Главная · Способы иммиграции · Собор на дворцовой площади. Как луг превратился в архитектурный ансамбль. История Дворцовой площади. История появления, застройка

Собор на дворцовой площади. Как луг превратился в архитектурный ансамбль. История Дворцовой площади. История появления, застройка

Дворцовая площадь в Петербурге (Санкт-Петербург, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль которой сформировался во второй половине XVIII - первой половине XIX века. Название площади дал Зимний дворец, южным фасадом выходящий на площадь. На Дворцовой площади проводятся концерты, массовые мероприятия, это самое популярное место в Санкт-Петербурге среди туристов.

Ансамбль Дворцовой площади

Зимний дворец

На площадь выходит главный фасад Зимнего дворца , прорезанный аркой парадного проезда. В ансамбль площади включены также Малый Эрмитаж, трехэтажный корпус которого выходит на Миллионную улицу, и Новый Эрмитаж с портиком, украшенным гигантскими статуями атлантов.

Дворцовая площадь

Главный штаб

Вдоль южной границы площади в 1819-1829 гг. было воздвигнуто дугообразное здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси), корпуса которого протянулись на 580 метров. Два крыла связаны между собой Триумфальной аркой, состоящей из трех связанных между собой арок, декорированных барельефами. Арки расположены не строго одна за другой, поэтому если выходить сквозь них на Дворцовую площадь, величие и простор ее будут представать пред взором постепенно. На вершине арки застыла колесница, запряженная шестеркой коней, которыми правят двое воинов в римских доспехах. В повозке стоит величественная богиня Слава с лавровым венком в одной руке и штандартом в другой.

Александровская колонна

В центре площади возвышается Александровская колонна (1830-1834, арх. Огюст Монферран) из гигантского полированного монолита розового гранита высотой 25,6 саженей. На ее вершине установлена фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским. Ансамбль Дворцовой площади не был бы законченным без этого массивного памятника. Колонна и Триумфальная арка Главного штаба посвящены победе России в войне с Наполеоном. Текст на табличке у подножия колонны гласит «Александру I благодарная Россия». Примечательно, что колонна держится на постаменте только за счет собственного веса.

Здание штаба Гвардейского корпуса

В 1837-1843 гг. на востоке площади было построено большое здание штаба Гвардейского корпуса. Перед архитектором А. П. Брюлловым стояла сложная задача - возвести новое строение, которое бы гармонировало одновременно с Главным штабом в стиле классицизма и барочным Зимним дворцом. Четырехэтажное нейтральное здание прекрасно справляется со своей функцией и изящно замыкает ансамбль Дворцовой площади с восточной стороны.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Главная площадь города и архитектурный ансамбль, сформированный Зимним дворцом, зданием Штаба Гвардейского корпуса, зданием Главного штаба с Триумфальной аркой и Александровской колонной. Основу нынешней планировки города, начинающейся от Адмиралтейства, заложил еще император Петр I в 1721 году. Однако, план реконструкции центральной городской площади Петербурга, получившей название Дворцовой, был утвержден только в 1765 году, а императорский указ о преобразовании площади напротив императорского Зимнего дворца был подписан в 1778 году.

Первое название площади — Адмиралтейский луг (от имени Адмиралтейской верфи), в начале XVIII века это было большое поле заросшее травой, на котором часто устраивались шикарные празднества с народными гуляньями.

Основой нынешней Дворцовой площади стал Зимний дворец, построенный в 1754-1762 годах по проекту Б. Ф. Растрелли.

До революции Дворцовая площадь была частым местом проведения военных смотров и парадов, а во время Октябрьского переворота 1917 года на ней состоялся решающий бой с войсками Временного правительства.

В советское время, с 1918 по 1944 год, Дворцовая площадь официально именовалась площадью Урицкого в честь видного большевика М. С. Урицкого, убитого в здании Главного штаба.

В годы Великой Отечественной войны на площади планировали устроить военный аэродром, но позже от этой идеи отказались.

Сейчас на Дворцовой площади организуются главные государственные праздники, проводятся концерты, спортивные и общественные мероприятия.

Размеры Дворцовой площади около 5 га, по этому параметру она превосходит Красную площадь в Москве.

Петербургская Дворцовая площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Туристу на заметку:

Посещение Дворцовой площади будет интересно всем туристам, впервые оказавшимся в Санкт-Петербурге, всем тем, кто интересуется архитектурой XVIII - первой половины XIX веков, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями, входящими в архитектурный ансамбль — , (где расположен ),

А втор настоящей работы ставит перед собой задачу вглядеться в реальность Дворцовой площади с целью встретиться с реальностью русского европейца, сформировавшегося в России в её петербургский период. Эта цель возникла не случайно, продиктована она теми событиями, которые происходят ныне на Дворцовой площади и за её пределами. Они демонстрируют нам полное непонимание людьми смысла и значения этого места, тем самым обнаруживая общую нашу отдалённость от Петербургской России и непонимание этого самого русского европейца.

На страницах данной работы мы попытаемся понять, как воспринимали (осознанно или интуитивно - это не так уж важно) Дворцовую площадь люди, принадлежавшие к культуре, её создавшей. Через это, быть может, хоть в какой-то мере нам удастся понять их внутренний мир и увидеть, чем он отличается от нашего с вами внутреннего мира. Это поможет нам лучше разобраться в себе и определить своё место и отношение к тем людям, которых мы привыкли называть своими предками.

Историческая справка

Дворцовая площадь - главная площадь Санкт-Петербурга.

Её геометрическая площадь составляет около 5 га (примерно вдвое больше Красной площади в Москве).

Основой застройки Дворцовой площади стал существующий пятый Зимний дворец (1754-1762, архитектор Б. Ф. Растрелли). Фасады Зимнего дворца обращены к Неве, Адмиралтейству и на Дворцовую площадь. Южный, замыкающий площадь, прорезан аркой. В 1819-1829 гг. было воздвигнуто грандиозное дугообразное здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси) с триумфальной аркой. Два корпуса, соединённые аркой, охватывают пространство площади, в центре - Александровская колонна (1830-1834, архитектор Огюст Монферран, фигура ангела выполнена скульптором Б.И. Орловским). Как и Триумфальная арка Главного штаба, памятник посвящён победам русского оружия в войне с Наполеоном.

1. Идея центра, центрирования

Дворцовая площадь Петербурга задумывалась как центральная площадь Российской Империи. На Дворцовой площади проходили построения и парады гвардейцев. Там император выходил к своим солдатам, олицетворяющим весь русский народ. Это подчеркивается самой архитектурой площади, её полусферической формой, создающей ощущение полной завершенности, полноты, космичности пространства.

То, что в этом месте центрируется Россия, то есть сходится воедино, окончательно проявляется в появившейся здесь 30-го августа 1834 года Александровской колонне, поставленной в честь Императора Александра I и во славу победы Русской армии в Отечественной войне 1812 года. Колонна стала указывать на центр площади, то есть страны. Александровская колонна хоть и была заказана архитектору Монферрану царём Николаем I, воздвигнута не от лица императора или солдат русской армии или какой-нибудь части русского народа. Александрийский столп был воздвигнут от лица всей России, как единого целого. Надпись на основании колонны гласит: «Александру I благодарная Россия». Здесь без преувеличения мы видим «автограф» России.

Как мы уже говорили, Дворцовая площадь выявляет собой духовное и культурное единство Российской империи, это место её центрирует. Тут же возникает вопрос: что является тем центром, на который указывает Александровская колонна? Сразу отметаем неправильный ответ, что центром является Россия. Невозможно самому себя центрировать. Центром всегда является нечто, лежащее глубоко внутри, но вместе с тем, так или иначе выходящее вовне. Не стоит с лёту пытаться разобраться и ответить на этот многое определяющий вопрос.

Для начала следует определиться, что собирается вокруг этого центра. Как мы уже говорили, это Россия, проявляемая в подданных, солдатах, выстраивающихся на площади в ожидании того момента, когда при полной тишине к ним выйдет император.

Фигура царя, императора, по крайней мере, в христианском мире предполагает собой наличие Бога, который собственно и даровал ему власть. Сам же император является единственной и незаменимой фигурой, сочетающей в себе человека, обладающего колоссальной земной властью, и в то же время ходатая и предстоятеля за свой народ перед Богом. В этом смысле император одновременно являет себя и властителем и подвластным. Властвуя над народом, он же ему и служит в своей обращённости к Богу.

Таким образом, царь-император заключает в себе две реальности: земную – человеческую и сакральную – божественную. Поэтому служение императору предполагает и служение Богу. В этом и заключается уникальность фигуры царя. Но вернёмся на Дворцовую площадь.

Исходя из вышесказанного, мы можем с точностью определить, что в центре Дворцовой площади стоит указание на императора, и это видно не только в надписи на колонне, но и во всём её существе. Шестисоттонный каменный монолит на пьедестале, венчаемый фигурой ангела с крестом в руках, подобно императору соединяет собой небо и землю.

Мы видим, что Александровская колонна указывает на присутствие императора, однако этим её семантика не исчерпывается. Колонну венчает бронзовая фигура ангела с крестом. Поскольку колонна воздвигнута во славу царя Александра I многие усматривают в лице ангела портретное сходство с Александром I. Основания для этого есть, но мы бы не стали сводить всё к этому.

Вряд ли весь смысл колонны заключается в том, что император Александр, был ангел во плоти. Тем более, что тогда логичнее было бы вместо ангела поставить на колонну статую самого императора. А примеров тому немало, начиная от памятника Наполеону (Вандомская колонна) в Париже (которая, кстати, послужила образцом для создания Александровской колонны, хотя стоит отметить, что Вандомская колонна уступает по изяществу и красоте Александровской) и Трафальгарской колоны в Лондоне, заканчивая Колонной Аврелия в Риме. На ней в дохристианское время тоже стояла статуя императора.

И все-таки, почему на Александровской колонне стоит именно ангел? Ангел с крестом, нижняя часть которого сдавливает змею, извивающуюся в муках вокруг перекладины. Это довольно чёткий и понятный для христианина образ: ангел здесь явно выступает в роли посланника, несущего весть, некий призыв. В Священном Писании мы нередко встречаем пример ангела-посланника. Достаточно вспомнить, что весть о воскресении Христовом первым людям принёс именно ангел: «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал». Мф. 28:5-6. Ангел стоит, чуть прикасаясь ногами к полусфере, левой рукой удерживая крест, а правой указывая на небо, его лицо наклонено вниз к людям на площадь. Во всём его движении, в жесте указующего перста, в наклоне головы, развивающейся одежде, мы видим обращенность к людям, призыв. Держа крест, ангел словно говорит: «Сим победиши» и «возьми крест свой», указывая на небо. В этот момент весь центр сосредоточен на кончике указующего перста ангела, дальше и выше – Бог.

2. Дворцовая площадь, как отсылка к Риму

Вообще, если говорить о назначении Дворцовой площади, то стоит отметить, что площади подобного типа сформировались в Римской империи. Речь идёт об императорских форумах. Как правило, императорский форум представлял собой прямоугольную площадь, окруженную колоннадой, с противоположной от входа стороны располагалось императорское место с нисходящими от него ступенями. Там римский император во всём своём великолепии приветствовал армию. Именно здесь легионеры чувствовали всю мощь и величие своего императора, а император в свою очередь ощущал себя императором в полной мере. Когда император и солдаты покидали площадь, она оставалась в полной тишине в ожидании следующего выхода императора потому, что именно для этого площадь и была создана. На такой площади невозможно себе представить ни торговые ряды, ни весёлые праздники: это было бы кощунством над мирозданием, попиранием культуры.

Дворцовая площадь Петербурга как раз по типу являет собой императорскую площадь. В ней всё говорит о присутствии императора. Когда заходишь на площадь со стороны главного входа – арки Главного штаба, взору открывается простор царского дворца и возвышающаяся Александровская колонна над ним. Всё это призвано нести нам ощущение присутствия императора. И действительно, когда заходишь на площадь, то всё, что ты видел и слышал до этого, как бы уходит, и шумный Невский проспект, и люди, и машины, и реклама – как будто ничего этого не было. Перед тобой открывается небывалый простор: так много воздуха, пространства и света, вокруг царит ясность и царственная тишина. Вдруг открывается прежде не доступная реальность империи. Реальность Российской империи. На миг становится понятным, откуда возник роман «Война и мир», поэма «Евгений Онегин», произведения Достоевского, музыка Чайковского и Мусорского. Всё это возникло от невероятной свободы, которая выражена через камни Дворцовой площади в рукотворном просторе, где высота и широта не давят и сжимают, а наоборот. Начинаешь ощущать, что ты не маленький человек, не «тварь дрожащая», раз уж ты на всё это смотришь и чувствуешь, значит, ты уже не пыль на ветру. Невольно вытягиваешься, возникает желание служить. Всё это и есть реальность Российской империи.

Так вот, имперский дух, ярко выраженный в архитектурном пространстве Дворцовой площади, как раз и роднит её с Римом. Кстати стоит отметить, что роднит он не только с древним, но и с новым Римом – христианским. И тут, я думаю, стоит обратить внимание на находящуюся в сердце христианского Ридь, а собор святого Петра, возведенный над могилой Апостола. Вся радостная величественность собора подчеркивает мысль, что для христиан смерти нет, и поэтому, как и все святые люди, апостол Пётр жив. Причём в своей соединённости с Богом (обоженности) жизни в нём сейчас гораздо больше, чем у живущих ныне на земле. Но вернёмся на площадь.ма площадь святого Петра. Конечно, основным центром Ватикана является не площадь.

Как мы отметили, основным центром является собор святого Петра, но тем не менее площадь перед собором тоже является центром. И здесь стоит подчеркнуть, что никакого противостояния или дуализма тут нет. Просто площадь является центральной только потому, что она указывает собой на апостола Петра. Собор святого Петра над могилой Апостола это, если угодно, центр вне центрированности, он не нуждается в указателях и символах, там покоится Петр, а всё остальное вторично. Подобная схема в какой-то степени угадывается и на Дворцовой площади с Зимним дворцом – домом императора. Отсылка Дворцовой площади к площади святого Петра не случайна и прослеживается в архитектурном решении ансамбля площади. Здание Главного штаба решено в форме неправильного полукруга, что в сочетании с Александровской колонной даёт нам ощущение схожести или даже намёка на площадь святого Петра, окружённую с двух сторон полукругами колоннад и древнеегипетским обелиском посредине, который в свою очередь отсылает нас к пророку Моисею, выведшему народ божий из Египта. Но в то же время тот факт, что древнеегипетский обелиск оказался не в музее, а обрёл новую жизнь в центре христианского мира, указывает на, то что Господь, воплотившись, не оставил и древних египтян, он и им протянул руку спасения. Дворцовая площадь, отсылая нас к площади Рима, тем самым указывает на апостола Петра, что оправдано самим нашим городом, носящим имя первоверховного апостола. Осознание этого факта делает в сознании человека Санкт-Петербург в некотором роде священным городом, по крайней мере, особым, как особым и священным городом всегда был и остаётся Рим.

Дворцовая площадь, указывая на Рим, не просто подчёркивает, что Россия это империя, а раскрывает само существо этого понятия. Вся эта связь с Новым и Древним Римом, с исходом из Египта народа божия, с древнеегипетским миром выявляет универсальность империи, её масштаб. Находясь в центре империи, мы на самом деле оказываемся в центре мировой истории. Таков пафос имперскости.

3. Назначение Дворцовой площади и её историческое значение

Я памятник себе воздвиг не рукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
А. С. Пушкин

Вдумываясь в эти строки стихотворения Пушкина, я не могу избежать недоумения: здесь Пушкин свой гений противопоставляет царю, тем самым нарушая миропорядок. Но ведь упраздняя царя, Пушкин, на самом деле, лишает себя почвы как поэта. Несмотря на этот сомнительный жест, неотменимым остается следующий факт. Для Пушкина высота Александровской колонны является мерилом некоей духовной высоты. Александровскую колонну он сравнивает с самым дорогим не только для самого Пушкина, но и для нас, со своим гением. Таким образом, мы видим, как Поэт отводит важное место в своей душе центру «Руси великой», как бы он ни превозносился над ним. И этот факт нас ко многому обязывает.

Говоря о том, что же собой являет пространство Дворцовой площади, мы должны обратить внимание на то, что её окружает, если хотите, образует. Здесь мы имеем в виду не те здания, которые вплотную прилегают к площади, ограничивая и создавая её пространство, а те, которые располагаются в стороне. Эти здания, стоя в отдалении, образуют фон площади, но их роль на самом деле велика, потому что именно они и создают «воздух» Дворцовой площади, они дают ей простор. Это в первую очередь Исаакиевский собор и Адмиралтейство. Эти здания образуют площадь ещё и по второму смысловому пункту, по своему значению.

Получается, что вокруг площади размещаются: храм, царский дворец, главный штаб армии, военно-морское ведомство.

Понятно, что это центр государства. Значительное место, однако, в восприятии занимает золотой купол храма святого Исаакия Далматского. В сочетании с ангелом и полукруглой формой площади, собор как бы освещает это место. То, что это место священное подчёркивается самой формой площади. Когда мы заходим со стороны главного входа, барочным иконостасом разверзается фасад Зимнего дворца. Иконостас православной церкви всегда венчается крестом, который является высшей точкой сооружения. Иконостасы в формах барокко обычно сопровождаются фигурами ангелов в верхней части. И на Дворцовой площади завершённость образу иконостаса даёт возвышающаяся над Зимним дворцом фигура ангела с крестом. Именно поэтому у автора этой работы при проходе через арку Главного штаба всегда возникало неосознанное желание перекреститься. Второй момент, который придаёт Дворцовой площади значение священного места, это как раз противоположная от фасада Зимнего дворца сторона.

Это здание главного штаба, образующее полукруг неправильной формы. И тут нет никаких сомнений, что это традиционная форма алтарной части православного храма. Алтарь стоит в царственной тишине, до тех пор, пока туда не войдёт священник для совершения богослужения. В алтаре священник предстоит перед Лицом Бога, предстоит за своих прихожан, объединяя их собой. Здесь выстраивается чёткая параллель с выходящим на площадь царём, который, как мы уже говорили, предстоит перед Богом за свой народ. Тем самым нам демонстрируется то, что происходившие на площади военные парады были частью сакрального действия. Это проявляется в собранности всех перечисленных символов. Именно в такой момент происходит полная смысловая завершённость Дворцовой площади.

Исходя из вышесказанного, нельзя хотя бы краем не затронуть тему военных парадов и регулярно проходивших смотров. Стоит отметить, что по своему населению Петербург был в основном городом военных и чиновников.

Причём из десяти жителей Петербурга один-два были гвардейцами. Участие в ежедневных построениях, учениях и смотрах, были едва ли не основной, кроме несения караульной службы, задачей солдата в мирное время. Солдаты настолько ладно выполняли действия, что это иногда напоминало балетное движение, так выглядело «прохождение через линию», когда батальоны, меняясь местами, проходили один сквозь другой. Вот, что писал великий князь Константин Павлович, знавший толк в военной службе о смотре одного из гвардейских полков: «Необычайная тишина, осанка, верность и точность беспримерны, маршировка цельным фронтом и рядами удивительны, а в перемене фронта взводы держали ногу и шли параллельно столь славно, что должно уподоблять движущимся стенам и вообще должно сказать, что не маршируют, но плывут и словом чересчур хорошо и право славные ребята и истинные чада российской лейб-гвардии». Понятно, что выстраивание в линию, выправка, постановка ноги, для солдата в бою не пригождалось. Всё это было нужно не для защиты царя и не на случай войны. Это было нужно для других целей.

В то время армия была не только охранительницей отечества. Она являла собою мощь и величие Российской империи. И мощь эта заключалась не только в количестве солдат и оружия, а в большей степени в доблести, чести и великолепии фигуры русского солдата. Поэтому дисциплина для солдата должна была соединяться с чувством Отечества и красотой, которая, как говорили древние греки, «есть убедительная сила истины». Ведь империя это не только свобода, простор и мощь, это ещё и великолепие. Всё это прекрасно выражено в стихах Александра Пушкина:

Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

Великолепие молодой Державы, стремительно идущей вперёд, сквозь стихию, как мощная река, стремительно текущая к просторам морей. Всё в этом стихе. То же можно почувствовать и в музыке Марша лейб-гвардии Преображенского полка, который долгое время был неофициальным, первым гимном России. Та же стремительная петровская поступь.

4. Ансамбль Дворцовой площади как часть европейской культуры. Русское в ансамбле Дворцовой площади

Конечно, на страницах данной работы достаточно сказано для того, чтобы сделать вывод о причастности Дворцовой площади Петербурга европейской культуре. Тем более, что даже совсем неподкованный в истории и искусстве человек, находясь на площади, скажет, что это Европа. И, тем не менее, мы считаем важным отдельно рассмотреть этот вопрос.

Связь русской культуры с европейской в XIX веке была внутренней и глубокой. Если европейцы и относились к России с осторожностью, то все же воспринимали её как недавно вышедшую из варварства, но свою, при этом пытаясь разглядеть в русском вчерашнего варвара. Русский же человек наоборот, приезжая в Европу, чувствовал себя вполне свободно, как европеец, не уступая последнему ни в просвещенности, ни в свободе светского общения, что подтверждают записки путешествующих европейцев по России в XIX веке.

Так вот, ансамбль Дворцовой площади и выявляет собой глубинную связь России с Европой. Прежде всего это проявляется в отсылке к античности и Риму. Помимо всего прочего об этом нам говорят архитектурные формы площади. Например, здание Главного штаба решено в стиле классицизм, в основе которого лежит всегда актуальное для европейца возвращение к античности. Статуи и барельефы на арке здания выполнены в стиле ампир, который подчёркивает идею империи и являет собой подражание Древнему Риму, вплоть до изображения римских воинов и оружия, да и сама Александровская колона – подобие римских колонн. Вообще чувство связи с античностью — это узловой пункт европейского самосознания.

Есть второй момент, о котором мы уже говорили и, тем не менее, он нас не отпускает своей неразрешённостью. Для европейской архитектуры совсем не характерный признак, когда возвышаясь над центральной площадью, стоит ангел. Как мы уже говорили, фигура императора на колонне вполне привычна, как для Европы, так и для Древнего Рима.

Третий момент это центрированность площади царским дворцом, что тоже не характерно для площадей Европы. Там площади образовывались храмом или ратушею, но не царским домом. Царский дворец на центральной площади страны – явление уникальное. Это отличает Дворцовую площадь от остальных главных площадей европейских государств.

Центральной площадью Российской империи стала площадь перед домом Государя. Дом императора стал центром и средоточием империи. Этот факт безусловно не случайный и свидетельствует об особом восприятии фигуры царя в России. Государь воспринимался как отец Отечества и главный устроитель государства. Именно от него исходили основные созидательные импульсы. Это прекрасно выражено в конной статуе Петра I работы скульптора Фальконе. Здесь я хочу провести странную на первый взгляд параллель между статуей Петра и Зимним дворцом на Дворцовой площади.

Статуя Петра Великого работы Фальконе уникальна, уникальна потому, что выражает особый, русский дух и понимание фигуры царя. Здесь изображен самодержец не властно держащий в своих руках бразды правления, как это изображалось на большинстве статуй государей, как в Европе, так и в Древнем Риме, а совсем другой. Император на вздыбленном коне стоит над пропастью, (пьедестал сделан из цельного камня природной формы), седлом служит царю грубая медвежья шкура. Здесь изображен царь, сдерживающий природную стихию, царь – устроитель.

Подобное восприятие фигуры царя отпечатком легло в той или иной мере на всех последующих государей в России. Поэтому не удивительно, что царский дворец стоит в центре Российской империи, образуя главную площадь страны. Образуя площадь, он как бы образует и страну, находясь в её сердце. Именно из этого сердца исходили основные и живительные импульсы, дающие возможность нормального существования государства.

Интересно, что сам Зимний дворец, при всей гармоничности, пропорциональности и «легкости» своей архитектуры, довольно тяжело «сидит» на Дворцовой площади. Сама площадь, как бы «вытекает» из-под него, дворец словно бы «высиживает» площадь. Это ощущение возникает из-за непомерной широты дворца, что к ощущению высоты строения прибавляет, если воспринимать его вцелом, приземистость. И это выявляет несвойственную западной архитектуре определённую степень архаики.

Фигура Ангела, как мы уже говорили, служит указанием на присутствие Бога. Не случайно одним из условий императора Николая I при проектировании Александровской колонны – это поставить фигуру Ангела лицом к Зимнему дворцу. Фигура Ангела возвышается над дворцом и хорошо видна из его окон. Это служит напоминанием императору о том, что, что бы не происходило в его доме и царстве, Господь всё видит, и перед Ним за всё отвечать. Вообще в русской иконографии существует традиция, установленная Андреем Рублевым, по которой Лица Святой Троицы изображаются в виде трёх мужей с крыльями; думаем, что у русского человека, созерцавшего Александровскую колонну, могли возникнуть в памяти образы русской иконы, что служило, безусловно, определённым указанием на предельную духовную высоту, выражаемую колонной.

Данная работа не могла охватить всей полноты пространства и реальности Дворцовой площади. Надеюсь, однако, удалось все-таки взглянуть на нее, на нечто главное в ней и существенное. Опыт показывает, что реальность Дворцовой площади и предметов, с нею связанных, не откроется нам без специальных усилий. События, произошедшие в 1917 году и после, отрезали нас от понимания многих вещей, причём жизненно важных.

И последнее. Так или иначе, в более или менее явном виде, обраща­ясь к Дворцовой площади, мы затрагивали богословские темы, так как нашей целью было обозначить тему богоприсутствия. То есть присутствие божественной реальности в русской культуре. Этот во­прос важен для понимания России как состоявшейся реальности и для понимания тех людей, которые её образовывали. Ведь зачастую степень богоприсутствия определяла поступки людей, Россию созда­вавших.

Журнал «Начало» № 22, 2010 г.

Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – это место, любимое гостями и жителями города, сердце Северной столицы. Это один из самых красивых архитектурных ансамблей мира. Над его созданием трудились лучшие русские зодчие. Свое имя она получила по названию Зимнего Дворца, построенного по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли в середине 18 века.

В 1819 году по заданию императора архитектор К.И.Росси разработал проект единого архитектурного ансамбля, прославляющего победу русского оружия в войне 1812 года. Замысел архитектора состоял в том, чтоб объединить существующие оригинальные интерьеры и новые постройки в единое целое.

По южной границе площади был построен полукруглый протяженный фасад здания Главного штаба, длина которого 580 м (самый длинный фасад здания в мире). По середине здания – грандиозная Арка с изображениями летящих гениев Славы, и украшенная скульптурной композицией Колесница Славы с фигурами воинов и колесницей крылатой богини Победы – Ники. (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Высота скульптурной группы составляет 10 метров, высота арки – 28 метров, ширина – 17 метров.

В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в память о победе русских войск над армией Наполеона была открыта Александровская колонна. Названа в честь императора Александра I. Колонна весом 600 тонн, высотой 47,5 м увенчана фигурой ангела с крестом, попирающего крестом змею – символ победы добра над злом. Голова ангела склонена к земле, так, что снизу видно его лицо.
(архитектор Б. Орловский). Барельефы на постаменте колонны прославляют победы русского оружия (скульпторы И. Липце, П. Свинцов).

Связующим звеном всех построек стало завершение в 1843 году строительство с восточной стороны здания Штаба гвардейского корпуса (архитектор А.П. Брюллов). Фасад здания украшает портик из двадцати ионических колонн.

Самое красивое здание Дворцовой площади - Зимний Дворец. Это грандиозное здание занимает 9 гектаров земли, имеет около полутора тысяч помещений. В то время это было самое высокое здание в Петербурге. И выше его в центральной части города не разрешалось строить дома.

Бледно-зеленый и белый цвета фасада Зимнего Дворца придают воздушность и грациозность, характерные для стиля барокко. Гениальному архитектору Росси удалось объединить в единую композицию Зимний дворец и строгое здание Главного штаба.

Дворцовая площадь является одним из самых притягательных мест Санкт-Петербурга . Однако, есть мнение, что массовые гуляния и концерты наносят вред бесценным памятникам архитектуры. (Вспомним пожар во время встречи Нового 2000 года, когда от петарды загорелись строительные леса над аркой). Поэтому обсуждается вопрос о запрете гуляний и концертов на ней. Вместе с тем, для туристов и горожан Дворцовая площадь всегда будет открыта.

Как добраться до Дворцовой площади

  1. Доехать до станции метро "Невский проспект" . Следовать указателям "Выход на канал Грибоедова". При выходе из метро Вы окажетесь на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова. Идти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства (его шпиль видно с любой точки проспекта). На пересечении Невского проспекта и Большой Морской улицы справа Вы увидите огромную Арку Главного штаба. Поверните направо. Пройдя через арку, Вы окажетесь на Дворцовой площади.
  2. Новая станция метро "Адмиралтейская" находится значительно ближе к Дворцовой площади чем станция "Невский проспект". Однако она очень глубокая - чтобы подняться наверх нужно проехать на двух эскалаторах. Кроме того, Вам наверняка придется делать пересадку на фиолетовую линию метро чтобы попасть сюда, что не всегда удобно. При выходе из метро "Адмиралтейская" поверните направо и пройдите несколько метров до ближайшего перекрестка. На перекрестке поверните налево (это будет улица Большая Морская) и следуйте до Арки Главного штаба. За аркой будет Дворцовая площадь.

Главная площадь города на Неве и один из красивейших архитектурных ансамблей в мире. Площадь, которую образуют памятники культурного наследия и которая сама является свидетелем эпохальных событий в истории страны. Все это —

История

Территория, где сейчас располагается Дворцовая площадь, ранее представляла собой обширное открытое пространство – гласис. Образовалось оно после закладки в 1704 году Адмиралтейской верфи, и по законам военного времени было необходимо для действий артиллерии. Когда Адмиралтейство утратило функцию военной крепости, первоначальное значение гласиса тоже было забыто.Постепенно территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг .

Во времена Анны Иоанновны здесь устраивались пышные празднования, народные гулянья: сооружали павильоны и винные фонтаны, жарили туши быков. Императрица Елизавета Петровна в 1743 году и вовсе издала указ засеять часть Адмиралтейского луга овсом.

Формирование ансамбля Дворцовой площади началось в 1753 году, когда архитектор Франческо Бартоломео Растрелли одновременно с окончательным вариантом Зимнего дворца представил проект площади перед ним.

Основные исторические этапы формирования площади , которые протекали в течение почти века и затронули время правления нескольких российских правителей:

  • 1754 – 1762: возведение Зимнего дворца по проекту Растрелли
  • 1819 – 1829: строительство здания Главного штаба
  • 1830 – 1834: установка Александровской колонны
  • 1837 – 1843: строительство Гвардейского корпуса
  • 1977: масштабная реконструкция площади, в ходе которой заменили старое асфальтовое покрытие брусчаткой, выполнив декоративное мощение. Также были воссозданы в историческом виде 4 фонаря по углам площади
  • 2001: очередная реставрация площади и археологические исследования. В ходе них был обнаружен фундамент флигеля времен императрицы Анны Иоанновны. Флигель представлял собой трехэтажный дворец, возведенный по проекту Растрелли. Фундамент был изучен, сфотографирован и вновь засыпан землей

Архитектура

Границы Дворцовой площади определяют:

  • Зимний дворец, главный фасад которого обращен к площади, задний – к Дворцовой набережной вдоль Невы
  • Главный штаб с Триумфальной аркой — напротив дворца
  • в восточной части — здание Гвардейского корпуса. Архитектурный стиль — классицизм, автор проекта – Александр Брюллов
  • в западной части, свободной от архитектурных строений, открывается вид на Александровский сад и Адмиралтейство

Границей площади является Дворцовый проезд. Он соединяет Дворцовый мост через Неву с Невским проспектом. Завершающим звеном в архитектурном ансамбле площади стало здание Гвардейского корпуса, возведенное в 1840 году.

Зимний дворец

Зимний дворец, который в 1766 году и дал название площади – главный императорский дворец России, официальная зимняя резиденция российских императоров до 1904 года.

Краткое описание:

  • автор архитектурного проекта: Франческо Бартоломео Растрелли
  • стиль: елизаветинское барокко
  • высота: 23,5 метра
  • общая площадь: около 60 тыс. кв. метров

Пышная, праздничная отделка фасадов дворца создает впечатление торжественности: ризалиты, колонны, скульптуры и вазы на карнизе по всему периметру здания. Главный фасад дворца прорезан аркой для парадного въезда.

В октябре 1917 года нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж Государственными музеями .

Главный штаб

Здание соответствует размерам Зимнего дворца шириной дуги, высотой, положением центра, но при этом является его полной противоположностью по архитектурному стилю. Главный штаб – это комплекс с двумя крыльями , соединенными аркой.

Краткое описание:

  • автор архитектурного проекта: Карл Иванович Росси
  • стиль: классицизм
  • общая длина: 580 метров

В 1993 году восточное крыло штаба было передано Государственному Эрмитажу. В западном крыле располагается командование Западного военного округа.

Триумфальная арка

Парадный вход на Дворцовую площадь – величественная арка Главного штаба. Сооружена в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года и именуется Триумфальной. Она является самостоятельным архитектурным объектом и состоит из трех арочных конструкций, соединенных между собой.

Со стороны площади стены арки украшают горельефы, изображающие воинские трофеи и венки . На уровне 2-го яруса окон здания штаба – фигуры часовых в античных доспехах. Они будто протягивают входящим на площадь лавровые венки победителей. Венчает арку колесница, запряженная шестеркой лошадей, правит которой богиня победы Ника. В руках у нее – лавровый венок и воинский штандарт, которые она простирает над площадью. Сдерживают коней два воина в античных доспехах, с копьями.

Краткое описание сооружения:

  • высота свода 28 метров
  • величина коней 3 метра
  • богиня Ника возвышается на 10 метров
  • авторы скульптурных групп в оформлении арки: архитекторы Василий Иванович Демут — Малиновский и Степан Степанович Пименов

Каркас скульптурной композиции выполнен из чугуна, фигуры, закрепленные на нем – из тонких пластин меди

Известное архитектурное творение Огюста Монферрана в центре Дворцовой площади. Установлена по указу императора Николая I в честь победы его брата, Александра I, в войне с Наполеоном.

Краткое описание сооружения:

  • архитектурный стиль: ампир
  • материал изготовления: розовый гранит
  • вес 600 тонн
  • общая высота 47,5 метров
  • создатель скульптуры ангела, венчающей колонну: Борис Орловский

После стихотворения Александра Пушкина «Памятник» за колонной закрепилось название «Александрийский столп»

История создания и существования Александровской колонны окутана множеством легенд. Одна из них связана с сомнениями в ее устойчивости – монолитное гранитное сооружение удерживается на постаменте только за счет собственной массы. После установки колонны многие боялись, что она может упасть. Ее создатель, Огюст Монферран, пообещал каждый день прогуливаться вокруг нее, чтобы развеять страхи. Такие ежедневные прогулки он совершал до самой своей смерти.

Мероприятия в 2019 году

Дворцовая площадь является в Санкт-Петербурге традиционным местом для массовых народных гуляний , спортивных состязаний, проведения масштабных парадов и концертов.

Новый год

На площади устанавливают главную елку города. В качестве новогоднего дерева в 2019 году выступила искусственная 25-метровая конструкция, украшенная золотыми и синими гирляндами и увенчанная звездой. Сценическую площадку для выступления артистов соорудили в виде зимнего замка.

Лазерное шоу — завораживающее световое представление, транслируемое на фасаде одного из самых старейших зданий площади – Главном штабе. Его размеры и хорошая видимость с дальнего расстояния, изогнутая форма, напоминающая огромный экран, а также месторасположение, известное практически каждому жителю и гостю города – вот критерии, по которым Главный штаб выбирали для демонстрации шоу. Представление организовывалось последние два года крупнейшим авиаперевозчиком России компанией «Аэрофлот». Однако в дни празднования наступления 2019 года лазерное шоу отменили.

Парады

В день празднования очередной, 75-й годовщины освобождения Ленинграда от блокады, 27 января 2019 года, офицеры и солдаты Преображенского полка прошли парадом по Дворцовой площади . В параде также участвовала военная техника:

  • легендарный танк Т-34
  • боевые машины пехоты БМП
  • бронетранспортеры и бронеавтомобили
  • артиллерийские установки и системы залпового огня

Кроме этого, фасад Главного штаба на Дворцовой площади украсило лазерное шоу. Это было мультимедийное представление на тему «Панорама блокады». В атмосферу военной эпохи зрителей погрузили:

  • хроники фашистского наступления
  • кадры обороны Ленинграда
  • картины блокадного города
  • звук метранома и вой сирен, стихи Ольги Берггольц и голос Левитана
  • салют 27 января 1944 года, восславляющий прорыв блокады и освобождение города

Еще один парад по традиции пройдет на площади в День Победы, 9 мая. Так, например, в 2018 году в параде на Дворцовой площади приняли участие:

  • 4,5 тысячи военнослужащих
  • более 100 единиц военной техники
  • 45 самолетов и вертолетов

Парад Победы на площади сопровождает выступление оркестрового батальона, в исполнении которого звучат военные марши и мелодии.

Концерты

В разное время Дворцовая площадь становилась местом выступления многих знаменитых артистов, как отечественных, так и зарубежных. Вот только некоторых из них:

  • июнь 2001 – Пласидо Доминго
  • июнь 2004 – Пол Маккартни
  • июнь 2007 — группа «Scorpions»
  • июль 2007 — Элтон Джон
  • август 2007 – Эдита Пьеха
  • август 2009 – Мадонна

Городские концертные мероприятия

  • 9 мая — гала-концерт к празднованию Дня Победы
  • 27 мая — концерт ко Дню основания города «Классика на Дворцовой»
  • 28 июля – концерт ко дню военно-морского флота России, заказать билет можно на ticketstour.ru

15 сентября 2019 года на Дворцовой площади состоится финиш 92-го Международного легкоатлетического забега Пушкин — Санкт-Петербург . Пробег организуется ежегодно. Финиш на Дворцовой площади проходит с 1935 года.

Где находится

Адрес

Центральный район

Метро

  • Адмиралтейская
  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться

  • Автобусы: 24, 191, 7
  • Троллейбусы: 10, 11, 7, 1
  • Маршрутное такси: К-252

  • Привычный голубовато-зеленый фасад Зимнего дворца, оформленный белыми колоннами, в 1901 году по указу Николая II был перекрашен в терракотовый цвет. В этот же цвет был покрашен Главный штаб. По странной случайности последующие роковые события, развернувшиеся на площади, прошли на фоне красного, революционного цвета.
  • В январе 1905 года Дворцовая площадь стала местом трагических событий, вошедших в историю под названием «Кровавое воскресенье». Здесь была расстреляна мирная демонстрация рабочих, которые организовали шествие к Зимнему дворцу с намерением вручить императору Николаю II петицию о нуждах рабочих.

  • В 1914 году Николай II объявил с Дворцовой площади о начале войны с Германией
  • В 1918 году в здании Главного штаба был убит председатель Петроградской ЧК Моисей Урицкий. В этом же году в честь убитого революционера площадь переименовали, и до 1944 года она носила название площадь Урицкого
  • В июле 1924 года на Дворцовой площади состоялось необычное шахматное состязание — «Живые шахматы». В качестве игровых фигур выступили военнослужащие – белыми стали бойцы ВМФ в парадной форме, черными – солдаты-красноармейцы в форме защитного цвета. Игровым полем стало все пространство площади, брусчатку которой расчертили на 64 квадрата. Игроками и командующими стали отечественные гроссмейстеры Илья Рабинович и Петр Романовский. Короли – со знаменами, королевы — в сарафанах. Ходы «конем» действительно выполнялись верхом. Игровая партия продолжалась 5 часов и завершилась ничьей на 67 ходе.

  • Дворцовая площадь не раз становилась огромной сценической площадкой. Одним из самых интересных представлений стал спектакль, в котором 6 тысяч человек разыграли сценки Октябрьской революции 1917 года. Он был организован на площади 7 ноября 1920 года.
  • В июле 1945 года через Триумфальную арку Главного штаба прошли воины-победители Великой Отечественной войны — солдаты и офицеры Ленинградского Гвардейского корпуса
  • Дворцовая площадь — пешеходная зона. Прокатиться здесь можно только в карете
  • Площадь внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО