Главная · Через работу · Морская фигура, на месте замри! Античные мифы Статус морских божеств на стрелке

Морская фигура, на месте замри! Античные мифы Статус морских божеств на стрелке

Здание Биржи в Санкт-Петербурге – историко-архитектурный памятник в стиле позднего классицизма, возведенный французским архитектором Жаном-Франсуа Тома де Томоном. Сооружение является ключевым объектом в ансамбле Стрелки Васильевского острова.

Архитектор разрабатывал проект, зная, что дом планируется под размещение Петербургской биржи – любимого детища императора Петра I. Тома де Томон ориентировался на европейские аналоги, стремясь сделать здание как можно более удобным для биржевой торговли. Строительство Тома де Томон начал в 1805 году, завершил в 1810-ом. По различным причинам открытие Биржи постоянно переносилось: торжественная церемония состоялась лишь в 1816-ом году.

Внешний облик здания заставляет вспомнить древнегреческие храмы. Дом установлен на огромной каменной платформе, вход в здание расположен высоко, к нему ведут мраморные лестницы.

В качестве украшения Тома де Томон выбрал статуи. На главном фасаде размещена скульптурная группа, изображающая бога Нептуна в окружении молодой девы и почтенного старца, символизирующих реки Неву и Волхов. На фасаде, обращенном к Стрелке, можно увидеть статую богини Навигации, рядом с которой сидят Меркурий и две девушки – реки Двина и Нева. Эта композиция символизирует тесную взаимосвязь торговли и водного транспорта.

Здание Биржи словно бы опоясано колоссальной дорической колоннадой, что еще больше увеличивает ее сходство с античными храмами.

Петербургская биржа была центром российской фондовой торговли. Ежедневно по Неве сюда прибывали корабли купцов и иностранцев, которых уже поджидали биржевые маклеры.

В 1885 году был открыт Морской канал, что позволило перенести порт Петербурга со Стрелки Васильевского острова на Гутуевский остров. Это событие лишило здание Биржи ее прежнего предназначения.

В 1889 году Биржа приняла первую в Российской империи выставку промышленных товаров отечественного производства.

В 1939 году здание было отдано Центральному военно-морскому музею. В 2013-ом году музей переехал, а власти города на Неве заявили, что в Бирже будет размещен филиал Эрмитажа – Музей Русской гвардии и геральдики.

Подробности Категория: статьи Опубликовано: 05 сентября 2017 Просмотров: 915

Морские кони – гиппокампы

#Гулякин #ПетербургскиеБродилки #Петербурготерапия

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня я приглашаю вас на очередную прогулку по Санкт-Петербургу. И темой нашей прогулки будут скульптурные изображения коней, но не простых, а морских!

Как всегда, я прошу разместить Ваши замечание и вопросы в группу ВКонтакте "Петербургские бродилки - Гуляем с Гулякиным" (https://vk.com/gul_c_gul) или прислать мне по электронной почте "Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ". С уважением, Валерий Гулякин.

Морские коньки и памятник Василию Корчмину

(7-ая линия ВО, д.34)

Забавные рыбки - морские коньки, похожие на коней, не могли не привлечь внимание людей. И конечно они дали толчок для полёта человеческой фантазии, создавшей мифических морских коней.

Мы начинаем наше путешествие с Васильевского острова. На первый взгляд, выбор памятника для начала нашей прогулки может вызвать у вас вопрос: «А при чём здесь кони?». Но если посмотреть внимательно, то мы увидим, что кони на памятнике есть, да не простые – морские.

Забавные морские коньки сплелись хвостами на лафете пушки памятника Василию Корчмину на 7-ой линии Васильевского острова (д.34). Бравый бомбардир, инженер, генерал-майор, сподвижник императора Петра I встречает гостей в приветственной позе с мундштуком в руке. Скульпторы Г.Лукьянов и С.Сергеев создали образ весёлого молодого бомбардира, восседающего на пушечном стволе. Взгляд лихого вояки устремлен вперед – в светлое будущее Великой страны.

Лафет орудия декорирован не только морскими коньками, но и головой льва с кольцом в пасти. Такими же архитектурными образами украшена Стрелка Васильевского острова.

По одной из городских легенд именно благодаря В.Д.Кормчину появилось название острова – Васильевский.

В.Д. Корчмин, был хорошим царским инженером, знатоком фортификации, начал создавать боевые ракеты и огнеметы.

А в тот период, когда строилась Петропавловская крепость, поручик В. Корчмин командовал артиллерийской батареей, расположенной для обеспечения безопасности города на стрелке Васильевского острова. И царь, отправляя приказы и депеши Василию Дмитриевичу, на месте адреса писал так: «К Василью на остров».

Легенда гласит, что именно тогда за островом закрепилось известное название. (Хотя историки приписывают образование этнонима в честь новгородского наместника Василия Селезня, казненного Иваном Грозным. Но это историческое предание не прижилось в народе.)

Артиллерийская батарея Василия Корчмина стояла на Стрелке Васильевского острова, куда мы с вами сейчас и отправимся в поисках морских коней.

Морские кони – гиппокампы на Ростральных колоннах

(Стрелка ВО)

Стрелка Васильевского острова - один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города. Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена, когда Трезини в 1719 - 1721 годы создал новый проект, предусматривающий постройку правительственных учреждений - здания двенадцати коллегий, а также биржи, гостиного двора и собора. В 1730-е сюда был переведён порт и в этих зданиях разместились биржа, таможня, склады товаров. Между академическим и торговыми комплексами располагалась обширная неблагоустроенная территория. В 1805-1810 годах архитектор Тома-де-Томон построил на пустой площади между этими районами здание новой Биржи. Величественное здание выполнено в стиле античных храмов. Перед зданием архитектор установил две Ростральные колонны со статуями морских божеств у подножия. Ансамбль завершают расходящиеся крыльями от Биржи здания южного и северного пакгаузов и таможни, построенные в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини. В южном пакгаузе в настоящее время и располагается Зоологический музей. В 2008 году исторический облик Стрелки Васильевского острова был непоправимо искажён строительством высотных зданий в районе ДК имени Кирова. Вантовый мост и башня Газпрома окончательно уничтожают исторический образ Санкт-Петербурга.

А факелы, которые в те давние времена зажигались на Ростральных колоннах каждую ночь и днём в плохую погоду, ныне зажигаются всего на несколько часов по особым праздникам. Но, слава Богу, их всё-таки не снесли, а ведь могли, сколько бы земли освободилось под элитные жилые дома…

Но, не будем о грустном. Лучше полюбуемся Ростральными колоннами и особое внимание обратим на Ростры, которыми они украшены.

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение мощи и величия Российского морского флота отсылает нас к древнеримскому обычаю украшать колонны в честь побед рострами (носами) захваченных вражеских кораблей.

Над проектом ростральных колонн также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедной крестьянской семьи из Вологодской губернии. Статуи морских божеств у подножия колонн выполнены скульпторами Жозефом Камберленом и Жаком Тибо.

Традиция украшать нос корабля скульптурной фигурой или рельефом существует с древних времен. Распростертая под бушпритом и устремленная вперед, она была символом судна, гордостью владельцев судов и капитанов. Когда судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые фигуры попадали в морские музеи. В Санкт-Петербурге их можно посмотреть в Центральном Военно-Морском музее, который долгое время располагался в здании Биржи, а сейчас размещён в Крюковых казармах Лейб-гвардии Морского Экипажа в Коломне (площадь Труда, дом 5).

А мы с вами посмотри на одно из необычных изображений коней – носовые корабельные фигуры, изображающие конские головы, размещённые на рострах Ростральных колонн.

Кстати, мне кажется, что эти фигуры очень напоминают фигурки шахматных коней.

Но, о шахматах мы поговорим в другой раз, а сейчас найдите еще одно изображение коней на ростральных колоннах. Оно не такое заметное как носовые корабельные фигуры, но, если присмотреться внимательнее, то мы обязательно увидим еще одно необычное изображение коней на барельефе. Это не просто кони, это морские кони с рыбьими хвостами и плавниками вместо копыт на передних ногах. В Древней Греции этим морским коням дали имя – гиппокампы.

Морские кони – гиппокампы на здании Биржи

на Стрелке Васильевского острова

Гиппокампы были не просто морскими конями - они были конями самого бога морей Посейдона (Нептуна). Запряженные в огромную ракушку, которая лужила каретой богу морей, они возили Посейдона не только в глубинах моря, но и мчали его по волнам океана, и, даже, могли подниматься в воздух и лететь со своим седаком по небу. Такая четверка морских коней, везущих Посейдона, изображены в скульптурной композиции на здании Биржи на Стрелке Васильевского острова.

Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова было построено в 1805-1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона. Над главным входом со стороны Невы помещена композиция «Нептун с двумя реками». Существует предположение, что эти две реки – Нева и Волхов. Автор этой скульптурной композиции неизвестен, хотя в краеведческой литературе авторами часто указывают Ф.Ф.Щедрина и И.П.Прокофьева, однако известно, что они запросили слишком высокую цену за свою работу. Этот заказ был выставлен на торги, но имена тех, кто именно выиграл торги и выполнил скульптурные группы для Биржи, остались для истории неизвестными.

Если вы захотите посмотреть на эти скульптуры с высоты птичьего полёта, то вам совсем не обязательно арендовать вертолёт, достаточно поехать в Александровский парк (рядом со станцией метро Горьковская) и посетить «Мини-город», где можно почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов и погулять среди достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Морские кони – гиппокампы на здании Биржи в Мини-городе

(Александровский парк)

Если вы захотите посмотреть на скульптурную группу на здании Биржи с высоты птичьего полёта, то вам совсем не обязательно арендовать вертолёт, достаточно поехать в Александровский парк (рядом со станцией метро Горьковская) и посетить «Мини-город», где можно почувствовать себя Гулливером в стране лилипутов и погулять среди достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Архитектурно-познавательный туристский центр Мини-город открылся 15 июня 2011 года в южной части Александровского парка.

Макеты расположены на импровизированной карте Санкт-Петербурга, водная гладь изображена темным гранитом, суша – светлым. Автор выполненных из гранита и бронзы уменьшенных знаменитых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга – скульптор Александр Таратынов.

Морские кони – гиппокампы на мозаике в вестибюле

станции метро Адмиралтейская

Эта же скульптурная композиция на здании Биржи послужила прообразом для мозаики «Бог морей Посейдон» в вестибюле станции метро «Адмиралтейская».

Морские кони – гиппокампы у здания администрации Приморского района (ул. Савушкина, 83)

В сентябре 2009 года открыли фонтан "Морской конь" у здания Администрации Приморского района, улица Савушкина, 83.

Большая квадратная чаша фонтана украшена скульптурой морского крылатого коня, работа отца и сына Каминкеров. Конь изготовлен из различных видов местного гранита и выглядит весьма оригинально, потому что в его образе соединились тотемные животные трех народностей: голова коня, хвост рыбы и крылья утки. Конь был священным животным для славян, рыба особо почиталась викингами, а утка была тотемной для финнов. Три стихии, трое животных, неотесанные гранитные камни - все это создает особенную атмосферу.

Это, по-моему, самый молодой морской конь – фонтан в Санкт-Петербурге. Конечно – же без гиппокампов невозможно представить себе столицу фонтанов – Петродворец. Я хочу обратить ваше внимание на Верхний парк, который часто остаётся вне зоны туристического осмотра. А посмотрите, какие великолепные всадники на морских конях гарцуют в струях вод в фонтане «Нептун» Верхнего парка.

Морские кони – гиппокампы фонтана «Нептун»

в Верхнем парке Петродворца

В 1736 году в центральном бассейне Верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар.

После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу - «Нептун», сохраняющуюся и поныне.

Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия). Авторы Георг Швайгер и золотокузнец Христоф Риттер. Отливка была произведена Херольдтом (нем. W.H.Heroldt) в 1688-1694 годах. Фонтан никогда не был выставлен в Нюрнберге, однако стал известен как своеобразная достопримечательность, даже находясь на складе. В 1796 году основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф.

Безусловно, это не первое изображение морских коней в Санкт-Петербурге. В поиске самых ранних изображений гиппокампов мы с вами отправляемся в Летний сад.

Морские кони – гиппокампы

на барельефах Летнего дворца Петра I в Летнем саду

Летний дворец Петра I - один из самых ранних памятников зодчества Санкт-Петербурга (самое старое каменное здание города). Дворец не подвергался перестройкам и не пострадал во время Великой Отечественной войны.

В 1704 г., через год после закладки Петропавловской крепости, почти напротив нее, на левом берегу Невы началось создание Летнего сада. В 1710-1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини в саду был построен Летний дворец.

Наружный облик дворца сохранился без существенных изменений, только четырехскатная крыша, первоначально крытая черепицей, позже была заменена свинцовой. Венчает здание флюгер с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея. Именно Летний дворец дал название Летнему саду, который вначале именовался "царским огородом".В Летнем дворце Петр I жил со своей семьей с мая по октябрь в течение 1712-1725 гг.

Летний дворец Петра I - двухэтажное, прямоугольное в плане кирпичное здание с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши - водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа.

Скромный фасад дворца украшают барельефы. Они были созданы в 1714 г., что специально оговаривалось в указе Петра от 2 мая 1714 г. Барельефы (всего их 29) выполнены из терракоты и расположены между окнами первого и второго этажей. Они посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне и возвращении России северных морей. В большинстве барельефов фоном служит море с изображениями петровских галер. Многие мифологические сюжеты у современников Петра I ассоциировались с конкретными историческими событиями.

Создание барельефов было поручено немецкому архитектору - скульптору Андреасу Шлютеру (1659-1714), приглашенному Петром I в 1713 г. из Берлина. Однако смерть скульптора помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей неизвестны. Различное художественное качество барельефов говорит, что мастеров было несколько.

Крайний слева барельеф южного фасада изображает похищение богом подземного царства Плутоном Прозерпины - богини плодородия. Колесницу-ракушку с героями сюжета морские кони уносят в Тартар. Парящий амур символизирует любовь Плутона к богине.

Ещё один барельеф южного фасада - Посейдон и Афродита. На колеснице-раковине, впряженной в тройку морских коней, изображены бог морей Посейдон и его супруга Афродита.

На северном фасаде: Нереида (морское божество) на морском коне.

А на восточном фасаде верхом на морском коне скачет Амур.

А вот на северном фасаде на крылатом Пегасе Персей спешит спасти прикованную Андромеду от дракона. Андромеда в начале XVIII в. символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей - Петра-освободителя.

Со всей достоверностью раскрыть аллегорический смысл каждого из барельефов сложно, но в той или иной степени все барельефы символизируют победу в Северной войне.

Морские кони – гиппокампы

на фасаде дома (Фонарный пер., 18)

Но совсем не обязательно, что бы все барельефы в Санкт-Петербурге несли в себе аллегории. Например, на барельефе, расположенном на фасаде доходного дома В.Н.Лихачёва целая кавалькада Купидонов весело проносится по волнам Невы просто так, для красоты.

Морские кони – гиппокампы

на часах Арки Главного штаба

Каких только морских коней не встретишь на улицах Санкт-Петербурга. На часах под Аркой Главного штаба, установленных со стороны Большой Морской улицы (д.2) морские кони крылатые.

История этих часов началась тогда, когда при проведении электрического кабеля от Главной палаты к Зимнему дворцу, Д.И.Менделеев принял решение сделать подводку и к зданию Министерства финансов. Первоначально Д.И.Менделеев планировал поместить часы размером не более метра в одном из окон здания Министерства Финансов (как это практиковалось еще в 1838 г. в Главном штабе). Это позволяло бы контролировать температурный режим помещения часов, обеспечивало свободный доступ к ним для корректировки и гарантировало бы их точный и стабильный ход.

В 1905 г. был реализован более дорогостоящий проект Министерства финансов. Механизм часов был изготовлен Августом Эриксоном, архитектурные детали, систему подвешивания, устройство лаза для поправок разработал архитектор Министерства финансов. Д.И.Менделеев подчеркивал, что в случае подвешивания часов, Главная палата берет на себя ответственность "за время, но не за архитектурные приспособления".

Так впервые в истории Санкт-Петербурга под аркой Главного штаба на значительной высоте были установлены уличные электрические часы с двумя двухметровыми циферблатами системы Грау-Вагнера.

Морские кони – гиппокампы

на фонарях моста Ломоносова

Мост Ломоносова через Фонтанку был построен в 1785-1788 годах. Мост имел каменные опоры и каменные арочные береговые пролетные строения, с башнями на быках, центральный деревянный пролет был разводным. Разводные механизмы находились в четырёх гранитных башнях. Это был один из 7 типовых трёхпролетных мостов через реку. В наше время сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Автор проекта точно не известен, но большинство же источников отдают предпочтение французскому инженеру Ж-Р. Перроне. В 1912-1913 гг. под руководством инженера А. П. Пшеницкого мост был капитально отремонтирован. В 1915 году архитектор И. А. Фомин исполнил проект освещения моста. Согласно этому проекту при въездах на мост были поставлены четыре невысоких гранитных обелиска с гранеными фонарями, поддерживаемыми кронштейнами с золочеными фигурками морских коньков. Интересно, что это не просто морские коньки – а морские единороги!

Во время блокады мост пострадал от артиллерийских обстрелов: были разрушены все чугунные перила, сброшены гранитные парапеты, уничтожены гранитные фонари-обелиски. В 1949, 1950-1952, 1967, 1986, 2006 гг. на мосту производились ремонтные и реставрационные работы, в результате которых были восстановлены утраченные к тому времени гранитные обелиски с фигурными фонарями и кронштейнами.

на барельефе дома Боровая улица, 18/Волоколамский переулок, 1

Не хочу утомлять вас перечислением всех адресов Санкт-Петербурга, где можно увидеть гиппокампов. Например, на углу Боровой улицы и Волоколамского переулка в 1913 году был возведён доходный дом А.В.Елисеева и Г.М.Фёдорова. Высоко на фасаде семиэтажного дома со стороны Волоколамского переулка над окнами пятого этажа размещено шесть одинаковых рельефных изображений крылатого морского коня с копытами в виде листьев, мощным плавником и длинным, завитым в три кольца, чешуйчатым хвостом.

Крылатые морские кони – гиппокампы

на доме 87/89 Большого проспекта ВО

А на Большом проспекте Васильевского острова, дом 87/89, крылатые морские кони работают атлантами, поддерживая, нет, не небо, а балкон. Каждый балкон поддерживают по четыре морских коня, восседающих на массивных прямоугольных столбах-пилонах, высотой в два этажа. У этих гиппокампов голова и шея настоящей лошади, короткие драконьи лапы, мощные лебединые крылья и небольшой рыбий хвост. Восемь морских коней были отлиты из армированного цемента по моделям скульпторов Ж.Я.Меллуп, Н.С.Кочукова и И.А.Венковой. Это единственное, известное мне, подобное изображение на «сталинском» доме. Ведь эти дома были построены после войны в 1956 году.

Морские кони – гиппокампы

на решётках Благовещенского моста

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге - это первая постоянная переправа через Неву. В XVIII веке город обходился наплавными мостами, поскольку считалось, что строительство постоянного моста - очень дорогой и сложный процесс. Благовещенский мост Санкт-Петербурга, соединивший Васильевский остров с Английской набережной, был в то время самым протяженным в Европе. В 1842 году было принято решение построить постоянную переправу между Васильевским островом и Английской набережной, проект был разработан выпускником Института путей сообщения Станиславом Валериановичем Кербедзом. Строительные работы велись с 1843 до ноября 1850 года.

Сооружение переправы, которую назвали Невской, проходило в исключительно сложных условиях болотистого грунта. Число рабочих, занятых в строительстве, приближалось к полутора тысячам. Сваи забивали с помощью паровых машин, для проведения подводных работ использовались воздушные колокола. Береговые устои выложили гранитом: для подводной части использовался финский гранит, а для надводной – сердобольский.

Существует легенда, согласно которой Николай I, зная о трудностях стройки, распорядился повышать Кербедза в звании за каждый возведенный мостовой пролет. Злые языки утверждали, что, когда Кербедз узнал об этом, незамедлительно изменил проект, увеличив число пролетов. Скорее всего, это вымысел, но известно, что перед началом строительства Станислав Вениаминович находился в ранге капитана, а в день открытия моста 21 ноября 1850 года он был произведен в чин генерал-майора.

В оформлении моста принял участие художник Александр Брюллов. По его проекту были отлиты чугунные перила, а проект металлических газовых фонарей создал инженер Д. Цветков. Решетка на Благовещенском мосту выглядит массивной и в тоже время ажурной. В центре изображены гиппокампы, держащие трезубец, который как бы растет из ракушки.

Торжественное открытие Благовещенского моста состоялось 21 ноября 1850 года. Петербуржцам нравилось здесь прогуливаться, они восхищались ажурными решетками и газовыми фонарями, поднятыми на столбы в виде колонн коринфского ордера, а также разводным пролетом для прохода судов. Перестройка переправы была проведена в 1930-х годах по проекту инженера-мостостроителя, академика Григория Петровича Передерия. По сути, это было возведение нового моста с центральным разводным пролетом на старых устоях. Из внешнего оформления было сохранено лишь перильное ограждение, выполненное по рисункам Александра Брюллова. Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Во время реконструкции старые стальные конструкции были заменены на новые. Торжественное открытие обновленного моста состоялось 15 августа 2007 года. Принято считать, что линия моста является местом впадения Невы в Финский залив.

Морские кони – гиппокампы

на решётках Аничкова моста

Аничков мост - один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, история которого тесно связана с основанием Северной столицы. Сам мост не является шедевром архитектурной мысли; визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга он стал благодаря великолепным изваяниям скульптора Петра Клодта. О них мы обязательно поговорим, но чуть позже, а сейчас обратим внимание на решётки моста.

В начале XVIII века Санкт-Петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста.

Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

Мост неоднократно перестраивался. Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах, когда мост был перестроен и расширен. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту.

А теперь обратите особое внимание на русалок. Ведь у них кроме женского тела и рыбьего хвоста есть еще и ножки с копытцами. Этакие морские подводные кентавры. Кстати, их тоже зовут гиппокампами!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск №64, сентябрь 2014 года.

Часть вторая: Васильевский остров.

Необычные, новые, малоизвестные памятники.

Дорогие друзья! Мы продолжаем фотопуте­шествие по «неклассическому» Петербургу. На этот раз в объектив нашей камеры попали необычные, новые или просто малоизвестные памятники Васильевского ост­рова (напомним: в прошлом выпуске мы беседовали о неформальных достопри­мечательностях Адмирал­­тейского и Центрального районов). Присылайте в редакцию свои вопросы, мнения и пожелания, а также фотографии замеченных вами необычных памятников, скульп­тур, барельефов и прочих интересных объектов – будем вместе исследовать любопытные уголки нашего замечательного города!

В начале пешеходной зоны (6-7 линии) у метро Василеостровская. Скульптор – Ахнаф Зиякаев, 2004 год. По маршруту «6-я линия — Адмиралтейская площадь» с 1863 года курсировали вагончики первой линии конной железной дороги. Надпись на табличке такая: «Здесь! Установлена модель-копия вагона Санкт-Петербургской “Конки” образца 1872-1878 г.г. выпуска (в натуральную величину). Данная модель-копия построена, опираясь на оригинальные чертежи Путиловского завода, проектировавшего большинство российских “конок”».

(генерал-майору, артиллеристу, инженеру, одному из ближайших сподвижников Петра I) на 7 линии у дома 34. Скульпторы – Григорий Лукьянов и Сергей Сергеев, 2003 год. Батарея Корчмина стояла на Стрелке Васильевского острова, охраняя строящийся Петербург.

(первому русскому генерал-фельдмаршалу, первому кавалеру ордена Андрея Первозванного, одному из ближайших сподвижников Петра I) у собора святого апостола Андрея Первозванного. Скульпторы – Александр Бортник, Владимир Аксёнов, Шухрат Сафарматов, 2007 год.

8 линия, 23, во дворе. История этого существа теряется в начале 80-х годов прошлого века, когда, по легенде, его построил из железобетона неизвестный скульптор, проживающий в этом дворе. С тех пор за дракошей бережно ухаживают местные жители: убирают мусор, восстанавливают оторванные головы, красят в разные цвета. Раньше можно было пролезть из пасти чудовища прямо в живот, но, после того, как кто-то из детей по дороге застрял, проход пришлось забетонировать.

На 7-й линии Васильевского острова во дворе дома 18 (здание одной из старейших аптек Санкт-Петербурга, с 1858 года принадлежавшей Вильгельму Пелю). Видимо, башня служила химической лабораторией. Согласно городской легенде, секреты башни охраняют невидимые грифоны. Рассмотреть башню можно, поднявшись по лестнице немного выше входа в аптеку.

Первому главному архитектору Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, 21 (этот дом принадлежал Трезини с 1720-х годов), у Благовещенского моста. На постаменте надпись: «Установлен в 2013 году в честь 310-летия Санкт-Петербурга на средства жителя города Жорно Юрия Юрьевича. Скульптор Павел Игнатьев. Архитектор Павел Богрянцев». Великий зодчий вооружён внушительного размера циркулем (символом гармонии) и облачён в медвежью шубу.

На куполе здания Академии художеств, Университетская набережная, 17. Восстановлена по старинным чертежам скульптором Михаилом Аникýшиным и его учениками к 300-летию Санкт-Петербурга. Минерва в римской мифологии – дочь Юпитера, богиня искусств и ремёсел, а слово «гений» здесь используется в значении «дух-покровитель». Сама Академия (под названием «Академия трёх знатнейших художеств» – живописи, скульптуры и архитектуры.) была основана стараниями И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова в 1757 году.

Уникальная коллекция архитектурных моделей в Музее Академии художеств (Университетская набережная, 17). Воскресенский Новодевичий (Смольный) монастырь (на фото), Исаакиевский собор, Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок, Биржа и собственно Академия художеств. Архитекторы, прежде, чем начинать строительство, собирали небольшие модели своих зданий из дерева. Так они могли со всех сторон критически осмотреть свои творения и, при необходимости, внести в окончательный проект изменения. Известно, что Франческо Растрелли при проектировании Смольного собора хотел построить колоссальную колокольню. Однако, собрав макет, мастер понял, что собор лучше смотрится без колокольни и решил отказаться от её возведения.

(государственному деятелю, генерал-адъютанту и меценату) в огромном круглом внутреннем дворе основанной им «Академии трёх знатнейших художеств», Университетская набережная, 17. Скульптор – Зураб Церетели, 2003 год.

– символом искусств, в саду Академии Художеств. Была подарена Академии в 1807 году архитектором Андреем Воронихиным, который изначально заказал её в качестве «запасной» для Казанского собора. На этом месте колонна стоит с 1847 года, а до этого несколько лет она украшала круглый двор Академии – там, где сейчас памятник графу Шувалову.

(основоположнику осетинской литературы и живописи) в саду Академии художеств. Скульптор – Владимир Соскиев, 2009 год. Коста (это его настоящее имя) учился в Академии.

Знаменитому скульптору, в саду Академии художеств. Автор композиции – Владимир Горевой, 2006 год. Мастер изображён с макетом монумента Николаю Первому на Исаакиевской площади.

В Румянцевском сквере на Университетской набережной. Граф Пётр Румянцев-Задунайский – военный и государственный деятель времён правления Екатерины II. Одержал ряд блестящих побед в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Архитекторы – Винчéнцо Брéнна и Карл Росси, 1799 год. Обелиск до 1818 года стоял на Марсовом поле. В Румянцевском сквере установлены также бюсты художников Ильи Репина и Василия Сурикова.

Напротив Академии художеств. Их нельзя, конечно же, назвать «малоизвестными», или «новыми». Но пройти мимо мы не смогли. Поражают они, прежде всего, своей древностью: около 35 веков назад сфинксы были высечены из сиенита (порода, похожая на гранит) и поставлены охранять храм около египетского города Фивы. Ещё одна любопытная деталь: головы сфинксов – портретные изображения фараона Аменхотепа III, который, собственно, и повелел их изваять. Фараон был отцом знаменитого религиозного реформатора Эхнатóна, свёкром красавицы Нефертити и дедом всем известного Тутанхамóна. Иероглифы, расшифрованные видным востоковедом Василием Стрýве, оказались перечислением многочисленных титулов фараона. Надписи на постаментах гласят: «Сфинкс из Древних Фив в Египте привезён в град Святого Петра в 1832 году».

Рядом со сфинксами (мифические полульвы-полуптицы) охраняют две полукруглых гранитных скамьи. Для многих петербуржцев (особенно тех, кто назначает здесь романтические свидания) эти с виду грозные существа сделались почти домашними. Уж не они ли прилетают на знаменитую Башню грифонов? В конце XIX века грифоны бесследно исчезли и были восстановлены только в 1958 году по старинным картинам и документам.

(первому губернатору Санкт-Петербурга, ближайшему другу и приближённому Петра I) у Меншиковского дворца. Скульпторы – Михаил Аникушин и Мария Литовченко-Аникушина, 2002 год. Дворец (прекрасный образец стиля Петровского барокко) начали строить в 1710 году – это первое каменное здание нашего города.

На Университетской набережной напротив дома 13. На страницах гранитной книги – строки из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» и автограф поэта. Скульптор – Эвелина Соловьева, 2002 год.

Рядом с гранитной книгой –

Во дворе Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Университетская набережная, 11. Скульптор – Арсен Аветисян, 2002 год. Сам же Маленький принц расположился на одной из научных книг у подножия постамента. Эта композиция – первая в уникальном Парке современной скульптуры во внутренних двориках Университета.

– персонаж аллегорической повести французского писателя, поэта (и лётчика!) Антуана де Сент-Экзюпери – крупным планом.

Во дворике Филологического факультета. Скульптор – Владимир Петровичев (известный также созданием кошек Тишка Матроскина и Василиса), 2005 год. У многих народов мира бегемот считается символом удачи и благополучия. Ушки Тони отполированы до блеска: их почёсывают студенты в надежде встретить свою «вторую половинку».

Или «Сад камней» во дворике Филологического факультета. Авторы – Сергей де Рокамболь и Анна Николаева, 2003 год. «Камни присланы из крупнейших и старейших университетов мира», – написано на пояснительной табличке. На заднем плане видна шестиметровая «Вавилонская башня» авторства Андрея Сазонова, 2010 год.

«Нос майора Ковалёва» во дворике Филологического факультета. Скульптор – Тимур Юсуфов, 2008 год. О двух других памятниках этому знаменитому гоголевскому персонажу мы писали в прошлом номере нашей газеты.

Такса во дворике Филологического факультета. Скульптор – Арсен Аветисян, 2005 год.

Во дворе главного здания Университета, Университетская набережная, 7-9. Скульптор – Анатолий Дёма, 2002 год. Идея создания этого памятника принадлежит академику Александру Ноздрачёву. Он написал: «Человечество обязано быть бесконечно благодарным кошке, подарившей миру великое множество первостепенных открытий в физиологии».

Во дворе главного здания Университета, Университетская набережная, 7-9. Скульптор – Ханнеке де Мюнк (Нидерланды), 2010 год. Герои необычной композиции, напоминающей цветок, – один из крупнейших русских поэтов XX века Осип Мандельштам и его жена Надежда. Всего во дворах Университета установлено около 50 скульптур, причём коллекция время от времени пополняется. Есть и памятники вполне классического вида (поэту и дипломату Антиоху Кантемиру, башкирскому востоковеду Ахмет-Заки Валидову, дагестанскому поэту Расулу Гамзатову, памятник первому президенту Республики Вьетнам Хо Ши Мину), и совсем необычные (мифический «Подпоручик Киже» из проволоки, скульптура из лавы Везувия «Размышление: прошлое, настоящее, будущее» и множество других очень любопытных композиций).

Или «Крылатый Гений» перед главным входом в здание Санкт-Петербургского государственного Университета, Менделеевская линия, 2. Скульптор – Михаил Белов, 2007 год. Этот Ангел-хранитель, как написано в журнале Университета, «воплощает идею молодости, стремления к знаниям, смелости и дерзости в науке».

Физику-ядерщику, общественному деятелю и правозащитнику, на площади Сахарова (между зданиями Университета и Библиотеки Академии наук). Скульптор – Левон Лазарев, 2003 год. А.Д.Сахарову в 1975 году была присуждена Нобелевская премия мира – «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».

Учёному-физиологу, создателю науки о высшей нервной деятельности, на Тифлисской улице, 3 (рядом с Институтом физиологии его имени). Скульпторы – Анатолий Дёма и Виктор Онешко, 2004 год. Памятник поставлен к 100-летию присуждения И.П.Павлову Нобелевской премии в области медицины и физиологии (1904 год).

Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера), Университетская набережная, 3, во дворе со стороны Таможенного переулка. История их такова. В Андах на севере Южной Америки (территория современной Колумбии) в первом тысячелетии Нашей эры процветало племя индейцев, впоследствии уничтоженное инками. Это племя (называемое сейчас культурой Сан-Агустин) оставило после себя сотни высеченных из вулканических пород статуй богов. Их в 1911 году обнаружил немецкий геолог Карл Штёпель. Он снял гипсовые слепки с некоторых статуй и в Германии изготовил их точные копии. 18 копий из железобетона приобрёл Петербургский учёный и просветитель Владимир Святловский и подарил их Кунсткамере. До 60-х годов XX века эти истуканы хранились в запасниках музея, после чего часть их них была выставлена на всеобщее обозрение.

Дар городу от Северо-Западного таможенного управления. Скульпторы – Андрей Кунац и Дмитрий Никитин, 2003 год. На бронзовом барельефе – реконструкция архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова на 1830-е годы. «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской империи», – свидетельствует поясняющий текст. Величественные Ростральные колонны, возведены в 1810 году по проекту архитектора Томá де Томóна, служили маяками ночью и в туман. Они украшены символическими рóстрами (носами) захваченных вражеских кораблей и величественными фигурами богов, согласно легенде, прославляющими русские реки (у северной колонны - Волга и Днепр, у южной - Нева и Волхов). Осмотрев Стрелку, давайте вернёмся к Благовещенскому мосту и продолжим нашу воображаемую экскурсию прогулкой по набережной Лейтенанта Шмидта.

на набережной Лейтенанта Шмидта у 14-15 линии. Лодка была построена в 1955 году и 35 лет несла службу в составе Балтийского флота. С 2010 года лодка стала музеем.

Высланным большевиками в 1922 г. Установлен на набережной Лейтенанта Шмидта около 8-9 линии по инициативе Санкт-Петербургского философского общества. Архитектор – Александр Сайков, 2003 год. Отсюда на двух кораблях были принудительно отправлены в Германию неугодные советскому правительству учёные и другие представители интеллигенции (более 160 человек). «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно», – писал один из лидеров Октябрьской революции 1917 года Лев Троцкий.

, «первому русскому плавателю вокруг света» (как написано на постаменте), на набережной Лейтенанта Шмидта напротив дома 17 – здания Морского кадетского корпуса. Скульптор – Иван Шредер, 1870 год. Любопытная деталь: прославленный адмирал изображён задумчивым и грациозным – несмотря на то, что обладал «железным» характером и был необычайно физически развит (даже в плаваниях он каждый день тренировался с двумя двухпудовыми гирями). Видимо, скульптор стремился подчеркнуть особенное свойство характера адмирала: отеческое отношение к морякам и неустанную заботу об их здоровье. Немудрено, что деньги на установку памятника Крузенштерну собирали всем миром.

Посвящённые сюжетам древнегреческих мифов о подземном царстве (угол набережной Лейтенанта Шмидта и 21-й линии). «Похищение Прозерпины Плутоном» (на фото), скульптор – Василий Демут-Малиновский, и «Геркулес, удушающий Антея», скульптор – Степан Пименов. Любопытная деталь: эти скульптуры (как и некоторые другие монументальные скульптуры в Петербурге) вырезаны из травертина, добытого у села Пудость около Гатчины. При извлечении из-под земли эта горная порода необыкновенно мягкая, но затем постепенно твердеет, что издавна ценилось у скульпторов. Кстати, в одном из дворов института проживает совершенно не известная широкой публике парочка чёрных чугунных сфинксов.

На набережной Лейтенанта Шмидта у Горного института. Построен в Англии по заказу Российского правительства в 1916 году (первоначально носил имя «Святогор»). В течение полувека наряду со знаменитым «Ермаком» был самым мощным ледоколом в мире. В августе легендарный ледокол отправится на ремонт в Кронштадт.

Видному политику времён «перестройки», первому мэру Санкт-Петербурга, в сквере на Большом проспекте около ДК Кирова. Скульптор – Иван Корнеев, 2006 год. Одна из надписей на постаменте гласит: «Анатолию Александровичу Собчаку (1937 — 2000), возвратившему имя городу».

Перед входом в Музей современного искусства Эрарта («Эра искусства»). Скульптор – Дмитрий Жуков, 2009 год. «Возможно, это ангелы, а возможно, изображения богини победы Ники», – написано на сайте Музея.

Погибшим, спасая наш город от пожаров во время бомбёжек и артобстрелов. Большой проспект, 73 (здание 9-й пожарной части, где сейчас – Музей пожарной охраны). Скульптор – Левон Лазарев, 1981 год.

Во дворе здания «Петерстар» на Среднем проспекте, 31, скульптор Николай Елгазин, 1994 год.

Музей «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”» , Шкиперский проток, 10. Д-2 построена в 1927-31 годах и является одной из первых советских подводных лодок. В годы Великой Отечественной войны участвовала в боевых действиях на Балтийском море. С 1994 года лодка стала музеем.

У гостиницы «Прибалтийская» на углу улиц Нахимова и Кораблестроителей. Скульптор – Зураб Церетели, 2006 год (с 2005 года памятник стоял на ступенях Манежа). На голове Петра – лавровый венок победителя, в правой руке – символический Указ об основании Санкт-Петербурга.

У гостиницы «Прибалтийская». Скульптор – Эдуард Агаян, 1982 год. Фигуры, словно захваченные водоворотом Истории, символизируют прошлое и настоящее русского флота. На стене – бронзовые маски Наяды и Нептуна.

В сквере «Малые Гаванцы» на улице Нахимова. Скульптор – Григорий Лукьянов, 2012 год (5 июля 2012 года исполнилось 210 лет со дня рождения прославленного адмирала, героя Синопского сражения и Крымской войны 1853-1856 годов). В России это второй по счёту памятник в полный рост П.С.Нахимову (первый находится в Севастополе).

«Памятник подвигу моряков Балтийского флота в Великой Отечественной войне и героическому экипажу крейсера Киров» на площади Балтийского флота (пересечение Морской набережной и Боцманской улицы). После списания легендарного крейсера из состава флота (в 1974 году) две его носовые 180-мм трехорудийные артиллерийские башни было решено установить здесь как памятник.

Сражавшимся наравне со взрослыми во время Великой Отечественной войны, на площади Балтийских юнг (пересечение проспекта Кима и Железноводской улицы). Скульптор – Леонид Эйдлин, 1999 год.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Все фото этого выпуска: © Георгий и Анастасия Поповы.

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Ансамбль стрелки Васильевского острова

Это самый тиражируемый и самый притягательный петербургский архитектурный ансамбль.

Идея создания архитектурного ансамбля на восточной оконечности (стрелке) Васильевского острова возникла ещё в петровское время. И вот что удивительно – мыс (стрелка) застраивался в расчёте на вид с воды. И расчёт оказался верным. Порой ансамбль стрелки Васильевского острова кажется носом огромного корабля, плывущего навстречу бесконечному потоку невских волн. И времени.

На смену первоначальным проектным предложениям о застройке стрелки жилыми домами в конце 1710-х – начале 1720-х годов возник проект постройки здесь здания высших правительственных учреждений – «Двенадцати коллегий», а также собора, Биржи и Гостиного Двора.

Проект был осуществлен лишь частично. Вдоль южного берега острова, к востоку от здания коллегий, были построены Кунсткамера и дворец для царицы Прасковьи Федоровны, переданный после её смерти Академии наук.

Здания на южном берегу, принадлежавшие Академии наук, образовали своеобразный академический городок. На северном берегу разгружались корабли; здесь находились Биржа – место заключения торговых сделок, каменный Гостиный Двор и ряд жилых домов. Обширная неблагоустроенная площадь разделяла эти два комплекса зданий.

В 1783 году «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга» было решено построить на стрелке здание Биржи и новый академический корпус между Кунсткамерой и «Двенадцатью коллегиями». Проекты обоих зданий разработал Д. Кваренги. Позднее на площади близ старого Гостиного Двора был построен Новобиржевой Гостиный Двор. Постройка здания Биржи по проекту Кваренги была приостановлена в 1787 году. Оставшееся недостроенным здание было разобрано.

Вид на стрелку Васильевского острова

В 1801 году архитектор Тома де Томон представил свой вариант нового здания биржи. Томон творчески переработал античный образец периптера, то есть здания, окруженного со всех сторон колоннами. Перед зданием, на площади, Томон установил две Ростральные колонны со статуями у подножия.

Художественный эффект всей композиции строился на контрасте мощной горизонтали гранитной набережной со спусками к Неве и центрального доминирующего объема здания Биржи с его строгими, величественными колоннадами. И вертикалями Ростральных колонн.

Две величественные Ростральные колонны, выполнявшие во время существования порта роль маяков, расположены на самом берегу реки, перед зданием Биржи. Колонны установили на стрелке в 1810 году. Одна из них служила долгое время маяком для судов на Малой Неве, а другая – указывала путь в Большую Неву. Колонны-маяки действовали вплоть до 1885 года. Колонны являются памятником военно-морской славы, символом морского могущества России.

Эти триумфальные колонны выполнены по проекту Тома де Томона из разнообразных строительных материалов. Ствол каждой колонны украшен металлическими изображениями ростр (носовых деталей кораблей) и двумя гигантскими скульптурами, представляющими фигуры четырех великих русских рек – Волги, Днепра, Волхова и Невы. Сегодня огни в чашах, находящихся на верхушках колонн, зажигаются только по праздничным дням, для чего используется горючий газ.

Постройка симметричных корпусов южного и северного пакгаузов, предусмотренная проектом Захарова, и здания таможни, увенчанного башней по аналогии со зданием Кунсткамеры, была осуществлена в 1826–1832 годах по проекту архитектора И.Ф. Лукини. Пакгаузы – это закрытые складские помещения. С окончанием строительства этих зданий ансамбль стрелки Васильевского острова был завершен.

Частичное искажение ансамбля произошло в конце XIX – начале XX века. Это связывают с постройкой здания Клинического повивально-гинекологического института в 1900–1904 годах (ныне институт Отто).

В 1925–1926 годах по проекту архитектора Л.А. Ильина на стрелке распланирован сквер в регулярном стиле.

Торжественное открытие Биржи произошло через шесть лет после окончания строительства – в 1816 году. Здание было передано петербургскому купечеству. Здесь осуществлялись все оптовые сделки с русскими и иностранными купцами.

Здание Биржи сегодня считается одним из лучших образцов русской архитектуры начала XIX века. И в оформлении здания большую смысловую нагрузку играет скульптура. На фасаде, обращенном к Неве, композиция: «Нептун с двумя реками», на противоположном – скульптурная группа «Навигация, Меркурий и две реки». Они выполнены из пудостского камня бригадой каменотесов под руководством Самсона Суханова. Автор первой композиции – скульптор С. Пименов, второй – скульптор Ф.Ф. Щедрин.

Морской и торговый порт Санкт-Петербурга рос под эгидой двух античных богов – Нептуна (Посейдона) и Меркурия (Гермеса). Навстречу пристающим к берегу кораблям с аттика Биржи Нептун протягивал руку, в другой руке держал высоко поднятый трезубец. Он выплывал в колеснице, в которую впряжены морские кони (гиппокамы). Справа от бога морей – женская фигура, очевидно символизирующая Неву, а слева – Волхов – седобородый муж.

С появлением в России процентных бумаг на Бирже в середине XIX века начали осуществляться фондовые сделки. Отсюда и часто употребляемое название – фондовая Биржа. Она производила операции до 1917 года.

С 1940 по 2011 год здесь находился Центральный военно-морской музей. Начало ему было положено при Петре, когда в 1709 году в Адмиралтействе была создана «модель-камора» (помещение для изготовления чертежей кораблей в натуральную величину). В 2011 году принято решение перевести музей, а в здание вернуть биржу.

Здание бывшего Южного пакгауза сегодня занимают Зоологический музей и Зоологический институт. Зоологический музей императорской академии наук был создан на основе коллекций Кунсткамеры в 1832 году. В 1896 году музей был переведен в помещение южного пакгауза Биржи, где находилась «экспозиционная зала» – первое в России помещение, специально оборудованное для выставок. Здесь демонстрируются десятки тысяч экспонатов (животные, чучела и скелеты многих редких и вымерших животных, голубых кораллов и др), хранится скелет кита, выставлено чучело огромного двенадцатиметрового питона, бегемота и других животных. Здесь помещено уникальное цельное чучело извлеченного из вечной мерзлоты мамонтенка Димы. Во всех разделах экспозиции представлены редкие и исчезающие животные, так называемые краснокнижные виды, то есть те животные, существование которых в данный момент находится под угрозой.

В здании бывшего Северного пакгауза размещаются Институт геологии и геохронологии докембрия, Институт химии силикатов имени И.В. Гребенщикова и Музей почвоведения имени Докучаева. Официальное открытие музея состоялось в 1904 году. Музей является хранителем богатейшей коллекции почв различных природных зон мира. Собрание музея насчитывает более 2500 единиц, из них 450 экспонируются в виде монолитов – срезов почвы с ненарушенным строением. Основу экспозиции составила коллекция почв, собранных выдающимся русским естествоиспытателем, геологом и ученым-почвоведом В.В. Докучаевым.

В экспозиции музея отражено многообразие почв на планете, показаны закономерности их распределения, раскрыта экологическая роль почвы во всех наземных экосистемах земли. Есть и уникальные экспонаты: почвенный глобус диаметром 1,2 метра, монолит ископаемой почвы, которому 125 тысяч лет, восьмигранный монолит высотой 1,7 метра – «Чернозём типичный».

Стрелка Васильевского острова была и остается популярным местом народных гуляний. Ансамбль стрелки органично связан со шпилем колокольни Петропавловского собора, со зданиями на набережных Большой и Малой Невы.

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Ансамбль Елагина острова Это самый зелёный из всех петербургских островов. И самый любимый. Ведь на острове располагается ЦПКиО, Центральный парк культуры и отдыха. То есть место, где принято отдыхать и получать удовольствие. И не только от тенистых аллей, но и от

Из книги Викинги автора Арбман Хольгер

Глава 2. Британские острова и острова Атлантического океана Расстояние между Скандинавией и Британией, разделенных Северным морем, незначительное, и когда в конце VIII века начались первые набеги викингов на европейские города, берега Британии были им уже хорошо знакомы.

автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798-1800) автора Тарле Евгений Викторович

Из книги Российский флот в Средиземноморье автора Тарле Евгений Викторович

12. Атака и взятие острова Видо, капитуляция острова Корфу Адмирал в самом деле был в трудном положении. Он хорошо понимал, что если среди населения острова Корфу стали проявляться «замешательство и развраты», то происходит это не столько от красноречия французских

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

автора

Большой проспект Васильевского острова 1732. В 1732 году на карте Васильевского острова впервые появляется официальное название Большая перспектива. Свое происхождение проспект ведет от обыкновенной лесной просеки, проложенной от Меншиковского дворца к взморью. Просека

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Линии Васильевского острова 1720-е… В рамках реализации захватившей Петра I идеи создать центр Петербурга на Васильевском острове французский архитектор Леблон, работавший в России с 1716 по 1719 год, разработал уникальный проект строительства города на Васильевском

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Средний проспект Васильевского острова 1730-е. В 1730-х годах параллельно Большому проспекту Васильевского острова была проложена улица, получившая название Малая перспектива. Она проходила от 18-й линии до современной набережной Макарова. Через несколько лет возник еще

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

13. ОСТРОВА МЕЖДУ АФРИКОЙ И ИНДИЕЙ. В ЧАСТНОСТИ, ОСТРОВА ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА И МАДАГАСКАР, см. рис. p.11, рис. p.12, рис. p.17 ??? «Остров богат курмирин (? – Авт.), при море жемчуг, а больше в раковинах емлют. Людей нет, пуст».??? «Ударил Моисей жезлом крестообразно трижды в море и до сих

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Острова-ошибки, острова-призраки, острова-мифы Таким образом, многие острова, обозначенные на старинных картах Атлантики, претерпели удивительное превращение: сначала их названия были даны несуществующим объектам, а затем, когда в океане начали обнаруживать реальные

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Биржа и Стрелка Васильевского острова, 1806 год Павел Свиньин Одновременно со строительством нового Адмиралтейства началось возведение знаменитого архитектурного ансамбля на Стрелке Васильевского острова, где Нева разделяется на два рукава – Большую и Малую Неву.

Из книги Русский Стамбул автора Командорова Наталья Ивановна

А.А. Васильев - ученик В.Г. Васильевского В январе 1899 года на стажировку в РАИК приехал из Петербурга молодой ученый, историк, византинист Александр Александрович Васильев. Несмотря на незнатное происхождение (сын военного и купчихи), молодой человек успел уже проявить

Здесь мы представляем результаты наших поисков водных Античных мифов в декоре Санкт-Петербурга. Если вы хотите узнать, как об этом можно рассказать детям дошкольного возраста, то переходите по ссылке АНТИЧНОСТЬ СПб ДЛЯ ДОШКОЛЯТ

  • Античный водный Санкт-Петербург



Адмиралтейство

Наиболее богат античный морской декор Адмиралтейства. На Адмиралтействе можно увидеть не только повелителя морских вод - Посейдона, но и всю его свиту. Причем изображения как царя морей, его жены морской царицы Амфитриты, так их слуг Тритонов и Наяд встречаются неоднократно. Они расположены на замковых камнях оконных проемов 1-го и 2-го этажа.


Флагштоки на павильонах Адмиралтейства поддерживают три дельфина. Неискушенному глазу эти гигантские сказочные рыбы вряд ли напомнят дельфинов, но скульпторы того времени лепили дельфинов по рассказам, не видя натуры, поэтому дельфины скорее напоминают царь-рыб. "Сказочные обитатели морских глубин на Адмиралтействе, несущие флаг, символизировали выход русского флота на широкие морские просторы" (Нестеров В.В. Львы стерегут город. - Л., 1972. С. 335)

Здание Биржи

Фасад Биржи украшен скульптурной группой "Нептун с двумя реками, или Балтийское море" (Прокофьев И.П., Демут-Малиновский В.И. ?)

На здании Биржи мы впервые сталкиваемся с гиппокампами, морскими конями Нептуна. Тела гиппокампов практически полностью погружены в воду, а если бы гиппокампы вынырнули они выглядели бы примерно так:

Нептун в Петербурге

Можно было бы предположить, что главный Нептун в Петербурге, должен иметь резиденцию на здании Адмиралтейства. Однако, это не так. Возлежащий на крыше Зимнего дворца, как на римском празднестве Нептун, приветствует все проплывающие по Неве корабли, и по праву считается главным морским богом Петербурга. Его коллега с бывшего здания Таможни (ныне Пушкинского дома), принимает парад стоя, а знаменитый Нептун со здания Биржи, утратил свое главенство вместе с переселением порта со Стрелки Васильевского острова.
В загородных резиденциях можно лицезреть помпезный памятник Нептуну - фонтан Верхнего Петергофского парка.

Ростральные колонны

На Ростральных колоннах мы также можем найти дельфинов, гиппокампов и наяд. Все они стали украшением Ростр. Наяд можно найти на нижних парах ростр. "Наяда представлена в образе молодой женщины с пышными распущенными волосами и широкими перепончатыми крыльями; ее ноги, напоминающие рыбьи хвосты, переплетены, а вытянутыми и чуть отклоненными назад руками она держится за борт корабля. Движение создает иллюзию, что нос корабля быстро движется навстречу набегающим волнам Невы" (Нестеров В.В. Львы стерегут город. - Л., 1972. С.336-337). Дельфины Ростральных колонн - одни из самых похожих на настоящих (несмотря на несуществующие жабры). Ведь ростра имитирует снятую с чужеземного корабля, бывавшего в южных морях, а значит владелец судна, вероятно, видел настоящих дельфинов. Дельфины не выглядят злобными чудовищами, хотя скульптор подчеркивает открытый рот животного и делает дополнительную обводку вокруг глаз.
Для гиппокампа скульптор избрал наиболее популярный образ, соединяющий голову и туловище коня с ластами и рыбьим хвостом. Образ морского коня решен простыми, мягкими линиями. Следует заметить, что гиппокамп и дельфин украшают одну и ту же ростру.

Гиппокампы в Петербурге

Гиппокампа нельзя назвать самым популярным мифическим животным Петербурга, но все же в городе на Неве можно найти целые табуны этих милых существ, приютившихся на стенах домов, решетках мостов, украшающих фонари и даже держащих балконы на своих широких морских спинах. Петербургская мода на сочетание стихий воды и воздуха, провозглашенная еще Елизаветой Петровной при обсуждении убранства Смольного собора, сделала большую часть гиппокампов Петербурга - крылатыми существами. Часть гиппокампов страстно полюбили музыку и не расстаются с лирой. Есть и гиппокампы, играющие с детьми. Вряд ли это земные дети, скорее малыши принадлежат к античному божественному семейству, но играют с гиппокампами они, как настоящие земные шалуны. На мосту Ломоносова Гиппокампа решили скрестить с единорогом. Золотой рог морского конька мог бы пробить ледяной покров Петербургских рек и поднять Нептуна на поверхность даже зимой.
Современные скульпторы также стремятся проявить фантазию и скрещивают гиппокампа с лебедями, упрочивая союз неба и воды. Еще одного гиппокампа можно увидеть на часах Главного штаба. Как только мы найдем ему пару, он тоже поселится на этой странице.

Тритоны

Тритоны не всегда находятся в свите Морского царя. Иногда в городе можно встретить этих существ, ускользнувших от грозного взгляда морского владыки.

Корабельная скульптура

Корабельная скульптура появилась в нашем городе не так давно. В прежние времена корабли, заходившие в порт на Стрелке ВО, хотя и могли обладать куда более высокохудожественными образцами этого искусства, вряд ли воспринимались как неотъемлимая часть городского пейзажа. Но с тех пор как в Неве пришвартовано несколько кораблей - развлекательных центров, имитирующих старинные суда, можно говорить о корабельной скульптуре, как относительно константной части городского пейзажа.
Наиболее ценной, с точки зрения представленности античной морской мифологии, является скульптурная композиция "Летучего Голландца". В скульптурном декоре корабля можно найти наяд и Тритона. Первоначально скульптуры были выполненны из темных пород дерева, но позднее позолочены, что лишило декор налета старины и таинственности, но обозначило статус судна.

Медуза Горгона

Одно из самых страшных морских чудовищ, Медуза Горгона, часто встречаемый персонаж в нашем городе. Наиболее излюбленно ее изображение на щитах, хотя встречаются и непокоренные Персеем медузы.

Речные античные божества

Кроме морских античных божеств в городе можно встретить и речных нимф, а также аллегории рек. К наиболее известным среди них относятся аллегории рек со здания Биржи и барельефов на Александрийской колонне. Однако, на доходных домах Петербурга встречаются парные речные нимфы, а в пригородах можно найти и скульптурные портреты речных аллегорий.