Главная · Страны для эмиграции · Сокровища московских улиц и переулков, ч.3. Знаменская церковь

Сокровища московских улиц и переулков, ч.3. Знаменская церковь

Вчера журналистам показали образец качественной реставрации памятника истории и культуры, проведенный за счет внебюджетных средств. Это так называемая усадьба генерала Соймонова на Малой Дмитровке. Здесь жил один из организаторов Северного общества, декабрист Михаил Фотиевич Митьков. После революции особняк передали Свердловскому райкому КПСС, в 80-х годах в нем размещалось добровольное общество борьбы за трезвость. Арендатор отреставрировал уникальные интерьеры главного дома усадьбы и декоративное убранство залов, мозаичный пол в вестибюле. Кроме того, благоустроена территория двора, воссозданы утраченная парадная лестница и уличная парадная ограда.

"Мы - свидетели того, как при грамотном отношении к памятнику проведена реставрация на внебюджетные средства, - прокомментировал руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский. - Очень много памятников в плохом состоянии, городской и федеральный бюджет не могут осилить такой объем работ. Необходимо привлекать инвесторов".

Но желающих вкладывать огромные средства в трудоемкую реставрацию памятников не так много. Собственно, и стимулов особых для этого у них нет. Поэтому городу приходится брать расходы на себя, но бюджет не безразмерный. "У нас пришел приказ минрегиона, что реставрационные нормы в 1,5 раза дороже обычного капремонта - из расчета 27 тысяч рублей на квадратный метр, - заметил глава департамента. - Думаю, этих денег даже на люстру не хватит".

За счет городского бюджета ежегодно реставрируется примерно 80 объектов культурного наследия, но еще сотни - на очереди. В Москве, например, 40 пустующих домов-памятников, которые стремительно разрушаются. Городским властям необходимо срочно решить, что с ними делать, чтобы их сохранить. По словам Кибовского, в условиях, когда в центре города ограничено строительство новых объектов, внимание компаний-застройщиков будет обращено на памятники, находящиеся в плохом состоянии. Но важно, чтобы они попадали в хорошие руки, а не к тем, кто стремится очистить от памятника стройплощадку. "Добросовестные люди, которые приводят такие объекты в порядок, должны получать преференции от государства в части дальнейшего управления такими объектами, - так считает Кибовский. - И этот вопрос обсуждается с московскими властями". Что это за преференции? Вот 1 апреля открыл двери уникальный памятник ХVIII - ХIХ веков особняк Ивана Муравьева-Апостола, один из немногих уцелевших в пожаре 1812 года. В его восстановлении самое деятельное участие принял потомок декабристов, меценат Кристофер Муравьев-Апостол. По нашей информации, он вложил в реставрацию 12 млн долл., практически поднял из руин. И будьте покойны, сохранил бы это наследие в первозданном виде. Он бы его и купил, но по нынешним правилам при продаже памятника с аукциона никаких преимуществ у Муравьева-Апостола не будет. А если бы, например, добросовестный арендатор имел такое преимущественное право, он бы заботился о сохранности памятника, о его восстановлении.В Москве на государственном учете состоят 5617 памятников истории и культуры. Кроме того, вновь выявлено 1830 объектов культурного наследия и 1318 заявлено к постановке на учет. Из всего этого богатства, как ранее озвучивалось, почти 1,5 тысячи памятников истории и культуры перешло в частные руки. Увы, некоторые подверглись разрушению, о чем неоднократно писала "РГ". Но есть и положительные примеры, когда собственники или арендаторы проводят комплексную научную реставрацию здания. И такие усилия надо поддерживать.

родился в г. Щекино, Тульской области в семье рабочих. После окончания средней школы в 1969 г. поступил в Московский Архитектурный Институт, который закончил в 1976 году с дипломной работой на «отлично». В 1974 году, являясь студентом 5 курса института получил 1-е место во Всесоюзном конкурсе «Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам Московского Государственного Университета на Ленинских Горах, павшим в боях за Родину в 1941 – 1945 гг.». Строительство Памятника было закончено к Юбилей Великой Отечественной войны – 9 мая 1975 г. и отмечено Золотой и Серебряной медалью ВДНХ на выставке «Творчество молодежи – стране», а так же многими публикациями в архитектурных журналах. После окончания института работал с 1976 г. в институтах: «Центромашпроект», «Гипронии АН СССР», «Гипропромтрансстрой» в должности архитектора, руководителя группы архитекторов. В 1985 году был принят в Члены Союза архитекторов СССР. В 1987 г. в порядке перевода перешел в институт «Спецпроектреставрация» в мастерскую № 5 на должность руководителя группы архитекторов по реставрации Памятника истории, культуры и архитектуры Мирового значения – «Музей-Усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Тульской обл.»

В 1988 г. назначен Главным архитектором проектов реставрации. На этой должности руководил комплексным проектированием и проведением авторского надзора по реставрации более 20 объектов (Главный дом, дом Кузьминских, дом Волконских, Белая кухня и т.д.) на Памятнике Мирового значения «Музей-Усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Тульской обл.». В дальнейшем руководил проектированием и реставрационными работами в Брянской области («Церковь Св. Николая в г. Стародубе», «Дом Причта в Введенской пустыне»), Калужской области («Братские корпуса» в монастыре «Оптина пустынь», «Дом Перлова» в Шемардинском монастыне, «Усадьба Ершово» – Главный дом), Звенигородский район Московской области, а так же в Москве – «Дом Губина» - г. Москва, ул. Петровка, «Усадьба Замятиных» – г. Москва, ул. Пятницкая и т.д.

В 1995 году за проектирование и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры конца XIX века «Коммерческий Банк Полякова – Банк Москвы» (г. Москва, ул. Кузнецкий мост, 15/8 стр. 1) был награжден Дипломом Правительства Москвы Лауреата конкурса на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в Историческом центре Москвы.

В 1997 году за проектирование и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры ХХ века «Жилой дом на Ленинградском проспекте» – арх. Буров, худ. Фаворский (г. Москва, Ленинградский проспект, д.27) награжден Дипломом Правительства Москвы Лауреата конкурса на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в Историческом центре Москвы.

В 1998 году руководил проектными, консервационными и реставрационными работами на Памятнике архитектуры, истории и культуры Федерального значения «Городская усадьба XVIII-XIX в.в.» (г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д.18 стр.1)

Приказом Министерства Культуры Российской Федерации № 850 от 17.12.1999 года в целях совершенствования работ по сохранению и реставрации памятников истории и культуры назначен Федеральным архитектором-реставратором (координатором) по Саратовской области, где в 1999-2000 гг. проводил координационные работы на Памятнике истории культуры и архитектуры Федерального значения «Художественном музее им. Радищева».

В 2001-2002 г. руководил проектными работами на Памятнике архитектуры начала ХХ века «Особняк 1907 года» арх. Гончаров (г. Москва, ул. Большая Полянка, д.45)

В 2002 г. за проектирование и руководство реставрационными работами на Памятнике истории, культуры и архитектуры 1883 г. «Пассаж Сан-Галли с палатами конца XVIII века» – «Дом художников» (г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.11) награжден Дипломом Правительства Москвы Лауреата конкурса на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в Историческом центре Москвы.

В 2011 году за проектирование, научные исследования и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры «Городская усадьба Соймоновых-Соболевских» г.Москва, ул.Малая Дмитровка, д.18 награжден Дипломом лауреата конкурса за лучшую реставрацию в Москве. В 2011 году за проектирование, научные исследования и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры «Тоговый дом П.М. и В.М.Третьяковых с помещениями Банка «Лионский кредит» г.Москва, ул.Кузнецкий мост, д.13 награжден Дипломом лауреата конкурса за лучшую реставрацию в Москве.

За многолетнюю творческую работу награжден Дипломом Союза архитекторов России и благодарностями Московского комитета по охране памятников архитектуры-«Москомнаследия».

В 2011 году за проектирование, научные исследования и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры «Городская усадьба Соймоновых-Соболевских» г.Москва, ул.Малая Дмитровка, д.18 награжден Дипломом лауреата конкурса за лучшую реставрацию в Москве. В тот же год за проектирование, научные исследования и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры «Тоговый дом П.М. и В.М.Третьяковых с помещениями Банка «Лионский кредит» г.Москва, ул.Кузнецкий мост, д.13 награжден Дипломом лауреата конкурса за лучшую реставрацию в Москве.


Недавно в Москве завершилась реставрация памятника архитектуры, городской усадьбы, чья история связана с движением декабристов - дома генерала А.Н. Соймонова на Малой Дмитровке. Все работы велись в тесном сотрудничестве с департаментом по культурному наследию Москвы. Памятник был восстановлен по изначальным чертежам в том виде в каком он был во второй половине XIX века. Реставраторам удалось воссоздать внутренние покои: анфиладу, Главный зал, Лазуритовый зал, Музыкальный и Английский кабинеты. Заиграл новыми красками и фасад дома, его расчистили и покрасили. Для отделки внутренних помещений использовали натуральные материалы: мрамор, лазурит и даже золото.

К сожалению, за время, пока усадьба не реставрировалась, были утрачены мраморные мозаики античного стиля, исторический паркет и некоторые другие детали интерьера. Усадьба была построена в 80-е годы XVIII века архитектором Н.А. Львовым. В усадьбе одно время жил декабрист Михаил Митьков, часто приезжал Пушкин и другие известные люди.

В Москве для реставрации зданий часто используется керамогранит. Этот материал обладает очень высокой морозоустойчивостью, что делает его идеальным для отделки фасадов домов, при этом он не теряет со временем своего внешнего вида. Если возник вопрос, если я куплю керамогранит , можно ли его использовать в интерьере. Отметим, что керамогранит подойдет и для внутренних помещений: лестниц, стен, полов. Можно им декорировать и отдельные детали интерьера, что придаст ему более богатый вид.

Что нового в России

Поход на лошадях в Белуху - один из самых интересных маршрутов. Нужно сказать, что гора Белуха, самая высокая точка Алтая, включающая в себя два пика: Восточный и Западный, а также множество горных массивов. Это единственное место на Алтае с таким количеством горных вершин. Она располагается в центре Евразийского материка...

Расписка является документом официальным Существуют специально созданные правила оформления. Пишется она по определённому плану, где нельзя пропускать ни одного пункта. Сейчас для каждого случая разработаны специальные формы заполнения всех документов. Это очень удобно: всё заранее учтено в готовых бланках.


1. Где-то по пути встречаем поле из одуванчиков.

2. Вот мы и приехали к первой точке, скрытой за деревьями в лесу. Знаменская церковь, одиноко стоящая в урочище Теплое.

3. Когда-то в этих местах находилась большая усадьба, родовое гнездо дворян Соймоновых. Усадьба была основана в XVIII веке Петром Александровичем Соймоновым. Основное ее строительство пришлось на время Н.А. Соймонова, при котором в 1797г. была построена Знаменская церковь.

4. Для ее строительства церкви был приглашен архитектор Н.А.Львов. Документальных свидетельств о том, что проект церкви был создан именно Львовым, не сохранилось, но характерные черты до недавнего времени хорошо сохранявшегося памятника свидетельствуют в пользу его авторства.
Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, оштукатурена.

5. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; второй ярус особенно красив и выразителен: с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.

6. Как оказалось, мы здесь были не одни. Рядом стояло еще две машины, а вокруг ходили ребята с металлоискателями.

7. Заходим внутрь. Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные окна, лепные кронштейны.

8. К сожалению, интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль» и более поздних картин.

9. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.

10. Пол и ступеньки, ведущие к алтарю, частично расчистили - виднеются остатки плитки.

11. К сожалению, потолок обрушился во многих местах, у боковых пределов крыша полностью отсутствует. На полу опять виднеется плитка.

12. Копатели нашли в траве дверь от церковной ограды.

13. Я же тем временем решил подняться на колокольню по остаткам винтовой лестницы.

14. Уровень второго яруса. Прямо виднеется небольшая комнатушка (ни разу не встречал колокольню с "подсобными" помещениями).

15. А вот лестница на самый верх, к сожалению, не уцелела. Хотя на те ступеньки, которые остались, можно спокойно становиться.

16. Потихоньку усиливается ветер, и погода начинает хмуриться.

17. Вид с крыши церкви. Слева протекает небольшой ручей, а справа, где сейчас чистое поле, когда-то стояла деревня. Ребята с металлоискателями отправились туда.

18. Купол храма.

19. Места здесь очень красивые!

22. Луч света в темном царстве.

При написании использовался текст с сайтов.

Ансамбль классической усадьбы на Малой Дмитровке складывался на протяжении второй половины XVIII – XIX веков.

Главный усадебный дом расположен в глубине участка, на красную линию улицы выходят два симметрично стоящих флигеля, соединенные с домом арочными переходами. Своим изящным дорическим портиком дом обращен в курдонер, отделенный от улицы оградой с воротами. В основе главного дома – палаты середины XVIII века, перестроенные в классический усадебный дом в 1780‑х годах предположительно по проекту архитектора Николая Александровича Львова.

В первой половине XIX века усадьбой владел помещик Александр Николаевич Соймонов, племянник статс-секретаря Императрицы Екатерины II Петра Александровича Соймонова. В усадьбе в это время часто бывал и жил известный литератор, поэт и библиофил Сергей Александрович Соболевский, внебрачный сын А.Н. Соймонова (отец «за значительное денежное пожертвование» приписал сына к польскому дворянскому роду Соболевских).

Соболевский был известен как коллекционер редких книг, библиограф, знаток многих языков, журналист, а также как автор язвительных эпиграмм («неизвестный сочинитель всем известных эпиграмм»). Он был близким другом Александра Сергеевича Пушкина , который, вероятно, также посещал усадьбу на Малой Дмитровке. С Пушкиным он познакомился, когда ему было 15 лет, и это знакомство быстро переросло в крепкую дружбу. Соболевский был литературным советчиком Пушкина, помогал поэту издавать его произведения, привозил ему из-за границы новые книги (в том числе запрещенные в России сочинения Адама Мицкевича); несколько раз он спасал Пушкина от дуэльных поединков, выступая в роли миротворца. По мнению многих, Соболевский был единственным, кто мог бы предотвратить роковую дуэль Пушкина с Дантесом, но «к несчастью, Соболевский в тот год в Европах жил». После гибели Пушкина он хлопотал о материальной помощи для его семьи, потом занимался публикацией пушкинских писем и материалов для его биографии.

Соболевский общался и дружил также с Евгением Баратынским, Петром Киреевским, Владимиром Одоевским и другими, а также с представителями младшего поколения писателей – Николаем Гоголем, Иваном Тургеневым, Львом Толстым.

В 1820‑х годах в усадьбе жил также Михаил Фотиевич Митьков, приходившийся Соймонову племянником. Герой войны 1812 года, участник взятия Парижа в 1814 году, полковник, он позже стал активным членом Северного тайного общества; здесь, у него на квартире, проходили некоторые собрания будущих декабристов. После подавления восстания на Сенатской площади, Митьков был арестован и приговорен судом к каторжным работам. Он был сослан в Сибирь, где после отбытия каторги поселился в Красноярске и занимался метеорологией до самой смерти в 1849 году.

В 1850‑х годах усадьба на Дмитровке перешла к новой хозяйке – жене гвардии ротмистра В.Д. Ладыженской. При ней были несколько переделаны фасады усадьбы, в частности тосканский портик главного дома был заменен на дорический. В 1870‑х годах, при новом владельце губернском секретаре А.В. Каншине, парадные интерьеры главного дома были частично перепланированы и переделаны по проекту архитектора Августа Вебера.

В советские годы усадьба была отдана под административные цели, здесь на протяжении многих десятилетий размещался Свердловский райком КПСС.

В 2000‑х годах была проведена научная реставрация усадьбы. В главном доме отреставрировано и восстановлено внутреннее убранство интерьеров XIX века – парадная анфилада помещений первого и второго этажа с лепной отделкой интерьеров, росписью стен и потолков (в том числе «помпейской» росписью парадной лестницы), пилястрами из искусственного мрамора, деревянными панелями, печами и мраморными каминами, паркетными полами.

В настоящее время в усадьбе располагаются офисы.