, что человек несет ответственность за сохранение памятников.

1972г. Париж Конференция ЮНЕСКО, на которой была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 г.). В ней сводятся вместе памятники природы и культуры. В конвенции также проявляется экология культуры (соединение природы и человека).

Также ЮНЕСКО вводит культурный ландшафт в список наследия.

Формы сохранения пространственных памятников природного и культурного наследия:

    Заповедник

    Исторический город

    Национальный парк – довольно новая для России форма (пример: Русский Север 1992 г. Вологодская обл., Кирилловский р-он, общая площадь=166,4 тыс. га)

В 1965г. был основан ИКОМОС после принятия Венецианской хартии 1964 года. Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС- это международная организация, члены которой стали тем самым «отрядом профессионалов», чья деятельность посвящена сохранению и охране культурно-исторических мест по всему миру. Совет осуществляет оценку объектов, предлагаемых к включению в Список всемирного наследия ООН. Штаб-квартира Совета находится в Париже .

В марте 2010г. основан петербургский филиал ИКОМОС.

Музей, сохраняя культурное и научное наследие, интерпретируя прошлое и настоящее, играет главную роль в культурной жизни практически всех стран. Однако современные музеи столкнулись с тем, что общество, сильно «испорченное» развитием высоких технологий, особенно глобальной сети Intеrnеt, которая позволяет найти ответ почти на все интересующие вопросы, даёт возможность совершать путешествия по городам, странам и музеям, не выходя из дома, требует от них кардинально нового во взаимодействии с реальным и потенциальным посетителем. Несмотря на доступность информации, потребность видеть своими глазами и памятники древности, и шедевры мирового искусства, и природные заповедники заставляет людей собираться в путь и становиться туристами.

В силу этого проблема «музей и туризм» приобретает в настоящий момент особую актуальность. Неслучайно многие музеологи выделяют ее в качестве приоритетной в XXI веке, подчеркивая значимость аспектов управления процессов взаимодействия музеев с индустрией туризма. Анализируя взаимодействие музея и туризма в современном мире, мы можем заметить, что оба эти явления глубоко взаимосвязаны друг с другом. В нынешних условиях туризм приобрёл поистине массовый характер и стал одной из форм проведения свободного времени не только элитной части общества, но и среднего класса, молодёжи и учащихся, что привело к формированию мощной индустрии досуга со своей инфраструктурой. Появляется необходимость определения в ней не только специфической роли музея, но и задач управления процессами межкультурной коммуникации. Обращает на себя внимание изменение отношения к туризму со стороны общества, в котором важное место занимают приоритеты в системе духовных ценностей. Туризм рассматривается как способ использования свободного времени, дающий большой простор креативному развитию личности. Он может иметь форму учебных поездок, разнообразных экскурсий, посещений фестивалей, участия в праздниках и т. д.

Одной из главных положительных сторон развития взаимодействия музеев с туризмом является расширение канала межкультурной коммуникации. Туристы всё больше обращаются к музеям, видя в них лучшее средство знакомства и понимания истории, культуры и жизни страны, региона или города.

Культурно-образовательные горизонты музея ценны тем, что человек не просто получает разнообразную информацию, но может удостовериться в ней с помощью музейных предметов, которые представляют собой социокультурные реалии, прошедшие ценностно-познавательный анализ, являющиеся подлинными свидетельствами, убедительным доказательствами исторического прошлого или настоящего национальной и мировой культуры. Туристы обращаются к таким институтам, как музеи, не только, чтобы узнать подлинную правду об ушедших или иных мирах, но и чтобы найти и оценить свое собственное место в культуре.

Очевидно, что в XXI веке роль музея в туризме, предопределенная феноменом музейного предмета и музейной среды, будет трансформироваться, наполняясь новым содержанием и обретая новые черты. Это приведет к изменению границ и смыслового содержания взаимодействия музея и туриста в процессе межкультурной коммуникации.

Факторы, определяющие развитие этого процесса:

1. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник социальных новаций. В современном обществе в связи с проходящими в нем процессами диверсификации культура постепенно утрачивает связи со своей изначальной средой, становясь всеобщей, более открытой и доступной благодаря интенсивному развитию информационных технологий и средств связи, что является проявлением всеобщей тенденции глобализации.

2. В прошлом, индивид, появившись на свет, заставал определенную структуру культурных ценностей, которая не менялась с течением столетий. Теперь на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох. Это предопределило последовательную и радикальную переоценку просветительной модели культуры. Возникают новые модели, во многих отношениях противоположные прежней, показывающие принципиально иное понимание культурных феноменов. Это связано с необходимостью противостояния глобализации и сохранения культурной идентичности.

3. В современном мире туристическая индустрия представляет собой целый межотраслевой комплекс. В социально-экономической системе городов, регионов и стран музей или музейная сеть играют все более заметную роль. Усиление внимания к развитию туризма – общепризнанная мировая тенденция, ибо наряду с активным развитием культурных связей и контактов, характерным для процесса глобализации, все более возрастает интерес к богатству и своеобразию национальной культуры.

4. Музеи предоставляют туристам уникальную возможность, с одной стороны, расширения границ культурного пространства и осмысления социальной памяти, а с другой стороны, они создают условия активизации наблюдательных возможностей человека, стимулирования смелости в проведении сравнений и поиске аналогий, а также и моделировании многочисленных социокультурных ситуаций.

В современном мире музеям неизбежно приходится конкурировать с другими активно развивающимися учреждениями досуга. Стремясь стать более привлекательными для туристов и при этом не утратить основных функций, музеи ищут пути модернизации своей деятельности для решения проблем межкультурной коммуникации.

Своеобразным вызовом музеям в последние годы стали так называемые центры наследия, возникшие вследствие интенсивного развития туризма. Они представляют собой что-то среднее между тематическими парками и музеями. Центр наследия отличается от музея тем, что строит свою деятельность на основе темы, а не коллекций, используя технологии тематических парков с увлекательными аттракционами. Располагаясь как в старых зданиях (бывших церквях, заброшенных промышленных или складских помещениях), так и в новых, они в доходчивой и нетрадиционной форме рассказывают о местной истории, культуре, традициях и людях. Примером такого центра наследия может служить «Джорвик вайкинг сентер» в Йорке (Великобритания). Туристам предлагается пройти по культурно-временному туннелю, после чего он попадает в деревню викингов. Деревня была воссоздана на основе точных научных данных, полученных во время раскопок, проводившихся неподалёку. Воображение посетителей поражают оригинальные экспозиции, сопровождающиеся особыми звуковыми эффектами и запахами. Часто в подобные центры наследия приглашают людей, которые играют роль местных жителей и в то же время осуществляют охрану. Центры наследия привлекают большое число туристов, что связывают с тем, что там можно провести целый день вместе с друзьями или семьей и наравне с приобретением знаний и опыта, можно хорошо отдохнуть и развлечься.

Видя всё возрастающий интерес туристов к объектам «впечатления и переживания», многие музеи стали ориентировать свою деятельность на создание специальных культурных проектов, которые предусматривают осуществление в пространстве музея межкультурной коммуникации всех уровней: пространственно-временной, межнациональной и межличностной. Одним из примеров такого рода проектов может быть Царскосельский Карнавал в г. Пушкине (Санкт-Петербург). О масштабе данной акций свидетельствует количество участников (более 400 тысяч человек), а также разнообразие его программы, включающей Карнавальные Конкурсы, Парады и Шествия. Среди них: «царица карнавала», «царь карнавала», конкурс исторического костюма «дела давно минувших дней», конкурс экстравагантного костюма «третье тысячелетие карнавала», конкурс детских карнавальных костюмов «старая, старая сказка», конкурс карнавального костюма для собак «dog-карнавал», конкурс карнавальных зонтов «крыша мира», конкурс карнавальных тортов «пир на весь мир!», конкурс карнавальных балконов «бал балконов». Церемония закрытия карнавала традиционно проходит на территории Екатерининского парка музея-заповедника и заканчивается театрализованным представлением и фейерверком. Карнавал как символ смешения высокого и низкого, бытового и бытийного, смешного и грустного, национального и интернационального, прошлого и настоящего как нельзя более адекватно выражает суть кросскультурных контактов. Музей и турист, вовлеченные в «водоворот» эпох, культур, стилей и жанров, открывают новые грани возможностей межкультурной коммуникации.

Современный музей, реализуя познавательно-рекреационный потенциал, становится местом встречи и общения культур и индивидуумов. Диалог, перерастающий в полилог, является сегодня основной формой взаимодействия музея с человеком. Интенсивное развитие индустрии туризма и изменение роли и места музея катализирует развитие стратегических направлений и приоритетных видов их взаимодействия. Сегодня музеи, активно внедряя менеджмент и маркетинг, видят свою перспективу в использовании новейших технологий управления.

1Мотивация собирательства Э. Александером определяется: во-первых, потребностью физической безопасности человека: во-вторых, элементом социального различия; в-третьих, любовью к предметам и желанием их изучить; в-четвертых, потребностью оставить о себе память