Главная · Грин карта · Статуя с руками будда название. Первые антропоморфные изображения будды. Мудра Уттарабодхи - высшее просвещение

Статуя с руками будда название. Первые антропоморфные изображения будды. Мудра Уттарабодхи - высшее просвещение

Изображение Будды

Многочисленные выставки буддийских статуй вновь всколыхнули давно обсуждающийся вопрос о происхождении сегодняшнего образа Будды: появился ли он в индийском буддизме или является изображением греческого бога Аполлона?

«Будда – изображение Аполлона» – идея гамбургской выставки «Искусство на Сайденштрассе»

Летом 2003 года в Гамбурге состоялась выставка «Искусство на Сайденштрассе». В приуроченной к этому событию статье «На Сайденштрассе Аполлон пришел к Будде» Матиас Гретцшель писал об искусстве региона Гандхары: «Прототипом украшающих сотни монастырей рельефных изображений и скульптур Будды является греческий бог Аполлон». На выставке экспонировался бюст Аполлона. На совершенные черты «сына света», бога наук и искусств, и должен был быть ориентирован образ Будды.

В прилагающемся каталоге, в абзаце, посвященном завоевательному походу Александра Македонского, написано: «Наследие Александра в течение 500 лет с момента его смерти до возникновения буддийской культуры не могло бы продемонстрировать плодотворную силу, если бы в этот долгий временной промежуток эллинизм не оказал влияния на архитектуру, скульптуру и произведения искусства завоеванных им земель между Евфратом, Тигром и Индом…», и еще: «…В течение почти 600 лет после смерти Будды не появлялось художественного изображения Просветленного, его почитали лишь в символическом образе, а само изображение возникло с развитием буддизма Махаяны». Таким образом, зарождение буддийского искусства относится к рубежу первого и второго столетия нашей эры.

Прижизненные изображения Будды

В противовес этому есть источники, сообщающие о первых изображениях и статуях Будды, сделанных при его жизни. Так, по просьбе сингальской принцессы, Будда послал ей свой портрет, выполненный на ткани. Некоторые истории и легенды о статуях, изготовленных при жизни Будды, авторы выставки представили в каталоге «Пространство и радость» в главе «История различных стилей».

Вот одна из историй: Будда отправился в далекую Чистую страну Траятримша (Trayatrimsha) – небеса Тридцати Трех Богов, чтобы дать освобождающие поучения своей переродившейся там матери. В это время король Каусамби Удаяна, чтобы продемонстрировать свое уважение, создал скульптурный портрет Будды из сандалового дерева. Когда Будда возвратился назад, король показал ему статую. Эта история запечатлена в рельефе из камня (см. иллюстрацию) в Пакистане, в музее Пешавара – бывшей столице Гандхары. На рельефе король Удаяна стоит (если смотреть со стороны наблюдающего) слева от Будды и показывает ему статую, изображающую Будду в позе медитации.

В то время Будда не разрешал поклонение статуям. На этот факт опираются многие искусствоведы, утверждая, что его первые скульптурные изображения появились в эпоху Гандхары. В IV в. н.э. китайские монахи и путешественники Фа Сянь, Юань-Чжуан и другие, попав в Индию, обнаружили, что этим самым статуям все еще поклоняются в монастыре Йетавана в Шравасти. Согласно Фа Сяню, статуя принадлежала ученику Будды королю Кашалы Прасенаджиту. В 20-й главе своего путевого дневника под заголовком «Доклад о буддийских королевствах» (англ. A Record of Buddhistic Kingdoms, перевод Джеймса Легге, 1886) Фа Сянь сообщает, что он узнал о первой буддийской статуе:

«Будда поднялся высоко в обитель богов Траятримша и учил Дхарме на благо своей матери. Он отсутствовал 90 дней. Ожидая возвращения Будды, король Прасенаджит изготовил из сандала его статую и поставил ее на место, обычно занимаемое Буддой. Вернувшись в монастырь, Будда сказал вышедшей его приветствовать статуе: «Ступай назад, на свое место. Когда я уйду в Паринирвану, ты будешь олицетворять меня для четырех классов моих учеников». И тогда статуя вернулась на прежнее место. Это было самое первое изображение Будды, и с тех пор люди его повторяют».

Согласно этому источнику, Будда не только разрешил почитать собственную статую при жизни, но и дал указание о том, что должно служить образцом для всех последующих изображений. Подтверждением служит и разрешение сделать свое изображение, данное Буддой королю Бимбисаре. Этот рисунок был включен в Колесо Бытия, отражающее центральное учение Будды, и в качестве исключительного подарка передан соседнему королю. При этом Будда настоятельно подчеркнул очень полезное действие этой картины.

Дальнейшее развитие искусства статуй

В своем обширном труде «История буддизма в Индии» историк Таранатха (род. в 1575 г.) посвящает целую главу истории изготовления изображений Будды. Он говорит, что, согласно тексту Виная-васту, изображения и статуи, изготавливаемые художниками в течение первых ста лет после смерти Будды, способствовали распространению иллюзии реального существования отображенных объектов. Немногим позже в Магадхеа были созданы восемь замечательных произведений искусства, среди которых особенно известна статуя Будды в храме Махабодхи в Бодхгайя и статуя Будды мудрости Манджушри. История статуи в Бодхгайеи, на сегодняшний день старейшей в мире статуи Будды, подробно представлена в каталоге выставки «Пространство и радость».

Согласно Таранатхе, король Ашока, правивший Маурийской империей с 272 до 232 год до н.э., после принятия буддизма построил много храмов и ступ. Он создавал изображения Будды и почитал их, чтобы накопить огромное количество хороших впечатлений. Таким образом он хотел очиститься от совершенных им ранее негативных действий. Предсказанный Буддой выдающийся мыслитель Нагарджуна организовал в Индии и Непале множество буддийских центров со статуями Будды, рядом с которыми ставились и статуи Защитников.

Наступившей после падения Империи Маурьев Шунгийской эпохе (II–-I в. до н.э.) также присуще богатое развитие буддийской скульптуры и живописи, особенно на западе индийского субконтинента. Примеры этому находят в пещерных храмах Бхайи (Bhaja) (середина II в. до н.э.) и Карле (Karle) (конец I в. до н.э.) –- в штате Махараштра, также в Удаягири и Кандрагири –- в восточном Ориссе. В те времена основными мотивами художественных композиций были предыдущие жизни Будды, изложенные в джатаках.

На юге Индии во времена правления династии Сатаваханов (II в. до н.э. –- III в. н.э.) на территории сегодняшней Андхра-Прадеш расцветала совершенно самостоятельная художественная школа Амаравати. Чудесные ступы и статуи Будд возведены в Амравати, Джагайджапете (Jagayyapeta) и Нагарджунаконде (Nagarjunakonda). Они похожи между собой и в то же время стилистически сильно отличаются от северо-индийских статуй: они тоньше и Будда часто запечатлен в непривычной позе. Здесь, также очень часто находят изображение Будды в виде символа. Это побудило многих искусствоведов прийти к точке зрения, что в начальный период буддизма Будду вообще не изображали в виде человека. Но как раз тот факт, что здесь находят оба варианта, подтверждает ошибочность этой теории.


Гандхара и ее полная перемен история

Таранатха установил, во всех регионах, где процветало Учение Будды, было много искусных художников, создающих изображения Будды. До наступления настоящей «»эпохи Гандхары»» (I – III в. н.э.) королевство пережило несколько буддийских периодов. Из этого можно сделать заключение, что буддийское искусство существовало там очень давно. К территории Гандхары принадлежали Пешавар, Таксила и соседние области Сват и Памир на северо-западе Пакистана. Эта местность стратегически очень благоприятно расположена, и при этом оказалась на стыке различных культур.

В течение многих столетий Гандхара являлась одной из семи провинций Персии, пока в 326 до н.э. ее не захватил Александр Великий. Уже через 20 лет греческого владычества Чандрагупта, основатель династии Маурья, получил эту область благодаря политически выгодной свадьбе в обмен на 500 слонов. Его внук, король Ашока, из своей резиденции в Паталипутре (сегодня Патна) в 256 до н. э послал буддийского мастера Мадхъянтика (Madhyantika) в Гандхару, таким образом даруя жителям этой области связь с буддизмом. Высеченные на скалах эдикты Ашоки в Шахбаз Гархи, в районе города Мардан, есть и сегодня.

После смерти Ашоки начался распад империи Маурьев. Сначала Гандхара добилась независимости, несколькими десятилетиями позже была завоевана последователями Александра Македонского –- греко-бактрийцами под предводительством царя Деметрия. Их господство продолжалось примерно 200 лет. Согласно найденным монетам можно идентифицировать имена тридцати девяти королей и трех королев этого периода. Среди греческих королей наиболее важную роль сыграл Менандер. Он вел свои войска из Гандхары в Паталипутру и захватил столицу господствующей там династии Шунга (Сунга). Вскоре после этого Менандер встретил буддийского монаха Нагазену и сам стал буддистом. Его вопросы Нагазене и ответы монаха вошли в мировую литературу под названием «Вопросы короля Мелинды» (Melindapanha, ed. V. Trenckner, RAS, London, 1928).

После греков короткое время в Гандхаре господствовали скифы и парфянцы.

Кушанская империя и искусство Матхура

Кушаны, или гуйшуан, – ветвь народа юэчжи, потомки кочевников из различных частей Центральной Азии. Во II веке до н.э. они поселились в районе современной Северной Индии, области Гандхары, Пакистана и в восточных районах Афганистана. Однако регион объединился под единой властью только в I в. н.э.. Наиболее известный царь Канишка I правил в конце I в. н.э. При нем искусство и культура Гандхары достиглио наивысшей точки своего развития, т.к. он был открыт буддизму. В его время первые изображения Будды появились на монетах. Согласно Таранатхе, Канишка созвал большой буддийский совет практикующих различных школ, чтобы исправить ошибочную интерпретацию третьего (или четвертого в зависимости от того, как считать) буддийского собрания.

В Кушанской империи существовало два центра искусств, отличающихся друг от друга по стилю: северный – в регионе Гандхары, с центром в Пешаваре, а позднее – в Таксиле (Такшашиле); и южный – в Матхуре, на юге сегодняшнего Нью- Дели (Уттар-Прадеш). Искусство Гандхары демонстрирует сильное влияние греческой и римской скульптуры, отчасти это результат завоевания Александром Македонским, но вместе с тем и тесных торгово-дипломатических связей с Римом. Скульптуры имеют похожую на тогу одежду, волнистые волосы и прямые римские носы; обычно они выполнены из темно-серого глинистого сланца, стукко (лепнины) или терракоты (керамические).

В противовес северному искусство южного региона Мутхура развилось на основе местных индийских традиций: скульптуры подчеркивают округлые формы тела при минимуме одежды и обычно выдолблены из красного, крапленого песчаника. Позже этот стиль развился в законченные формы периода империи Гупта (IV–VI в. н.э.).

В 1926 году индийский искусствовед Ананда Кумарасвами написал ставшую впоследствии знаменитой статью «Индийское происхождение изображения Будды», опубликовав в журнале американского Восточного общества №46 (of the American Oriental Society 46) стр. 165–-170, в которой он доказывал, что первые изображения Будды не возникли бы в Матхуре, если бы этому не предшествовала школа Гандхары. Подробно об этом можно узнать из его книги «Происхождение изображения Будды» («»The Origin of the Buddha Image»», Munshiram Manoharlal Publishers Ltd, Dehli 2001). Показательно то, что ранние матхурские изображения Будды были найдены в Гандхаре, в то время как влияние Гандхары на Матхуру осуществлялось позднее. Поэтому изображения из Матхуры должны считаться более ранними.

Заключение

Технику изготовления статуй Гандхара переняла у Греции, но содержание искусства было коренным индийским. Оно не отражало греческой истории или легенд. Да и фигуры, сидящие подогнув ноги в позе медитации, не имели греческих или римских прототипов. Бог Аполлон точно не имел 32 главных признаков и 80 дополнительных признаков Будды, наблюдаемых на изображениях эпохи Гандхары. Индийская иконография и качество статуй совершенно разные по сравнению с типичными греческими статуями. Греческие – направлены наружу, натуралистичные и показывали идеальную форму проявления. Скульптура Гандхары служила в первую очередь достижению внутреннего опыта по другую сторону привычного мира.

Поэтому нельзя сказать, что внешность греческого бога Аполлона оказалась прототипом для создания изображения Будды. Скорее имелось выраженное влияние греческой и римской культуры на искусство буддизма. Профессор мельбурнского университета имени Ла Тробы П. Фридландер в опубликованной в сети лекции о буддийском искусстве придерживается взгляда, что открытие в 19-м веке изображений Гандхары западными учеными, рассматривавшими тогда греческое искусство как источник развития любого искусства, привело к появлению предположения, что изображение Будды возникло под действием греческого влияния. Эта точка зрения сохранилась до сегодняшнего дня, так как другие источники едва ли принимались к сведению.

Тем не менее буддийское искусство формировалось не только в эпоху Гандхары, напротив, образ Будды пронизывает распространение буддизма Махаяны. Еще один важный фактор – мнение большинства историков, что Будда, происходя из царственного рода Шакьев, имеет индоевропейское происхождение. На это указывают некоторые главные признаки Будды: атлетическое телосложение и синие, иногда сине-черные глаза. Это тоже дает некие основания говорить о сильном культурном влиянии Европы на все стили буддийского искусства Азии.

Буддизм на сегодняшний день - одна из самых многочисленных исповедуемых религий, которая, наряду с христианством и исламом, проповедуется большим количеством населения. начало свое получила от учений великого мудреца Будды. Наверное, оттого, что истоки ее настолько древние - это одно из самых таинственных и поэтому привлекающих внимание вероисповеданий. Даже те, кто не является буддистом, всегда обращают внимание на то, как прекрасны статуи Будды, которые находятся в самых различных местах нашей планеты.

Их огромное количество, и, несмотря на это, появляется еще больше. Почему? А вы когда-нибудь находились рядом с таким произведением искусства? От всегда веет умиротворенностью и покоем, появляется чувство защищенности и некоей внутренней радости. Его легкая улыбка проникает прямо в сердце и согревает душу. А ведь он на века один - ни одно архитектурное строение нигде не изображает его рядом с учеником или матерью, верной женой или детьми…. Но вот позы, встречающиеся в изображении статуи Будды, самые различные - сидящий в размышлениях, стоящий с поднятой вверх одной рукой, лежащий на правом боку с вытянутой левой рукой вдоль тела. В первом случае - это обычная поза мудреца, в которой чаще всего его видели все его ученики, вторая поза статуи Будды - это проповедование своего учения, а третья - изображение его земной смерти, избавления ото всех мучений и достижения высшего пика нирваны.

Самая большая статуя Будды находится в Бирме, где более 90% населения являются буддистами. Длина лежащего на боку мудреца достигает пятидесяти пяти метров, а высота - пятнадцати. Историки считают, что данный колосс был сотворен в 10 веке. В 1757 году городок, в котором находится статуя, был разрушен, и о статуе все забыли. Лишь спустя два с половиной века восстановилось паломничество верующих к святыне, которое продолжается и по сей день.

До настоящего времени самыми прекрасными считаются бамианские статуи Будды, которые, к великому сожалению, увидеть можно только на сохранившихся фотографиях. Статуи находились в Афганистане и в марте 2001 года были разрушены талибами в знак выражения протеста против всех мировых общественностей. Одна из статуй была в числе самых крупных изображений великого мудреца и достигала в высоту 54 м. По историческим данным, возраст этих статуй был очень древним - построены они были в 1 веке нашей эры. Само название произошло от названия местности - Бамиан, именно так в древности именовалось географическое местоположение нынешнего Афганистана. Еще во времена нашествия татаро-монгольского ига святыня была очень сильно повреждена, но, тем не менее, еще сохраняла всю величественность и узнаваемые черты, однако последующее потрясение она уже не пережила.

«Весенний Будда» - это не только самый большой монумент великого мудреца, но и самая большая в мире статуя. Колосс расположен в провинции Китая - Хенан. Это красивейшая статуя, расположенная на поле (25 метров) из лотосов, достигает 128 метров в высоту. Весь ансамбль выполнен из бронзы и великолепно смотрится в лучах восходящего или заходящего солнца, когда лучи скользят по бронзе, согревая не только статую, но и сердца всех верующих.

В России также находятся несколько статуй Будды, самая большая из которых - в Калмыкии. Высота ее составляет более 10 метров.

Религия, зафиксировавшая свои положения в текстах, буддизм (за исключением дзэн-буддизма, благосклонного к живописи, то есть к непосредственному индивидуальному выражению мировосприятия, которое он допускает) обладает строгой иконографической традицией; различные техники скульптуры следовали этой иконографии на протяжении столетий.

В соответствии с буддийским богословием сам Будда (Буцу ), или Будда будущего (Нёрай ), определяется чертами, обозначенными на японском языке понятиями из санскрита: Сяка (Шакьямуни), Русяна (Вайрочана), Амида (Амитабха), Якуси (Бхасайя-гуру). Будда изображается в облике молодого священника, его кудрявые волосы уложены и завязаны в узел; фигура без украшений, драпированная лишь простым ниспадающим монашеским одеянием. Уши, чересчур удлиненные, отягощены драгоценностями, которые он носил тогда, когда был принцем и жил в роскоши при дворе своего отца. Несколько произведений эзотерического буддизма (миккё) изображают его увенчанным диадемой, в одежде, усыпанной драгоценностями, но таких изображений Будды немного.

Иконографические типы скульптурных изображений бодхисаттв Мироку (Майтрейя), Мондзю (Манджушри), Фугэн (Самантабхадра) и Кокудзо (Акашагарбха) (перечислим тех, кто встречается чаще) более разнообразны. Они могут быть изображены в диадеме, украшающей поднятые вверх волосы, со свободно повязанным поверх одеяния поясом, кулон или пектораль (ёраку ) завершают их облик.

Небесные стражи - Бонтэн (Брахма), Тайсякутэн (Индра), Бисямонтэн (Вайшравана), Китидзетэн (Махашри), Конгорикиси (Ваджрапани) - принимают разный облик: они цари или придворные, солдаты или великаны, мощная мускулатура символизирует их силу, их многочисленными образами вдохновлялись выразительные произведения японского искусства.

Изображения некоторых будд и бодхисаттв, принадлежащие сектам эзотерического буддизма, выражают неистовую ярость. Наиболее часто встречаются Фудо Мёо (Алкала), Госандзэ Мёо (Трайлокьявиджайя), Айдзэн Мёо (Рага).

Все эти божества изображены в энергичных позах, но делают одинаковый ритуальный жест рукой (мудра). Этому движению соответствует и выражение их лиц. То и другое раскрывает идею, которую они должны выразить. Наиболее почитаемые изображения окружены ореолом, и мастерство, с которым он выполнялся, со временем превратило элементы этого ореола - ангелов, цветы и языки пламени - просто в декоративное украшение. Характер изображения становится все более и более утонченным и декоративным. Статуя обычно размещалась на пьедестале в виде гигантского цветка лотоса, символичного водяного растения - сияющая чистота лепестков и погруженные в донный ил корни.

Небесные создания - божества на облаке, одно из которых играет на флейте, другое протягивает лотос, - включены в группу из пятидесяти двух горельефов из дерева, которые украшают интерьер Хоодо в Бёдоине в Удзи. Они образуют небесный эскорт Амиды Нёрай работы скульптора Дзете. Первоначально нарисованные и украшенные золотыми нитями (кириканэ), эти изящные изваяния представляют искреннее и жизнерадостное искусство эпохи Фудзивара.

В наши дни появились новые материалы, что побудило художников вновь обратиться к религиозной скульптуре. Но на протяжении семи веков буддийская пластика, можно утверждать, мало изменилась: канон Будды из Камакура (1252) является каноном и для Будды из Мёгуро, который датируется 1802 годом (эта статуя хранится в музее Сернуши).

Японская скульптура эпохи Камакура отразила это время ожесточенности и нестабильности, в ней заметны проявления реализма, граничащего с барокко, в определенном смысле это время подъема и упадка пластического искусства. Скульптура этой эпохи оказывается отражением своего времени. Способность глубоко чувствовать, характерная для художников XIII века, их склонность к драматизму и состраданию была отмечена искренней амидистской верой. Этому времени не подходили для изображений безмятежные, уверенные в себе боги, скорее требовалось выражение сдерживаемой боли чувствительных и очень ранимых людей. Назидательность этих изваяний предназначалась для множества смиренных, малообразованных верующих, чуждых эстетических радостей, которые были доступны только придворным, поэтому изображения богов и святых должны были нравиться народу. С этой целью скульпторы не гнушались никакими эффектами, вплоть до напыщенности. Так, чтобы изображения выглядели «более живыми», глаза статуй инкрустировали горным хрусталем (гёкукан). В те эпические времена формируется еще и культ героев - знатных вельмож, которые благодаря своей прославленной энергии творили историю, и, следовательно, появляются их изображения. Одна из самых прекрасных, без сомнения, статуя Уэсуги Сигэфуса, потомки которого всегда находились среди самых влиятельных советников сёгуна.

Основные принципы скульптуры этой эпохи были выражены в творчестве Кокэя (XII в.). Скульптор был связан с храмом Касуга в Нара, основал в центре старого Ямато школу, близкую по духу школе великих реформаторов в далеком Канто.

Храм Касуга-дзиндзя, или Касуга-тайся, в Нара был основан в 768 году. Но возможно, он возник раньше, вскоре после учреждения столицы в Нара. Фудзивара-но Фухито (659–720) приказал его построить в честь бога - покровителя своей семьи. Главное здание (хондэн ) восстановлено в 1863 году, четыре одинаковых маленьких храма - маленькие четырехугольные павильоны, снабженные прямой лестницей, которую защищает выступ широкой крыши. Ансамбль - один из характерных типов синтоистских храмов, ставших обычными с эпохи Хэйан. К святилищу Фудзивара ведет живописная аллея, уставленная вдоль бесчисленными фонарями, подаренными на протяжении веков благочестивыми верующими.

Ункэй, сын Кокэя, - работал с 1175 по 1218 год - по праву считается самым знаменитым японским скульптором. Сила, размах, человечность искусства эпохи Нара стали отличительными чертами этого художника, усиленные нервной энергией, которая подпитывалась впечатлениями от пластического искусства эпохи Сонг. В творческой манере сыновей Ункэя - Танкэя, Кобэна и Косё - появились черты маньеризма,в их творчестве заметен натурализм: пластика тела, выражение лица, летящая драпировка одеяний святых, отступавшие от канона, - все это было выполнено виртуозно, и статуи поражали паломников.

Восстановление Тодайдзи, пострадавшего в войнах XII века, значительно повлияло на развитие японской скульптуры и изменило ее главное направление. Под руководством верховного жреца Сюндзёбё Хогэна храм реконструировали в стиле южнокитайской архитектуры, известном как тэндзики-э (индийский стиль). Для восстановления искусства скульптуры Хогэн, до того трижды посетивший, как рассказывается, Китай, выбирает Кайкэя, ученика Кокэя. Он также привез из Китая художника Чэнь Хочина, который знакомит японцев со стилем Сонг. Постепенно новая мастерская в Тодайдзи превратилась в тот фермент, который породил жемчужину японской скульптуры - искусство Камакура. Восстановленный в Тодайдзи храм был грандиозным сооружением, и люди, которые его создали, не уступали своим предшественникам в мастерстве и артистизме - несколько уцелевших образцов предшествующего времени служили молодым скульпторам эталоном, так что творческий процесс был непростым, а поиски нового - постоянными.

Скульптура бурно развивалась в эпоху Хэйан, в период расцвета культуры Фудзивара. При дворе и в домах знати успешно трудились ремесленники. Они вырезали из мягкого дерева изысканные, приятные изображения, которые нравились сильным мира сего. Буддийская секта Тэндай поддерживала эстетику очарования. Эта тенденция усилилась с распространением амидизма, один из постулатов которого утверждал, что символом рая, где встречаются праведные души, на земле может быть лицезрение прекрасного.

Исключительная изобретательность мастеров развивала скульптурные техники. Статуи состояли из фрагментов: из отдельных вырезанных кусков нужного размера собиралась вся статуя (ёсэги ). Этот способ, упрощающий задачу создания статуи и реставрации, усовершенствовал мастер Дзете, незадолго до своей смерти (1057) создавший замечательную статую Амиды Нёрай в Бёдоине в Удзи (1052), матовая позолота которого освещает павильон Феникса (Хоодо).

Сын скульптора (он был и буддийским священником) Косё, Дзётё пользовался особым покровительством Фудзивара-но Митинага (966-1027), того самого, которому было суждено привести свой род к вершинам власти. Столь значительная поддержка позволила Дзётё основать в Киото замечательную мастерскую «Седьмой улицы» (Ситидзё буссо). Вскоре его ученик Хосэй (умер в 1091 году) и сын последнего Энсэй (умер в 1134 году) основали мастерскую на Третьей улице (Сандзё буссо); обе мастерские были широко известны и процветали. Успех Дзете свидетельствовал о важном изменении в социальном положении скульпторов: они получили право работать в собственной мастерской и воспитывать учеников. Дзётё стал первым из своей корпорации, кто был допущен к духовному сану, что обеспечило ему одновременно авторитет и материальный достаток. Новый статус быстро снискал ему большую популярность, поскольку в эпоху Хэйан монастыри развивались благодаря субсидиям и покровительству меценатов. Таким образом, после того как Дзёте вполне естественно был приближен кХодзёдзи, возведенному Фудзивара-но Митинага, этому примеру, поданному верхушкой общества, последовали многие. Благодаря религии скульптура приобрела благосклонность мирян, что и позволило ей отойти от слишком большой зависимости от китайских прототипов.

Скульпторы использовали китайские образцы с некоторым запозданием в период, когда японский двор соперничал с китайским двором. Зрелости эпохи Тан соответствовала зрелость эпох Тэмпё и Хэйан. С того времени, как двор обосновался в Хэйане, скульптура расцветала благодаря множеству заказов, которые поступали от действующих монастырей и при строительстве новых. Новые монастыри основывались в защищенных удаленностью и лесами долинах. Потребность была велика, статуи должны были отражать новые религиозные чувства.

При этом материал должен быть не только прочен, но и дешев. Поэтому скульптура эпохи Хэйан по преимуществу была деревянной. Этот благородный материал в стране, густо покрытой лесами, оригинальным способом выразил талант лесного народа, который заменил примитивный топор предков на эффективное долото великих цивилизаций эпохи металла. Статуи из сандалового дерева (дандзо ), которые монахи-паломники привозили из Китая, ввели в моду приятный и естественный материал - дерево, которое на архипелаге имелось в изобилии. Наконец, качество японских режущих инструментов позволяло достичь точности в резьбе по дереву. Действительно, уже в эпоху Нара в мастерских Дайяндзи и Тосодайдзи воспроизводили в дереве изысканные формы аналогичных изделий из лака или глины. Статуи до эпохи Камакура резались из одного куска дерева (итибоку ). Для их создания требовалось приложение силы, особое внимание уделялось декору, детали статуи тщательно прорабатывались, затем искусно покрывались другими материалами (хомпа-сики ). В эпоху Хэйан художники отходили от реалистического стиля в противоположность величественным произведениям мастеров эпохи Нара, которые точно следовали традиции.

Нара

Эпоха Нара стала золотым веком японской скульптуры. Без сомнения, она никогда не знала большого разнообразия материалов. Техники, которые более всего использовались в период расцвета Нара, - лак и глина - происходили из Китая эпохи Тан.

Техника глины была давно известна в Индии и Центральной Азии, оттуда она пришла в Китай. Сначала изготовлялась модель из дерева, этот грубый остов покрывался рисовой соломой (она была необходима, чтобы лучше удерживать новые слои глины), на которую укладывали глиняную массу. Масса, которую использовали для первых слоев, была грубой: солома предварительно смешивалась с землей и золой, затем она снова покрывалась более качественной глиной, смешанной с бумажным волокном. Последний тонкий слой - из тонкоразмолотой глины с порошком слюды. Затем статуя раскрашивалась или покрывалась золотой фольгой. Вместо этой широко распространенной в VIII веке техники стали применять технику лака.

Лаковая техника характерна именно для Дальнего Востока. Она состояла в наложении слоев лака: либо лак накладывался последовательно, либо на слои ткани (даккацу кансицу), либо сразу на деревянную основу (мокусин-кансицу).

В первом случае на полую грубую глиняную модель последовательно многократно накладывается ткань, каждый слой которой обрабатывается лаком до приобретения желаемой формы. Пластические детали прорабатывались смесью из порошка лака и опилок, использовали металлические каркасы. После высыхания глиняную форму разбивали и иногда внутрь вставляли деревянный каркас для придания устойчивости всему сооружению. Техника, которая используется для создания статуи из лака на деревянной основе, слегка отличается от техники с использованием глины: первоначальная деревянная модель покрывается несколькими слоями лака.

В обеих техниках часто использовались разноцветные лаки, иногда лак смешивался с порошком или с пигментом золота или серебра. К полым статуям в технике сухого лака относились с особым вниманием, так как они были тонкими и их легко было носить во время церемониальных процессий. Изящество, которого техника лака позволяла добиться, превратило лак в материал, по преимуществу использовавшийся для скульптурных портретов. Знаменитым (и к тому же самым древним из известных) является изображение священника Гандзина, который основал в 759 году храм Тосёдайдзи.Другим столь же знаменитым произведением является Асура в Кофукидзи, один из «Восьми охранников Шакьямуни» (Хатибусю ) - скульптор изобразил его с тремя лицами и шестью руками. Благодаря лаковой технике статуя передает мягкое выражение лица, которое скорее принадлежит ангелу-хранителю, чем воину. Маски театра гигаку передают в своей улыбке, напоминающей карикатуру, творческое вдохновение художников, которые над ними работали.

Наряду с этими очеловеченными и усовершенствованными статуями известны монументальные бронзовые изображения, слава о которых шла уже целое столетие. Мастерство техники сплава меди и олова, применявшейся японцами, развивалось быстро, если судить по огромному бронзовому Будде, воздвигнутому в Тодайдзи в 752 году. Статуя, достигавшая семнадцати метров в высоту, выплавлялась в несколько приемов по горизонтальным разрезам (игаракури ), затем эти фрагменты вставлялись один в другой, затем накладывалась позолота. Эта техника была использована исключительно для создания гигантских Будд, которых называли дзёроку («шестнадцать»), потому что они были высотой в шестнадцать футов, когда изображались во весь рост, и высотой в восемь футов, когда сидели, - идеальный рост, который соответствовал росту Шакьямуни. Статуи среднего размера отливались в технике a la tire perdue (рогата) по методу, обычно применявшемуся начиная с эпохи Асука.

Камень относительно мало использовался в Японии, поскольку природные ресурсы были скудными. Влияние монументальной китайской и корейской каменной скульптуры там очень ощущалось, но отразилось в использовании других материалов. Камень оставался на протяжении веков связан с садами, архитектурой пейзажей; он чаще воспринимался как самостоятельный предмет, чем как материал для скульптуры.

Мастера годов Тэмпё (729–749) создали грандиозное искусство, используя различные материалы. Искусство отражало идеи буддизма, который процветал в столице Японии. Монументальные пропорции, глубокие складки тяжелой ниспадающей драпировки, прилегающей к телу в манере, принятой на континенте, свидетельствуют о мастерстве японского пластического искусства.

Хакухо

Скульптура эпохи Нара была отмечена расцветом реализма, выразительной трактовкой образа, даже экспрессивностью: она демонстрировала зрелость искусства, сменяющего искусство Хакухо, которое отличалось стыдливостью и непременным идеализмом молодости. В искусстве периода Хакухо отразилось начало расцвета страны, начинающей понимать свою сущность. Япония тогда была открыта для континентальных веяний и благодаря посредничеству Китая приобщилась к эстетическим критериям индийского искусства эпохи Гуптов. Эта эстетика и после ослабления династии под давлением эфталитов(455) продолжала влиять на азиатское искусство: спокойные, с правильными чертами лица, пышная грудь, округлые бедра, высокий рост, длинные изящные ноги, тело, скрытое ниспадающими складками прилегающей одежды. Триада маленького переносного храма госпожи Татибана, матери императрицы Комё (701–760), сохранившаяся в Хорюдзи, сияет благородной строгой красотой. Ансамблю присуща гармония и полетность всех его линий. Этот маленький храм представляет собой, как и замечательный Тамамуси, в котором сохранились первые шедевры японской живописи, нечто вроде реликвария,помещенного на пьедестал и увенчанного крышей (суми-дза ). Вода источника (геометрические мотивы представляют колеблющуюся воду и водяные растения) орошает скрученные стебли трех лотосов, поддерживающих Будду Амиду и двух его бодхисаттв. Ореол окружает голову Амиды, а задний план украшен ангелами. Пластичные линии ансамбля придают ему живость, а сдержанная лучезарная улыбка характеризует архаические периоды всех цивилизаций.

Асука

Японская скульптура, которая на всем протяжении своего развития оставалась тесно связанной с религией, родилась вместе с буддизмом под покровительством замечательного регента Сёто-ку, в эпоху А сука. Как и религия, которая пришла в Японию из Китая и Кореи, японское искусство находилось под воздействием китайского и корейского искусства и его теории. Самой древней статуей, о которой история (или легенда) сохранила воспоминание, является гигантский Будда, творение Курацукурибэ-но Тасуна, предназначенный для Сакатадэры, храма, воздвигнутого в память об императоре Ёмэй (586–587), именно этот император оказался первым, кто официально обратился к буддизму. Автором древних японских скульптур, известных в настоящее время, считается талантливый скульптор Тори, сын Тасуна, который сам являлся потомком китайского иммигранта. Тори, действительно, был внуком Сиба Татито, который эмигрировал из китайского царства Южного Лян и прибыл в Японию в 522 году, чтобы проповедовать добродетели буддизма. Семейство Сиба Татито было известно также под именем Курацукурибэ, отец Тори сделал его знаменитым.

По распоряжению императрицы Суйко в 605 году Тори создал два гигантских изображения Будды - позолоченную бронзовую статую и вышивку, которые предоставили ему возможность подняться в иерархии до третьего придворного ранга. Единственное произведение Тори, которое дошло до нас, - назидательная «Триада Шакьямуни», хранящаяся в монастыре Хорюдзи в Нара. Широкий ланцетовидный нимб окружает Будду и его бодхисаттв, которые окружены нимбом из пламени. Надпись сзади уточняет, что произведение относится к 623 году и создано, чтобы способствовать возрождению в раю незадолго до того умершего принца Сётоку. Вознесенный на высоком деревянном троне, напоминающем пьедестал маленьких храмов или современных реликвариев, Шакьямуни восседает на своем пьедестале, драпированном объемными ниспадающими складками. Фронтальное положение персонажей, удлиненный овал лица, большие, широко открытые глаза миндалевидной формы, спокойная загадочная улыбка, длинные руки - все подчинено тому же канону, который отличает скульптуры знаменитых монастырей Юнгань или Лунмэнь в Китае периода Шести династий. Будда выполнен в технике a tire perdue, детали поверхности отполированы. Бодхисаттвы отливались отдельно. Произведения самого Тори были утрачены, но стиль, который он создал, сохранился в позднейших изваяниях, таких как Каннон Босацу храма Юмэдоно в Хорюдзи. Замечательная Кудара Каннон представляет несомненный контраст с искусством Тори. Если главные характеристики остаются теми же, которым подчинялась и «Триада», все равно чувствуется новый дух эпохи династии Суй. Вырезанная из камфарного дерева и покрытая золотой фольгой, Кудара Каннон, размещенная в Юмэдоно в 739 году, содержала, без сомнения, некоторые архаичныее черты. Однако удлиненные пропорции тела, легкий наклон фигуры вперед, женственная прелесть и изящество прически и одеяния придают этому произведению человеческое обаяние. Боги уже жили среди людей.

Эта статуя вырезана из цельного куска камфарного дерева, за исключением вазы, которую Будда держит в левой руке, и драгоценного браслета, который надет на правую руку. На ней сохранились следы позолоты, лака и разноцветной росписи. Диадема, как и пектораль и браслет, выполнена из позолоченной бронзы и похожа на корейские украшения из погребений эпохи Великих курганов (III–IV вв.), в которых сохранились прекрасные образцы. В статуе, удлиненных пропорций, замечательно передана пластика тела; верхняя часть туловища слегка наклонена вперед, накрыта нежной волной драпирующегося одеяния. Кудара Каннон называется так потому, что, по легенде, она создана в Корее художником из Пэкче (Кудара по-японски), и свидетельствует об эволюции скульптуры по сравнению с сакральным стилем Тори. От нее веет духом китайской культуры эпохи Суй.

Эта нежность, озаренная светом, еще более открыто проявилась в статуях Майтрейи, сохранившихся в Тюгудзи в Хорюдзи или в Корюдзи в Киото. Статуи, вырезанные из одного деревянного блока, включая ореол, воспроизводят позу (Ханка сиюи или ханка си-и), которая под влиянием Кореи была тогда в большой моде: Майтрейя медитирует, восседая на троне, ноги скрещены, правая рука подпирает щеку. Под одеждой в стиле «мокрой драпировки» в индийской манере угадываются стилизованные формы тела. Майтрейя, чей образ увенчивается прической с двойным шиньоном или корейской шапочкой, излучает нежность, которая в последующие века станет отличительной чертой скорее живописи, чем скульптуры. В течение одного столетия Япония овладела всей наукой!

Скульптура

Изобразительное искусство в виде скульптурных произведений получило широкое распространение в тибетском буддизме. Еще в Индии первыми изображениями Будды были именно творения ваятелей, поскольку именно они, еще до росписей и фресок Аджанты, начали украшать ступы от Санчи и до Боробудура лепными рельефами, отражающими сцены из жизни Будды.

Традиция создавать статуи идет от самого Будды. Он рекомендовал изготавливать их в целях почитания живого Будды в образе человека, а также для ритуала жертвоприношения Будде, ушедшему в Нирвану. Первые статуи, согласно древним сутрам были деревянными, но позже скульптуры стали применять и другие материалы, в том числе камень.

Во времена кушанской Бактрии расцвело искусство традиции Гандхары, оставившее после себя образцы высоких достижений в синтезе греческих и индийских канонов. В это время стало развиваться более доступное и быстрое производство культовых изделий из глины и алебастра. Они представлены удивительными по глубине и выразительности скульптурными работами образов Будды и бодхисаттв в среднеазиатских храмах Мерва и Каратепе. Из цельных скальных пород, и, особенно, мягкого песчаника вырубались целые ансамбли скульптур и монументов. К таковым относятся гигантские 60-метровые статуи Будды в Бамиане в Бактрии (совр. Афганистан), которые стояли в скальных вырубленных нишах, до их разрушения талибами в 2001 г.

Тибетские мастера усвоили и восприняли традиции, опыт и пропорции своих индийских предшественников. Если в Индии и в Средней Азии буддийские статуи делались преимущественно из камня или алебастра, то тибетцы работали преимущественно с камнем. Сохранилось много вырезанных из камня композиций различного размера, от 20 см до нескольких метров.

Работы, выполненные из металлов, получили наибольшее распространение в тибетском эзотерическом искусстве. Этому способствовали достижения тибетцев в горном деле и их высокое мастерство в металлургии. Работа с медью, золотом, серебром и железом уходит корнями вглубь тибетской истории, а культурные связи с окружающими странами позволяли усвоить и новый опыт. Первоначально, делались попытки широко использовать железо и медь, но начиная с VII в. наибольшее распространение получило бронзовое литье. Изготовление бронзовых статуй, а также атрибутов культа (ваджры, колокольчики, ритуальные кинжалы, чаши, музыкальные инструменты и пр.) получили в Тибете большое распространение. При этом наряду с бронзой применялись различные сплавы, такие, как "сплав пяти драгоценных металлов", куда входили железо, медь, серебро, золото и свинец. В других сплавах присутствовали горный хрусталь, графит (алмазы) и ртуть. Процесс состоял из смешения в определенных пропорциях, плавки, придания формы (резьба, литье и пр.) и завершающих ритуалов.

С момента постройки первого монастыря в Самье литье небольших и огромных статуй, изображавших Будду и идамов, стало повсеместным. Для изготовления такой статуи выбирался особый, рассчитываемый астрологами день. Мастер проводил определенное время в медитации и молитвах, прежде чем взяться за работу. Бронзовые изваяния внутри были полыми, их отливали по частям и уже на месте, в храме, составляли в единую конструкцию. Каждую статую освящали особым ритуалом, помещая при этом в ее полости священные тексты, посвященные изображаемому объекту Прибежища. После этого статуя, как правило, снизу, запечатывалась особой печатью (священным слогом) и считалась "живой". Этой процедуре подвергались даже самые маленькие скульптуры, из любого материала, бронзы, дерева или глины. Статуи в храме Рамоче и Большого Будды в Чжокханге недалеко от Лхасы явились первыми такими образцами.

Вместе с художественным литьем получило распространение и изготовление статуй из глины и дерева. По преданию, знаменитая деревянная статуя Будды "Цандан Чжу" была сделана из сандалового дерева. Конечно, трудно представить себе столь длительную сохранность, однако, допустимо предположить, что это копия с древнего деревянного оригинала. Храмы, не имевшие средств на дорогие бронзовые изделия, изготовляли статуи из папье-маше. Из этого же материала делались и высокохудожественные маски для цама.

Первоначально, с X в., когда буддизм окончательно закрепился в Тибете, бронзовые изваяния Будды и идамов стояли на каменных или кирпичных пьедесталах, держа в руках такие же бронзовые атрибуты. Статуи выполнялись по всем канонам, однако были неодетыми, не покрывались инкрустацией и не имели ничего, кроме бронзовых деталей.

Лама Цзонхава изменил это положение. При нем статуи стали изготавливать из драгоценных металлов, таких, как золото и серебро, а медные и бронзовые стали украшаться сложной инкрустацией из драгоценных и полудрагоценных камней. Головы идамов стали украшаться золотыми коронами, со вставленными в них яхонтами, изумрудами, рубинами и особенно бирюзой различных оттенков. Серьги, ручные и ножные браслеты также изготавливались из серебра и золота и надевались на бронзовые тела. Соответствующие места статуй, лица, волосы раскрашивались минеральными красками.

Затем тела бронзовых будд стали покрываться тончайшим слоем кованого золота, а позже стала применяться техника золотого напыления. Для золочения скульптурных работ применяли натуральное золото. Однако иногда золото наносили на поверхность таким толстым слоем, что оно слабо держалось и падало мелкими крупинками. Эти крупинки назывались "шал-сэр" (zhal-gser, "личное золото"), которые очень дорого ценились и шли исключительно на золочение икон в живописи. При этом фигуры будд и идамов стали облекаться в парчовые и шелковые одежды.

Со временем в Тибете уже ни один храм не обходился без бронзовых изваяний, распространив этот вид искусства на весь ареал тибетского буддизма, в том числе и за пределами страны. Центральная фигура Будды и главные персонажи пантеона в любом тибетском храме всегда представлены в виде статуй или скульптуры, будь это бронзовое литье, окрашенная и глазурная глина или папье-маше. Этот и другие факты позволили итальянцу Ипполито Дезидери, проникшему в Тибет в XVII в., написать о схожести католических и тибетских храмов.

Помимо храмовых интерьеров скульптура получила распространение в виде фигур охраняющих врата львов, либо других животных - тигров, гаруд, драконов, украшающих порталы практически всех больших монастырей, а также в виде барельефов на ступах и стенах.

Нельзя не отметить и особый вид миниатюрных глиняных изделий, с лицевой поверхностью в виде барельефа, называемых по-тибетски "ца-ца" (phyag-tsha) и получивших в Тибете повсеместное распространение. Материалом для них служила глина, куда добавлялись минеральные красители и растительные компоненты. Смешанная с водой, она в дальнейшем подвергалась штамповке деревянными или каменными клише и оставлялась сохнуть в проветриваемом помещении. После этого "ца-ца" раскрашивались. Как и статуи, они также подвергались ритуалу освящения. Как правило, на "ца-ца" изображались известные и особо почитаемые бодхисаттвы, идамы, такие как Амитаюс, Ямантака, Яма, Ваджрапани, Манджушри, Махакала, Тара, и они занимали свое место в домашних алтарях, их брали с собой в дорогу и считали охранными амулетами от злых духов и болезней.


Жесты Будды, или как использовать мудры в доме.

1. Мудра Абхая — бесстрашие

Начнем с одного из самых популярных жестов руки Будды, называемого Абхая-мудра. Он дарует энергию бесстрашия. Это весьма популярный жест, который встречается во многих предметах домашнего декора с изображением Будды, будь то скульптуры, рисунки или даже подсвечники.


Будда бесстрашный и защищающий.

Итак, что такое Абхая-мудра? «Абхая» переводится с санскрита как «бесстрашие». Этот жест выполняется открытой ладонью правой руки, вытянутой наружу на уровне груди или чуть выше. Глядя на этот жест руки Будды, можно почувствовать энергию защиты, мира и сильное чувство внутренней безопасности. Это прекрасное дополнение для фэншуй любого дома.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для мудры Абхая является прихожая или гостиная.

2. Мудра Дхьяна - медитация

Дхьяна или самадхи-мудра - это жест рук, который способствует энергии медитации, глубокому созерцанию и единству с высшей энергией.


Соединяясь с энергией космоса.

Кругооборот энергии, создаваемой треугольником из соприкасающихся больших пальцев обеих рук, также способствует очистке от любых «примесей» посторонней энергии на эфирном уровне. Просто взглянув на этот жест руки Будды, можно соединиться с энергией глубокого покоя и безмятежности.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для Дхьяна - мудры является комната для медитации, алтарь, центр дома или рабочий кабинет.

3. Мудра Намаскара - приветствие и поклонение

Намаскара или Анджали-мудра - это жест рук, который означает приветствие другого человека с предельным уважением и поклонением божественному во всем. Как несложно увидеть, приветствие выражается в форме жеста молитвы, исходящей от сердца или третьего глаза.


Только сердцем можно постичь это мир.

Мудру Намаскара можно изображать ладонями на уровне сердца или лба, поскольку только сердцем или глубоким духовным прозрением (третий глаз) человек может постичь, что все вокруг являются проявлением такого же света.

Интересно отметить, что Будда по достижению просвещения больше не делал этот жест руками. Причина этого довольно проста - когда он стал един со светом и божественной энергией, ему больше не нужно было выражать обожание, ведь выражение поклонения чему-либо означает, что человек находится за пределами того, чему он поклоняется.

Лучшим местом в доме для Намаскара-мудры является входная дверь, столовая, гостиная или домашний кабинет.

4. Мудра Бхумиспарша — призыв Земли в свидетели

Бхумиспарша-мудра переводится как «Прикосновение к Земле» или «Призыв Земли для того, чтобы засвидетельствовать истину». Этот жест всегда изображается правой рукой, а левая рука лежит на коленях ладонью наружу (Варада-мудра).


Свидетельствуя об истине.

Бхумиспарша-мудра считается жестом Будды в тот момент, когда он достиг просветления. Он символизирует непоколебимую силу и правду, а также освобождение Будды, которое помогло преодолеть ему темноту (Мара), угрожающей Будде до того, как он достиг света.

Лучшим местом для Бхумиспарша-мудры является центр дома, входная дверь или алтарь.

5. Мудра Варада - сострадание, искренность и осуществления желаний

Варада-мудра выражает энергию сострадания, освобождения и приношение блага. Эта мудра делается левой рукой, и чаще всего ее можно увидеть в сочетании с другими мудрами, такими как, например, Бхумиспарша или Абхая.


Cострадание, искренность и осуществления желаний.

Эта мудра также называется мудрой, дарящей благословение, поскольку она помогает придать энергии определенные качества, присущие только просвещенному существу. Часто на ладони у Будды можно увидеть священное изображение, такое как мандала или глаз. Это выражает мощную энергию, исходящую от просвещенного существа через его руки.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для Будды, показывающего Варада-мудру, является северо-западный угол дома или офиса.

6. Мудра Карана - изгоняющая негатив

Карана-мудра выражает очень мощную энергию, при помощи которой изгоняется отрицательная энергия. Этот жест также называется «изгнанием зла». Просто взглянув на этот жест, можно ощутить очень решительную, сосредоточенную энергию.


Будда зло изгоняющий

Если у кого-то есть изображение Будды, показывающего Карана-мудру, нужно быть очень внимательным к тому, где его размещать, причем неважно, дома или офисе. Нельзя, чтобы Канана-мудра «смотрела» на входную дверь (возле нее должна быть энергия приветствия). Точно так же нельзя размещать это изображение в своей спальне или детской комнате.

Лучшим местом для Будды, показывающего мудру Карана, является любое место в доме, которое нуждается в сильной очистке от негатива, или проблемная область дома (например, окна, выходящие на переулок с низкой энергетикой).

7. Мудра Важрапрадама - уверенность в себе

Обычно Ваджрапрадама-мудра переводится как «Мудра непоколебимой уверенности в себе», но этот жест руки означает гораздо больше. Или, по крайней мере, не то, что обычно понимается под уверенностью в себе. Пожалуй, первыми словами, которые приходят на ум, когда человек смотрит на этот жест Будды, являются: «Я прихожу с миром, потому что я и есть мир».


Я прихожу с миром, потому что я и есть мир.

Он излучает целую пылающую реку самой прекрасной золотой энергии - мягкой, доброй, сияющей, исцеляющей и вечной. Правильнее было бы назвать это жестом доверия к «Я» - истинному «Я», которое является единым с Божественной энергией.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для Ваджрапрадама-мудры является центр дома, гостиная или входная дверь.

8. Мудра Витарка — передача учения

Витарка-мудра интерпретируется как жест рукой, который пробуждает энергию обучения и интеллектуального обсуждения или аргументации. В основном это можно выразить как передачу определенного учения без слов, а круг, образованный большим и указательным пальцами, создает постоянный поток энергии / информации.


Чтобы стать мудрее.

Как и в случае с Абхая-мудрой, энергия, создаваемая этим жестом рук, позволяет передавать знания защищенным способом, чтобы этому не мешали никакие страхи.

Лучшим местом для данной мудры является домашний кабинет или библиотека.

9 Мудра Дхармачакра - колесо Дхармы (космического порядка)

Мудра Дхармачакра выражает непрерывную энергию (символизированную колесом / чакрой) космического порядка. Руки располагаются на уровне сердца, причем большие и указательные пальцы образуют круги (подобно мудре Витарка). Правая ладонь обращена наружу, а левая - к сердцу.


Мир, проходящий через сердце.

Эта мудра связана с первой проповедью или учением Будды. Ее часто называют представлением учения о космическом порядке, исходящем через сердце.

В квартире лучшим местом для Дхармачакра-мудры будет домашний кабинет или гостиная.

10. Мудра Уттарабодхи - высшее просвещение

Уттарабодхи называют мудрой высшего просветления. Она образована обеими руками, расположенными в районе сердца. Указательные пальцы касаются друг друга и указывают вверх, остальные восемь пальцев переплетаются.


Внутреннее единство.

Подобный жест рук явно вызывает чувство непоколебимого единства внутри себя. Если попробовать исполнить мудру Уттарабодхи в течение пары минут, можно ощутить тонкий энергетический сдвиг в организме.

Уттарабодхи-мудра лучше всего будет уместна на севере или юге дома или офиса. Также можно попробовать разместить ее на видном месте с высокой энергией в гостиной.