Главная · Топы стран мира · Консьержери в париже. Дворец Консьержери (Conciergerie). Парижская площадь Лепин

Консьержери в париже. Дворец Консьержери (Conciergerie). Парижская площадь Лепин

Предыдущая фотография Следующая фотография

Консьержери (ударение на последнюю «и») - бывший замок французских королей и тюрьма. Сооружение, которое идеально подходит для съёмок фильма о рыцарях и Средневековье, является частью Дворца правосудия и расположено в западной части острова Сите в центре Парижа, недалеко от легендарного собора Нотр-Дам . Замок выглядит настолько аутентично, что пройти мимо него просто невозможно!

Что посмотреть

Если вы оказались в Париже, то Консьержери - один из входящих в список обязательных к посещению объектов. Необходимо погулять (и лучше с экскурсоводом) по всему комплексу, так как каждая деталь, каждый уголок имеет свою историю. На территории комплекса находится одна из самых красивых часовен - Сент-Шапель.

Другие must-see: башня Цезарь, Серебряная башня (королевская сокровищница), башня Бонбек (от фр. Bonbec - «хороший клюв», здесь размещались камеры пыток), действующие часы на башне, которым шестисот лет, готиче­ский зал, огромную кухню, а также темницы, темницы и еще раз темницы (их тут на любой вкус - победнее и побогаче, даблы и синглы).

Консьержери

Краткий экскурс в историю

История этого сооружения началась в 6 веке, когда король Хлодвиг решил возвести на острове Сите дворец. В это время, кстати, Париж впервые стал официальной резиденцией монарха.

В конце 10 века здесь был размещён королевский совет и администрация, а замок стал резиденцией королей. Работы над преобразованием сооружения велись на протяжении нескольких веков. Крепость достраивалась, укреплялась, расширялась, и к 13 веку дворец становится настоящим центром власти. А уже в 14 веке он является одним из самых роскошных европейских дворцов.

В конце 14 века резиденция переносится в Лувр , а замок становится Дворцом Правосудия. После этого комплекс получил своё название Консьержери. Здесь также размещалась тюрьма для убийц, политических заключённых и мошенников. Тюрьма получила статус одной из самых суровых.

Например, именно в Консьержери перед казнью 76 дней находилась в заточении Мария-Антуанетта, здесь проходил процесс по делу Эмиля Золя, а также приговорена к смертной казни небезызвестная шпионка Мата Хари.

Адрес: Paris, Boulevard du Palais, 2.

Время работы: ежедневно, с 9:30 до 18.00 (март - октябрь), с 9:00 до 17:00 (ноябрь - февраль). Замок закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Вход: 9 EUR. Вход на территорию Консьержери и посещение часовни Сент-Шапель с гидом - 15 EUR.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Бывшая тюрьма и замок Консьержери (La Conciergerie) занял почти половину острова Сите в французской столицы. Всматриваясь в его башни и окна, при хорошем воображении можно услышать лязг мечей и кольчуг средневековых рыцарей, топот копыт их лошадей, шелест парчи и шелка пышных одеяний дворян и монархов, скрип телег и стенания заключенных, свист гильотины и ликование толпы.

В свое время это была королевская резиденция и средоточие монаршей власти, но здание постепенно наращивало черты неприступной крепости. Со временем его функции расширялись – появились административные службы, часовни, а затем и камеры узников. Даже сегодня дворец Консьержери только отчасти музей, являясь неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Дворца Правосудия с работающими муниципальными службами, прокуратурой и судом.

Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Купить Museum Pass можно по ссылке

При этом твердыня представляет интерес как историческая достопримечательность, над созданием которой работали зодчие XIII – XX столетий. Каждый монарх, принявший наследие, неизменно стремился привнести собственное видение в его обустройство, добавляя башни, галереи, залы, дворы. Хотя мода на стили градостроительства менялась, архитекторам минувших эпох удалось ненавязчиво вплести в ансамбль новые постройки, не нарушив гармонии линий.

Коронованные призраки дворца

Впервые Париж узнал расцвет в VI столетии, когда в 508 году остров Сите был выбран королем Хлодвигом для строительства на нем своей резиденции. Однако пришедшая после него к власти династия Каролингов решила, что стратегически более верным будет сместить управление империей на северо-восток в город Лан, стоящий на холме высотой 188 м.


Вплоть до конца Х столетия, лишившись постояльцев, дворец постепенно приходил в упадок, как и сам город, пока герцог франков Гуго Капет из рода Капетингов не вернул династию на трон, став очередным королем Франции. Со сменой власти воскрес и Консьержери в Париже, вернув городу статус столицы. С этого момента начинается период длиною 4 века по расширению крепости.

Сын Гуго – Роберт по прозвищу Благочестивый (правил в 996 – 1031 годах) развернул активную деятельность, пристраивая то с одной, то с другой стороны галереи и залы.

С северо-востока к зданию присоединился Королевский зал, где проводил важные заседания Большой совет (королевская Курия). С западной части появилась Королевская палата, а там, где позже Людовик Святой возвел для хранения священных реликвий, Роберт II построил часовню Сен-Никола.

Следующий знаменательный период для дворца начинается с правлением Людовика VI Толстого (крещенного как Луи-Тибо, и правящего с 1108 по 1137 год). Чтобы защититься от постоянных нападок извне, он укрепляет крепостные стены, выходящие на западную сторону. Также он сносит старинную главную башню и на ее месте возводит новую 11,70 м в обхвате, имеющую кладку в 3 м толщиной. До XVI столетия донжон носил имя «Монтгомери», а простоял только до XVIII столетия.

Эстафету подхватил Людовик VII Младший (Молодой), пробывший у власти с 1137 до1180 года. Изначально он собирался стать монахом, но когда его старший брат разбился, упав с лошади, Людовику пришлось покинуть стены монастыря ради короны.

За время правления он успел расширить личные покои и присоединить к ним часовню для возведения молитв, что еще раз характеризует его как духовного человека.

При царствовании Филиппа II Августа (1180-1223 г.г.) начинается очередная оживленная эра реформ. Имея характер полководца, Филипп лично участвует в крестовых походах, вносит новаторские идеи в военное зодчество и застраивает свои земли фортами и вышками. Дворец Консьержери превращается в центр управления страной, в котором творится история.

В 1187 г. тут состоялась встреча Филиппа с Ричардом Львиным Сердцем, на которой они приняли крест и заключили военное соглашение. В 1193 г. в этих стенах отыграла свадьба короля с Ингеборгой Датской и появилась должность консьержа, занимающегося в отсутствие правителя средними и мелкими делами государственной юриспруденции. Ее занимал знатный дворянин, в чьи обязанности входило взимать плату с мастеровых, мелких торговцев и злачных заведений, работающих на территории дворца. Именно эта вакансия и легла в основу названия замка – Консьержери.

Людовик IX Святой (1226-1270 г.г.) стал первым канонизированным монархом. В 1239 году он привозит в терновый венец Христа и другие духовные реликвии, а для их хранения в сжатые сроки строит невероятно красивую часовню Сент-Шапель.

Другие нововведения тоже носят мирный характер, и это становится началом смены приоритетов крепости, которая постепенно превращают в богатые и удобные для светской жизни царские палаты.

К XIV веку при Филиппе IV Красивом (1285-1314 г.г.) королевская резиденция по роскоши превосходит все чертоги Европы благодаря стараниям ведущего титулярного епископа Ангеррана де Мариньи, получившего задание придать замку совершенно новый вид, соответствующий величию монархии. Главное задание – нужен был простор, дабы без ущерба личному пространству венценосной семьи разместить тут многочисленную администрацию.

Чтобы воплотить задуманное, пришлось подвергнуть экспроприации близлежащие дома, после чего появились башни Бонбек, Цезаря и Серебряная, а также Следственная и Счетная Палаты. На месте Королевского зала возник гораздо более просторный Большой, украшенный деревянными панелями и опорными колоннами с расписными статуями французских королей.

В 1350-1364 годах правит Иоанн II Добрый, и при нем над переходом Мерсье строится ярус для прислуги, кухни и башня Часов. Так называться она станет только при его сыне Карле V Мудром, который поместит на ее стену первые в городе часы. Однако Карл V недолго задержался в Консьержери, решив сменить покои острова Сите сперва на Сен-Поль, а позже Лувр.

После того, как монарх покинул родовое гнездо, замок-дворец становится Дворцом Правосудия с тюремными помещениями, а консьерж расширяет свои обязанности, управляя городской полицией и взимая плату с невольников за дополнительные «удобства» и отдельные «апартаменты». Только очень влиятельные люди, пользующиеся доверием короля, занимали эту должность.

Официально статус тюрьмы замку был присвоен в 1391 году, когда соседняя темница Шатле была заполнена под завязку. Чтобы разгрузить ее, в Консьержери стали переводить от мошенников и убийц до политических заключенных. Причем предусмотрены казематы были нескольких видов.


Состоятельные узники со связями даже в застенках обеспечивали себе минимальный уют – заплатив определенную плату, они получали отдельную камеру с кроватью, столом и письменными принадлежностями. Некоторые могли читать и писать, хотя это подвергалось строгой цензуре.

Другой тип одиночек назывался «пистоли» от названия старинных золотых монет. В них предполагалась жесткая кровать и иногда стол. Но большинство арестантов были людьми бедными, и оплатить даже этот скромный комфорт не могли, а потому содержались в темных, холодных, наполненных крысами, тараканами, клопами и плесенью темницах, получивших название «богом забытого места». Спать приходилось на сырой соломе прямо на каменном полу, а питаться гнилыми продуктами.

Естественно, очень скоро начинались проблемы со здоровьем, и заключенные умирали от болезней, так и не дождавшись свершения правосудия.

Тюрьма Консьержери прослыла самой неприступной, затмив своей репутацией даже Бастилию. Отсюда никому не удавалось сбежать, а приговоры, которые тут выносили, носили исключительно обвинительный характер. Среди народа это породило мрачную шутку, что из острога выйти на свободу можно только через гильотину.

XVI и XVII века твердыня подверглась нескольким пожарам, и последующая реставрация внесла в ее облик некоторые изменения, но это не повлияло на крепкие тюремные стены, а будто закалило их, еще надежнее удерживая неугодных внутри.


Наибольший урон принесло пожарище 1618 г., когда в течение ночи выгорела огромная площадь, уничтожив скульптуры, прекрасную лепнину и расписные плафоны в Зале потерянных шагов, а также погибла огромная картотека с важной документацией.

Стоило восстановить утрату, как замок чуть не погиб в новом пожаре 1630 г. Следующий случился в 1776 г., испепелив в бушующем пламени подъездной путь на Мощную башню, царские апартаменты де Мерсье и наиболее многолюдную в тот период галерею торговцев.

Работы по восстановлению были поручены зодчим Жаку Антуану, Демезону и Гийому Кутюру. Им пришлось полностью снести ряд помещений – башню Монтгомери, сокровищницу Хартий и восточную стену. Вместо них появилась часовня и галерея Сент-Шапель, обновленные камеры темницы и теперешний фасад Дворца Правосудия, что оказалось весьма кстати, ведь впереди замок Консьержери ждала та еще кровавая история.

Консьержери в период революции

Одним из самых суровых и жутких отрезков французского прошлого можно назвать года 1789-1799, отмеченные революционным движением, сменой власти и расправой над приверженцами монархии. Все это время гильотина была наиболее востребованным орудием, и кровь на ее лезвии не успевала высыхать, отсекая буйны головы ежедневно по нескольку десятков.

Поле того, как в 1792 г. монархия рухнула, в 1793 г. был создан революционный трибунал, разместившись в Больших королевских апартаментах. Летом Робеспьер примкнул к Обществу Спасения и предложил «Закон о подозрительных». Главным постулатом закона был арест не только виновных, а всех, на кого падает подозрение в антиреволюционных настроениях. Любой мог донести на соседа, и его немедленно арестовывали, а уж смертный приговор был обеспечен.

Парадокс в том, что этот закон подвел самого автора, поскольку Робеспьера обвинили в непомерной снисходительности к врагам революции и в непомерном терроре. Его последними словами в Конвенте были: «Республика погибла - настало царство разбойников!».

После смерти Робеспьера очень скоро (в 1795 г.) революционный трибунал был распущен, успев за 2 года своего существования приговорить к смерти более 2 700 человек, лишив их прав на защиту и свидетельских показаний.

Постепенно зловещая слава твердыни начала отступать, хотя некоторое время она еще оставалась тюрьмой. В 1914 г. продолжает функционировать дворец Правосудия, но часть территории превращается в музей Консьержери.

Оказавшись внутри замка, вы перенесетесь на сотни лет назад, ощутите холодное дыхание каменных стен, изучите древнюю роспись, проникнетесь мрачностью тюремных камер и узнаете печальную историю ее узников.

Знаменитые арестанты

Одним из первых заключенных по игре случая стал Ангерран де Мариньи – советник Филиппа Красивого, который в XIII столетии занимался превращением форта в пышный дворец Консьержери. Но как часто бывает, после смерти покровителя начинаются серьезные проблемы.

С приходом Людовика Х Сварливого, Мариньи обвинили в предательстве и казнокрадстве, а лжесвидетели с готовностью заверили его вину. Бывший советник лишился имущества, был брошен в застенки, приговорен к повешенью, и в 1315 г. вздернут на знаменитой парижской каменной виселице Монфокон.

Тут «арендовал» камеру граф Габриэль де Монтгомери, нанесший ранение Генриху II; участник движения Реформации; противник Карла IX, казненный в 1574 г за все свои прегрешения.

Отдельно стоит упомянуть о пытках и казнях в стенах старинного замка. Чем ближе к средневековью, тем изощреннее и безумнее были допросы с пристрастием с закономерным финалом. Причем судьи не ограничивались одним видом казни для одного осужденного, лихо комбинируя доступные варианты, и одному несчастному могли отсечь голову, затем четвертовать, а напоследок сжечь.

Так, свихнувшийся на религии Франсуа Равальяк заколол кинжалом Генриха IV, и через 2 дня был заключен в казематы. Его казнь была страшной – после пытки «сапогами-колодками» его приговорили к четвертованию лошадьми на Гревской площади (сейчас Отель-де-Виль напротив городской мэрии). Однако толпе удалось отбить преступника, и придать его суду Линча.

Неудержимой отравительницей прослыла маркиза де Бренвилье. Она отправила на тот свет всю свою семью (отца, мужа с детьми, двоих братьев и сестер), а также прислугу в доме и малоимущих в больницах. После задержания преступницу подвергли пытке питьем большого количества вода за короткий срок, затем обезглавили и в конце сожгли тоже на Гревской площади в 1676 г.


Атаман парижской банды Картуш, несмотря на влиятельных друзей и свою растущую дерзость, однажды был схвачен и заключен в башне Монтгомери. На его долю выпала пытка «сапогами», после чего его ждала казнь колесованием. Испугавшись, преступник выдал своих подельников, среди которых были и люди благородной крови. За это приговор был смягчен, и Картуша в 1721 г. обезглавили.

В 1757 г. схвачен на месте преступления Роберт Дамьен, когда набросился на Людовика XV с перочинным ножом, ткнув его в правый бок. Карой за покушение стало четвертование после 4-х часов публичных пыток.

На фоне предыдущих страстей забавно и несколько комично выглядит происшествие с графиней де Ламотт. Она долгое время выдавала себя близкой подругой Марии-Антуанетты, была любовницей кардинала Луи де Рогана, участвовала в авантюрах мистика Джузеппе Калиостро и предстала главной обвиняемой в деле об «Ожерелье королевы».

После суда ее публично секли розгами и выжгли на теле «V», что значит «вор». Но судьба ее до конца неизвестна. По одним данным де Ламотт не дожила до суда, выбросившись из окна, и умерла от тяжких повреждений. По другим источникам мошенница сбежала в Россию, приняла гражданство и под именем графини де Гаше вошла в высший свет Петербурга.

Консьержери стал последним пристанищем для Марии-Антуанетты, обвиненной помимо связи с враждебными Франции государствами в инцесте, но только чтобы сильнее уязвить чувства королевы. Держа в камере под присмотром двух вооруженных жандармов, стоящих за небольшой ширмой, ей не разрешили пользоваться письменными принадлежностями, и последние дни узницы были скрашены молитвами и чтением книг.

Марию-Антуанетту приговорили к обезглавливанию, и с гордой осанкой она самостоятельно взошла на эшафот 16 октября 1793 г., положив голову под гильотину. Казнь состоялась на нынешней площади Согласия.

Одиночка, которую занимала королева, год спустя приняла нового постояльца – революционера Робеспьера. Когда его вели на казнь на ту же гильотину той же дорогой, он разбил голову, ударившись о притолоку двери. Он совсем забыл, что сам приказал соорудить ее так, дабы дверной проем оказался ниже роста Марии-Антуанетты, вынуждая ее «кланяться» всякий раз, когда ее уводили и возвращали в «апартаменты».

Тюрьма Консьержери прослыла самой суровой, а ее камеры с ужасными условиями были переполнены преступниками. Вплоть до конца XVIII столетия в них одновременно могли держать просто подозрительных личностей, уголовников и политических. Но была тут и своя традиция – по вынесению смертного приговора арестантам устраивали финальное пиршество.

После постройки в 1868 г. современного Дворца Правосудия, в нем разместились судебные учреждения, на счету у которых тоже есть несколько нашумевших дел.

Например: суд над Сарой Бернар в 1880 г. за разрыв контракта с театром Комеди Франсез; финансовый скандал, получивший название Панамский (1893 г.); процесс по делу поэта Эмиля Золя; а в 1917 г. по обвинению в шпионаже вынесен смертный вердикт танцовщице Мата Хари.

Архитектурный ансамбль Консьержери: часовни замка

С периода правящей династии Капетингов до нас дошли сквозь века два здания: замок Консьержери и часовня-реликварий Сент-Шапель. Там, где ранее стояла молельня Святого Николая, Людовик IX по прозвищу Святой приказал построить капеллу для тернового венца, частицы Креста Господня и других религиозных артефактов.


Часовню Сент-Шапель выделяет среди прочих множество витражей, рассказывающих историю от сотворения мира до момента, когда король привез священные предметы в построенное специально для них святилище.

Имея небольшую площадь, она считается одним из наиболее привлекательных в Европе зданий, исполненных в стиле готического искусства. То, что оформление часовни состоит в основном из витражей, занимающих 600 м кв., делает ее еще более удивительной и неповторимой.

С королевским дворцом ее соединяла галерея, чтобы монархи и члены их семей в любой момент могли преклонить колени перед святыней, хранящейся в роскошном ларце на пьедестале в богато украшенном алькове. Однако после революционного движения и угрозы навсегда лишиться важнейших религиозных артефактов, терновый венец решено было перенести на хранение в Собор Парижской Богоматери.

Есть еще часовня Жирондистов, и построена она там, где некогда располагалась молельня монархов. Такое название ей присвоили после 1793 г., когда по тюремной традиции тут перед смертью устроили себе последний пир жирондисты – члены политической партии во времена французской революции.

Часовня Марии-Антуанетты возведена в 1815 г. на месте бывшей камеры, в которой держали одну из самых знаменитых узниц. Эта часть замка открыта для посетителей, и можно рассмотреть точно воссозданный интерьер темницы, который оживляет восковая фигура королевы, сидящая спиной к гостям, а на своем неизменном посту за небольшой перегородкой застыли ее вечные стражники.

Залы дворца и их назначение

Караульный (или Гвардейский) зал появился с началом XIV столетия и являет собой исключительный образец средневековой готики. Он служил своего рода прихожей в Большие королевские покои, разрушенные позже, и об их величии мы можем судить только по размерам его преддверия, площадью 300 кв. м.


В отличие от него зал Ратников выгляди куда внушительней – 2 000 кв. м, хотя и является ровесником Караульного зала. Выполнен он в той же готической манере с лесом колонн и большим четырехнефным пространством, который отапливался при помощи 4-х каминов.

Если постоять в тишине пару минут, воображение вызывает из далеких времен сцены с шумными пиршествами, которые устраивались тут по случаю праздников, а в остальные дни трапезничала королевская гвардия. Также можно видеть часть мраморного стола, вмещающего когда-то до 2 000 едоков.

Зал соединялся с королевской кухней, где на четырех очагах готовилось огромное количество еды. Каждый из них предназначался для определенного вида продуктов: рыбы, овощей, птицы и мяса. Причем мясной очаг был настолько вместительным, что в нем одновременно могла поджариваться парочка бычьих тушек. Продукты на кухню поднимали через окна, к которым их подвозили баржами по Сене.

Кухонный флигель строился при Жане Добром в конце XIV столетия. Тут хранились продукты, и находился персонал, отвечающий за стол короля. Сегодня на этом месте остался только нижний этаж.

Пристройки и дворы

До XV в. как таковой Парижской улицы не существовало, но когда дворец полностью превратился в темницу, часть зала Ратников отгородили, превратив в камеры для самых бедных заключенных. В непосредственной близости от трапезной томились в холоде, голоде и болезнях тысячи узников.

Улица носит имя знаменитого потомственного палача – Месье де Пари (Шарль Анри), на совести которого не меньше 3 000 казненных. Хотя его карьера начиналась с колесований и пыток, а после революции он освоил гильотирование, знающие Анри за пределами его рабочего места, отзывались о нем как о добром и чутком человеке, щедро раздающем милостыню бедным.

Он был истинным джентльменом, что выражалось в одежде, манере держаться в обществе и любезном поведении с «клиентами». Например, во время перевозки Шарлотты Корде к месту казни, он заботливо советовал ей сесть посреди скамейки в телеге, чтобы ее не так трясло на ухабах.

На счету Анри много известных лиц, среди которых: Мария-Антуанетта, Людовик XVI, Максимилиан Робеспьер, Жорж Дантон, Антуан Лавуазье, Фукье-Тенвиль и прочие.

Пройдитесь по «коридору заключенных», а чтобы легче было проникнуться атмосферой, тут расставлены восковые фигуры каторжан и тюремщиков, выполняющих свои страшные ритуалы.

В проходе есть комната надзирателей, в чьи обязанности входило следить за порядком: составлять перепись новичков, других отправлять на эшафот. В соседней комнате (Туалетной) у осужденных забирали личные вещи в пользу революции, выдавая взамен холщовые балахоны.


Далее им состригали часть волос на затылке так, чтобы лезвие гильотины с одного удара отрезало голову, но палачу было за что ухватиться, демонстрируя ее толпе. Это было любимое шоу, на которое приходило много зевак, особенно бедняков, чтобы побаловать себя если не хлебом, то хотя бы жутким, но весьма захватывающим зрелищем.

Еще в тюрьме Консьержери был так называемый «Женский двор». Сюда выводили узниц для прогулок и стирки одежды в фонтане. Также с этого двора специальная телега забирала группы из 12-и смертников, совершая финальную в их жизни поездку.

Башни замка Консьержери

практически не изменилась с момента своей постройки в XIII столетии при Людовике IX, лишь дополнившись остроконечной крышей в XV веке.

Со старофранцузского ее название значит «хороший клюв», а родилось из-за постоянных криков заключенных, которых палачи пытали жутко-страшными инструментами с большим воодушевлением. Также, когда терпеть уже не было сил, «клювики» осужденных начинали «щебетать», выдавая необходимую информацию.
Эта вышка еще известна как «башня Болтунов», и славится как одна из наиболее безрадостных мест замка.

появилась, когда Филипп Красивый решил расширить владения (конец XIII в.). Круглая с конусообразной крышей она была названа именем императора Рима и в память о временах, когда Галлия являлась территорией империи.

Тут заседали советники, принимая решения по уголовным вопросам с вынесением суровых приговоров, а затем отправляли отработанные дела в архив, который располагался тут же.

Сегодня в ней расположен вход к музею Консьержери, но раньше путь в замок находился между вышкой Цезаря и ее близнецом – Серебряной башней.
Вторая вышка практически идентична первой, и тоже возведена при Филиппе IV.

Palais de Justice ), в котором до сих пор находятся муниципальные службы, суд, прокуратура. Этот комплекс занимает чуть ли не половину острова Сите. Сегодня дворец представляет собой разнородный архитектурный ансамбль с элементами, построенными с XIII по XX вв.

История Дворца Правосудия

Утратив роль резиденции короля, дворец в Сите превращается во Дворец Правосудия.

Название «Консьержери» обозначало то частный особняк консьержа, то тюрьму при судебных органах. Покидая дворец, король доверял его охрану консьержу. Столь важную должность могли занимать только очень влиятельные особы высокого ранга, в их числе была королева Изабелла Баварская . При Консьержери внутри дворцовых стен во все времена имелось тюремное помещение. В конце XIV века, когда соседняя тюрьма в Шатле оказалась переполненной, некоторых узников перевели в камеры дворца. В 1391 году здание стало официальной тюрьмой. В ней содержались и политические заключенные, и мошенники, и убийцы.

Три башни Консьержери сохранились со средневековых времен: Цезарь, названная в честь римского императора; Серебряная башня, в которой хранились королевские сокровища; и Бонбек (фр. Bonbec - «хороший клюв»), которая получила это имя из-за того, что в ней находились камеры пыток, и оттуда доносилось «пение» жертв.

Многочисленные пожары обрушивались на дворец. Самым разрушительным оказался пожар 1618 года, когда за одну ночь в огне погибли огромные помещения, была уничтожена вся лепнина, все скульптуры, роспись плафонов Зала потерянных шагов, многие документы. В 1630 году пламя объяло Сент-Шапель, и её чудом удалось спасти. Королевские покои, галерею де Мерсье, Большой подъезд на Мощную башню, галерею торговцев, бывшую когда-то самым оживленным местом Парижа, разрушил пожар 1776 года. Реконструкцию поручили архитекторам Жаку Дени Антуану, Гийому Мартину Кутюру и Демезону. Они снесли Сокровищницу Хартий, восточную стену дворца, башню Монтгомери и построили современный фасад Дворца Правосудия, галерею Сент-Шапель, новые тюремные камеры, часовню при Консьержери на месте молельни XII в.

Накануне Революции борьба за власть между парламентом и королём Людовиком XVI стала походить на театральное действие. 5 мая 1788 г. парламентарии заперлись во дворце, отказавшись выдать двух человек, за которыми послал Людовик XVI . В 1789 г. Конституанта (Учредительное собрание) приняла решение о роспуске парламента на неопределенный срок. В 1790 Жан Сильвен Байи , мэр Парижа, опечатал двери дворца. В 1792 монархия пала. Революционный трибунал, учрежденный в марте 1793 года, расположился в Больших королевских покоях. В июле Робеспьер вступил в комитет Общественного Спасения с программой, основанной на добродетели и терроре. «Закон о подозрительных» приказывал арестовывать всех врагов Революции, признавших свою вину или только подозреваемых в антиреволюционных взглядах.

С 1793 по 1794 годы более 2700 человек предстали перед Фукье-Тенвилем , государственным обвинителем Трибунала, среди которых были королева Мария-Антуанетта и Робеспьер. В 1794 году свидетели и защитники были отменены, каждый день несколько десятков узников отправлялись на гильотину. Трибунал был распущен в мае 1795 года после падения Робеспьера.

Узники

По злой иронии судьбы одним из первых узников Консьержери оказался Ангерран де Мариньи (тот самый, которому Филипп Красивый поручил строительство нового дворца). При наследнике Людовике Х Сварливом он впал в немилость и был казнен в 1314 г.

Граф Габриэль де Монтгомери , смертельно ранивший Генриха II, через несколько лет оказался в Консьержери за то, что примкнул к движению Реформации и противостоял Карлу IX. Казнён в 1574 г. Религиозный фанатик Франсуа Равальяк (François Ravaillac) попал в тюрьму через два дня после убийства Генриха IV, его пытали «сапогами»-колодками. После суда его подвергли публичным пыткам, а затем четвертовали с помощью четырёх лошадей.

В эпоху короля Филиппа Красивого Консьержери был королевской резиденцией, которую расширил и перестроил из замка-укрепления архитектор и друг короля - Ангерран де Мариньи. В конце 14 века после восстания парижан король Карл V покинул дворец, доверив его управление "консьержу" (что означает "королевский сановник"), от этой должности и появилось название - Консьержери.

Тюрьма Консьержери в наши дни

Тюрьма Шатле была переполнена, и вскоре покинутый королевский дворец стал новой тюрьмой. Консьержери - одно из самых мрачных мест Парижа, за стенами которой появляются неупокоенные души узников. Стены, впитавшие стоны осужденных и умерших в страданиях.

Комфорт в тюрьме зависел от социального статуса и состояния узника. Свое проживание в тюрьме оплачивали сами заключенные или их родственники. Богатые могли позволить себе просторные камеры с добротной мебелью, знатным заключенным позволяли читать книги и писать письма. Узник среднего благосостояния мог оплатить узкие комнатушки с жесткой кроватью. Такие "малые" камеры называли "пистолями" - от денежной единицы "пистоль". А узников-бедняков ждало заключение в сыром темном подвале с соломенной подстилкой вместо кровати и крысами. Долго в таких условиях люди не выживали.


Консьержери-дворец в средние века

Тюрьма подразделялась на женскую и мужскую часть. Женщины могли гулять во внутреннем дворе у фонтана, где им разрешались свидания с близкими. Небогатые заключенные дамы, которые не могли оплатить услуги прачек, сами стирали свою одежду в фонтане во время прогулки.


Круглая башня справа называлась Серебряной башней, по легенде там были спрятаны королевские сокровища

В эпоху французской революции Консьержери стала тюрьмой для "подозрительных", выход из которой был только на гильотину. Узники содержались по нескольку человек в камере - время их пребывания в тюрьме обычно было недолгим. После вынесения приговора смертники устраивали прощальный ужин, утром их ждала повозка на гильотину.

"Заутра казнь, привычный пир народу..." - как писал Пушкин об узниках Консьержери.

В сентябре 1792 года около сотни арестантов погибли от самосуда, когда разъяренная нетрезвая толпа санкюлотов ворвалась в тюрьму, чтобы "повесить на фонарях" ненавистных "врагов народа".


Самосуд над "врагами народа" в сентябре 1792 года

Революционер Марат одобрил действия "истинных патриотов", себя он именовал "Друг народа" и издавал одноименную газету. Вскоре он сам стал жертвой самосуда. Его убила девушка - Шарлотта Корде.


Картина "Смерть Марата" - художник Жак-Луи Давид, который пережил короля, революцию, директорию и потом рисовал портреты Наполеона. Современники называли его "Один из самых бесчестных людей эпохи"
На картине в руке Марата приказ - будто он собирался дать денег бедной девушке, а она его убила. На самом деле - Марат приготовился записать имена "врагов народа", которые Шарлотта обещала ему назвать. Поэтому он согласился на аудиенцию с незнакомкой.

Марат страдал кожными заболеваниями и был вынужден находиться в ванне, поэтому и посетителей принимал в таком виде.


Картина "Смерть Марата" середины 19 века. Образ Шарлотты уже героический
Художник - Поль Жак Эме Бодри

О смерти Марата наш А.С. Пушкин писал
Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом вольности безглавой
Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду*.

*Эвменида - античная богиня мести.

Убитый Марат почитался как мученик революции, ему посвящали песни и оды.
В защиту Шарлотты Корде в годы террора осмелился выступить поэт Андре Шенье, не скрывавший восхищения ее смелым поступком:
"Тогда, как в эти дни, отравленные скверной,
Стенают подлецы, кто впрямь, кто лицемерно,
Среди бессмертных чтя Марата своего,
А идола сего заносчивый служитель,
Парнасский подлый гад, парнасской грязи житель
Вопит свой жалкий гимн у алтарей его.

Ты, Истина, молчишь. Слова оцепенели.
Страх спеленал язык, и губы не посмели
Пропеть деянью славному хвалу.
Ужель нам стоит жить? И жизни смысл каков?
Когда томится мысль под тяжестью оков
И от народных глаз скрывается во мглу..."


Шарлотта перед казнью. Женщинам остригали волосы. Все личные вещи, даже одежда и обувь - забирались у приговоренного на благо революции.

"...О, как нас обманул твой, дева, облик нежный,
Когда ты в глубине свой замысел мятежный,
Месть беспощадную лелеяла, тая,
Так небо тихое в безветренной лазури
Таит в себе порой возможность дикой бури,
Метущей молнии, волнующей моря.

И приведенная на подлой казни место,
Была прекрасна ты, как юная невеста,
Спокойное лицо и чистый ясный взор,
Как презирала ты хулу толпы народной,
Себя считающей всевластной и свободной
И с воплем радостным ловящей приговор.

Но с подвигом твоим сплетен и наш позор.
Мы - Франции сыны - молчим, потупя взор.
На миг мужчиной став, ты посрамила нас,
Нас - жалких евнухов, нас - хор душонок рабьих,
Погрязших в жалобах, увязших в всхлипах бабьих
Тогда, когда зовет кинжальной мести час."

Поэт пополнил списки "врагов народа", был арестован и приговорен к смертной казни.


"Слуга народа" зачитывает список приговоренных, фигура Андре Шенье в центре

А.С. Пушкин так описал последние минуты перед казнью поэта Андре Шенье:
...лампады тихий свет
Бледнел пред утренней зарею,
И утро веяло в темницу. И поэт
К решетке поднял важны взоры...
Вдруг шум. Пришли, зовут. Они! Надежды нет!
Звучат ключи, замки, запоры.
Зовут... Постой, постой; день только, день один:
И казней нет, и всем свобода,
И жив великий гражданин
Среди великого народа.
Не слышат. Шествие безмолвно. Ждет палач.
Но дружба смертный путь поэта очарует.
Вот плаха. Он взошел. Он славу именует...
Плачь, муза, плачь!.

Судьба казненного писателя впечатлила Пушкина:
Меж тем, как изумленный мир
На урну Байрона взирает,
И хору европейских лир
Близ Данте тень его внимает,

Зовет меня другая тень,
Давно без песен, без рыданий
С кровавой плахи в дни страданий
Сошедшая в могильну сень.

Певцу любви, дубрав и мира
Несу надгробные цветы.
Звучит незнаемая лира.
Пою. Мне внемлет он и ты...


Первые часы в Париже были установлены на башне Консьержери (тогда еще дворца) в 14 веке, первоначальные часы утрачены. Нынешний вариант часов - работа мастера 16 века.
Нижняя надпись - «Этот механизм, разделяющий Время на двенадцать равных и справедливых частей, учит охранять Правосудие и защищать Законы».
В годы революции фраза об "Охране правосудия" звучала зловеще. Они будто отсчитывали последние минуты жизни осужденных.


"Мост Менял", ведущий к тюрьме Консьержери. По нему приговоренные следовали на казнь. Мост перестроен в 1860 году

"Мост менял" в 19 веке


А таким Мост менял был со средних веков до конца 18 века. Плотно застроен домами и лавками ростовщиков. В конце 18 века дома на мосту снесли.


Тюрьма Консьержери стала музеем в начале 20 века - в 1914 году

Знаменитые узники Консьержери

Ангерран де Мариньи

По воле злого рока. Первым казненным узником Консьержери стал архитектор дворца Консьержери - Мариньи, который занимался расширением этого здания. Он впал в немилость после смерти короля Филиппа Красивого и был казнен.


Казнь Ангеррана де Мариньи

Франсуа Равальяк

Арестован за убийство Генриха IV. Равальяк был фанатиком-протестантом, которому было видение - что он должен убить короля. Приговорен к смертной казни - четвертованию, но толпа не дала палачу выполнить свою работу и растерзала убийцу короля. Потомки Равальяка были отправлены в изгнание и сменили фамилию.


Франсуа Равальяк

Граф де Монтгомери

Многим известен по роману Александра Дюма - "Две Дианы". На турнире в поединке смертельно ранил короля Генриха II. Тогда графу удалось избежать наказания - турнир был честным, осудить победителя не могли. Габриэль де Монтгомери был арестован позднее по обвинению в государственной измене и казнен.


Граф Габриэль де Монтгомери в жизни


Габриэль в романе Дюма "Две Дианы"

Маркиза де Бренвилье

Прославилась как отравительница. Вместе с сообщником-любовником она также отравила мужа и детей. Любовник тоже сознался в злодеяниях, но потом внезапно умер. (Об этой мадам подробнее будет позже)
Маркиза упоминается и в романе Булгакова - "Мастер и Маргарита".


Маркиза де Бренвилье в заключении

Графиня де Ламотт

Авантюристка, выдававшая себя за особу королевской крови, обманом заполучила знаменитое "Ожерелье королевы" (об этом подробнее отдельно).


Авантюристка графиня де Ламотт


"Гражданская казнь" авантюристки. Ее публично выпороли розгами, а на плече выжгли клеймо с буквой "V", которое означало "воровка". Она была приговорена к пожизненному заключению, но сбежала из тюрьмы и перебралась в Лондон. Графиня отомстила Марии-Антуанетте, издав в Англии скандальную книгу о "личной жизни королевы", сплетни из которой якобинцы потом использовали для обвинения Марии-Антуанетты.

Королева Мария-Антуанетта

Королева оказалась узницей в той же тюрьме, что и авантюристка графиня де Ламотт. Королеве, в годы власти потратившей состояние на наряды и украшения, в тюрьму было разрешено взять два платья - белое и черное. Казнена на гильотине.


Мария-Антуанетта в тюрьме Консьержери, портрет написан после смерти королевы



Консьержери в 19 веке



Очередь в музей Консьержери летом. Дворец юстиции - часть комплекса Консьержери


Суровые стражи порядка


Рядом уютные кофе, где можно отдохнуть от долгой прогулки и снова двинуться в путь, продолжая поиски местных легенд

Другие легенды Франции

С его характерными башнями, здание на принадлежало королям Франции, как и их королевская резиденция.

Консьержери стал печально известен во времена французской революции в качестве тюрьмы. Однако оказавшись внутри, его посетители откроют для себя один из лучших примеров готической светской архитектуры в Европе.

Консьержери расположен на острове Сите и тесно связан с историей . Сегодня он занимает северную часть старой королевской резиденции, которая, как полагают, была основана в 6 веке Хлодвигом, первым королем Франции. В 10 веке Гуго Капет установил контроль над правительством палаца, который таким образом стал резиденцией королевской власти.

В отсутствие короля, его хранителем назначался консьерж, который управлял всей командой королевской резиденции. Этот титул считался очень высоким местом и отсюда пошло нынешнее название замка – “Консьержери“. Замок оставался резиденцией королей Франции от Гуго Капета до 14-го века. Дворец был расширен и укреплен Людовиком IX и Филиппом IV, которые добавили к фасаду башни и большой готический зал.

После вторжения буржуазии, под предводительством Этьена Марселя в 1358 году, король Карл V покинул Консьержери. Замок продолжал использоваться в качестве места парижского парламента (высший судебный суд в королевстве). В 1391 году часть здания было переоборудовано в тюрьму и стало жильем для преступников и политических деятелей, таких как Равальяка (убийца короля Генриха IV).


Во время французской революции Консьержери прозвали прихожей на гильотину, так как она стала центральной тюрьмой Парижа. В ней разместились около 1200 заключенных. В период 1793-1794 годов военный трибунал осудил более 2700 человек.

Для большинства из них это было последним местом перед дорогой к одной из гильотин, установленных по всему Парижу. В число ее известных заключенных входят: королева Мария-Антуанетта, Шарлотта Корде, мадам Элизабет, мадам дю Барри, Жорж Дантон и Робеспьер.

В 19 веке в Консьержери и всем Дворце правосудия была проведена капитальная реставрация, а в 1914 году он был перечислен к историческим памятникам французского государства.

Фасад


Средневековый фасад Консьержери лучше всего видно с набережной на правом береге острова. Здание включает в себя четыре башни, которые первоначально стояли в реке Сене, когда еще не было берега.

Самая старая башня Консьержери датируется 11-м веком. В ней размещались камеры пыток, где мучили заключенных. В 1935 году она была восстановлена после разрушительного пожара. Часовая башня L’horloge построена в период 1350-1353 годов и является самой высокой точкой замка (47 метров). С 1371 года на ней находились огромные часы, целью которых была регулярная помощь парижанам в их деятельности днем и ночью.

Интерьер

Нижняя часть Консьержери – это единственное место, которое сохранилось до наших дней из средневековья. Оно было использовано королевской гвардией и сотрудниками (служащие и должностные лица), которые работали на царя и его семью (около 2000 человек). Пол в средневековых залах до сих пор такой же, как был в 14 веке.

Помещение использовалось, как столовая для 2000 сотрудников, королевских банкетов и судебных разбирательств. Темный холл когда-то был нагрет четырьмя большими каминами и освещен множеством окон, которые потом были заблокированы. Большой зал в средневековье был одним из крупнейших в своем роде в Европе. Он был уничтожен пожаром в ночь 5 марта 1618 года.


Караульное помещение – это готический сводчатый зал, который был построен примерно в то же время в зале воинов. В период 1793-1794 годов там проходил революционный трибунал. Кухня Консьержери была построена во время правления Иоанна II (1319-1364) и ее выход идет прямо к Сене. Четыре больших камина были построены в каждом из углов кухни, чтобы приготовить достаточно еды для 2000 человек.

Рю-де-Париж служит коридором между караульным помещением и революционным залом. Оно получило свое название во время французской революции от палача “месье де Пари“. Здесь находились самые бедные заключенные, которые не могли позволить себе заплатить за лучшее место в камере. Они спали на соломе и часто их называли ‘Pailleux’ или ‘Payeux’. Сейчас там находится небольшой сувенирный магазин.

Местонахождение: 2 Boulevard du Palais, 75001 Париж.

Часы работы: Ежедневно. Начало ноября – конец февраля с 9 до 17. Начало марта – конец октября с 9:30 до 18:00.

Цена за вход: 9 евро. Вход на территорию и визит в часовню Сент-Шапель с гидом – 12 евро.